город Иркутск |
|
20 сентября 2018 г. |
Дело N А33-29636/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л. А.,
судей: Новогородского И. Б., Уманя И. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агат" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 февраля 2018 года по делу N А33-29636/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Фролов Н.Н.; суд апелляционной инстанции: Юдин Д.В., Иванцова О.А., Морозова Н.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Агат" (г. Красноярск, ИНН 2465109075, ОГРН 1072465001685, далее - ООО "Агат", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (далее - Департамент) о признании незаконным решения N 04-01/4063 от 04.08.2017 об отказе в предоставлении права пользования участком недр в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку россыпного золота на участке недр "Фабричный" в Курагинском районе Красноярского края; об обязании устранить нарушения прав и законных интересов путем повторного рассмотрения заявки от 29.12.2016 и выдачи лицензии на право пользования участком недр в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку россыпного золота на участке недр "Фабричный" в Курагинском районе Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 февраля 2018 года в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2018 года решение суда от 21 февраля 2018 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Агат" ставит вопрос о проверке законности судебных актов, полагая их выводы основанными на неверном толковании норм материального права; указывает, что применение судами Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения), утверждённого приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.11.2016 N 583 (далее - Порядок N 583) противоречит части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; считает, что суды придали обратную силу Порядку N 583, ухудшающему положение общества, без учёта требований статьи 57 Конституции Российской Федерации; просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент согласен с судебными актами по делу.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражный дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, ООО "Агат" обратилось 29.12.2017 в соответствии с действовавшим на указанную дату Порядком рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения, утверждённого приказом Министерством природных ресурсов Российской Федерации от 15.03.2005 N 61 (далее - Порядок N 61), в Департамент с заявкой на предоставление права пользования недрами с целью геологического изучения, поисков и оценки месторождений россыпного золота на объекте "Фабричный", расположенном в Курагинском районе Красноярского края.
Департаментом направлены запросы в ФСБ России (запрос от 11.01.2017 N 04-03/106, ответ от 13.04.2017 вх. N 3065), Минприроды России (запрос от 11.01.2017 N 04-03/107, ответ от 27.02.2017 вх. N 1629); Красноярский филиал ФБУ "ТФГИ по СФО" (запрос от 11.01.2017 N 04-02/110, ответ вх. от 17.02.2017 N 1454); КГКУ "Дирекция по ООПТ Красноярского края" (запрос от 11.01.2017 N 04-02/111, ответ от 23.01.2017 вх. N 492); Минприроды Красноярского края (запрос от 11.01.2017 N 04-02/112, ответ от 02.02.2017 вх.N 963), Генштаб России (запрос от 11.01.2017 N 04-03/108, ответ от 09.03.2017 вх. N 1904).
Генеральный штаб Российской Федерации в своем ответе указал, что для получения информации об отсутствии в границах запрашиваемых участков недр земельных участков, отнесенных к землям обороны и безопасности, необходимо обратиться в Департамент имущественных отношений Минобороны России.
Департамент обратился в Минобороны России с запросом N 04-03/1277 от 13.03.2017 о предоставлении необходимых сведений. Ответ на указанный запрос поступил в Центрсибнеда 05.05.2017 (вх. N 3767).
10.01.2017 вступил в силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.11.2016 N 583, (которым утверждён Порядок N 583). Пунктом 2 указанного приказа установлено, что приказ от 15.03.2005 N 61 признан утратившим силу.
В связи с вступлением в силу нового Порядка N 583 по предмету, заявленному ООО "Агат", Департамент направил также запрос N 04-02/1086 от 02.03.2017 в подведомственный Федеральному агентству по недропользованию орган - Красноярский филиал ФБУ "ТФГИ по СФО" о предоставлении сведений о наличии (отсутствии) ограничений по запрашиваемому обществом участку, предусмотренных абзацем 2 пункта 1.11 и абзаца 3 пункта 1.10 Порядка N 583.
Согласно ответу Красноярского филиала ФБУ "ТФГИ по СФО" (от 14.03.2017 вх. N 2084):
- вблизи участка "Фабричный" на расстоянии 0,01 км расположена лицензионная площадь россыпь "р. Чибижек с притоками", право на который предоставлено ООО "Алькор" по лицензии КРР 02513 БЭ в целях разведки и добычи на участке. Срок действия лицензии с 07.11.2013 по 15.11.2028;
- в 0,01 км от испрашиваемого участка расположена Ольховско-Чибижекская лицензионная площадь (золото из коренных рудных месторождений), право на которую предоставлено ООО "Сибресурс" по лицензии КРР 02781 БР в целях геологического изучения, разведки и добычи золота и попутных компонентов. Срок действия лицензии с 18.03.2016 по 15.03.2041;
- в 0,03 км расположено месторождение россыпного золота "р. Чибижек", право на разработку которого предоставлено ООО "Саянская золотодобывающая компания" по лицензии КРР 01681 БЭ. Срок действия лицензии с 13.11.2006 по 31.12.2022.
- в границах испрашиваемого участка был лицензионный участок, право на который прекратилось: лицензионный участок коры выветривания в бассейне р. Чибижек. Право было предоставлено ОАО "Минусинская геологоразведочная экспедиция" в целях геологического изучения (поиски и оценка) золота по лицензии КРР 00994 БП. Срок действия лицензии с 26.07.2000 по 30.06.2005. Лицензия прекращена по истечению срока давности.
22.06.2017 заявка ООО "Агат" рассмотрена на заседании комиссии Федерального агентства по недропользованию и в связи с наличием обстоятельств, ограничивающих законодательно предоставление права по указанной заявке, принято решение об отказе в ее удовлетворении (протокол от 22.06.2017 N 6-2017 КРР). Департамент отказал в предоставлении испрашиваемого права решением от 04.08.2017.
Общество оспорило решение от 04.08.2017 в Арбитражном суде Красноярского края.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных им требований, суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.
На момент подачи обществом указанной выше заявки действовал Порядок N 61.
Общество представило с заявкой документы и сведения, перечисленные в пункте 6.2 Порядка N 61, в качестве обязательных.
Абзацем 2 пункта 6.1 Порядка N 61 установлено, что заявитель вправе также представить документы и сведения, перечисленные в подпунктах 8 - 14 пункта 6.1 Порядка N 61 по собственной инициативе.
Поскольку обществом не были представлены документы, предусмотренные пунктом 6.1 Порядка N 61, запрос этих документов в установленном порядке на основании абзаца 3 пункта 6.5 Порядка N 61 был осуществлён Департаментом в органы, указанные выше.
Правомерность этих действий Департамента (по запросу документов) заявитель кассационной жалобы не оспаривает.
В соответствии с абзацем 1 пункта 6.6 Порядка N 61 для принятия решения по вопросу о предоставлении права пользования недрами заявка и прилагаемые к ней документы и сведения направляются в Комиссию Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом только после получения документов и сведений, запрошенных в соответствии с абзацем 3 пункта 6.5 Порядка N 61.
Абзацем 2 пункта 6.6 Порядка N 61 установлено, что комиссия в срок, не превышающий 20 рабочих дней, со дня поступления заявки и прилагаемых к ней материалов, осуществляет проверку заявки на наличие (отсутствие) оснований для отказа, предусмотренных пунктом 6.7 Порядка N 61, а также рассматривает представленные материалы на предмет их соответствия основным задачам и условиям проведения работ по геологическому изучению участка недр, в том числе в части обоснования границ участка недр, а также требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к пользователям недр.
Таким образом, срок для рассмотрения комиссией заявки и принятия решения об удовлетворении ее либо отказе не должен превышать 20 рабочих дней с момента поступления заявки на комиссию.
Пунктом 1.2 Порядка N 61 было установлено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 " 2395-1 "О недрах" право пользования участками недр для целей геологического изучения возникает на основании решения комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию.
Таким образом, заявка вместе с документами, приложенными к ней, и вместе с документами и сведениями, полученными по запросам государственного органа, направляются на комиссию только после получения всех необходимых сведений в рамках рассматриваемых заявок.
С учётом приведённого правового регулирования, суды двух инстанций правомерно посчитали, что заявка общества не могла быть передана на рассмотрение в комиссию до получения Департаментом всех необходимых сведений, названных как в пункте 6.2, так и в пункте 6.1 Порядка N 61 (в рассматриваемом случае - ранее 28.03.2017).
До поступления в комиссию полного пакета необходимых документов и сведений заявка общества не могла быть рассмотрена по существу.
Данные обстоятельства также не оспариваются обществом в кассационной жалобе.
10.01.2017 вступил в силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.11.2016 N 583 "Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения)".
Пунктом 2 приказа установлено, что приказ от 15.03.2005 N 61 утратил силу.
Таким образом, до рассмотрения комиссией заявки общества Порядок N 61 утратил силу в связи с вступлением в силу Порядка N 583.
Применяя к возникшим между сторонами правоотношениям в связи с подачей рассматриваемой заявки нормы Порядка N 583 и Федерального закона от 27.07.2010 N 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), суды, вопреки доводам общества, изложенным им также и в кассационной жалобе, верно учли следующее.
Департамент является территориальным органом исполнительной власти, осуществляющим функции Федерального агентства по недропользованию по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.
В соответствии с подпунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ, государственная услуга - это деятельность по реализации функции федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственную услугу.
Согласно выводам судов, исходя из понятия государственной услуги, основных принципов ее оказания и полномочий Центрсибнедра, порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами в целях геологического изучение является нормативным правовым актом, описывающим порядок предоставления государственной услуги, которая оказывается Департаментом, как органом, осуществляющим исполнительно-распорядительные полномочия. Результатом оказания государственной услуги в рассматриваемом случае является принятие органом, наделенным публично-властными полномочиями, ненормативно-правового акта, который, в свою очередь, и может послужить основанием для возникновения гражданско-правовых отношений по поводу использования хозяйствующим субъектом недр, находящихся в федеральной собственности.
В этой связи суды правомерно указали, что комиссия Федерального агентства при рассмотрении заявки общества на получение права пользования недрами на законных основаниях применила нормы законодательства, действующего на момент рассмотрения самой заявки, поскольку на дату вступления в силу нового Порядка N 583 (10.01.2017) предоставление Департаментом государственной услуги правомерно еще не было завершено, так как не был принят ненормативный правовой акт по вопросу получения обществом испрашиваемого права пользования недрами.
Кроме того, суды правильно отметили, что Порядок N 583 не ухудшает положение общества по вопросу пакета документов и сведений, подлежащих представлению с заявкой.
Суды оценили в порядке требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вышеизложенные сведения, содержащиеся в ответе Красноярского филиала ФБУ "ТФГА по СФО", как выявленные 14.03.2017 в период до окончания оказания государственной услуги и препятствующие предоставлению обществу испрашиваемого права пользования недрами в связи с действием в данный период нормы абзаца 1 пункта 1.11 Порядка N 583.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1.11 Порядка N 583 участок недр, границы которого расположены на расстоянии менее чем 5 км (для участков недр на твердые полезные ископаемые) или менее чем 20 км (для участков недр на углеводородное сырье) от границ нескольких участков недр (за исключением участков недр местного значения и (или) участков недр, предоставленных в пользование для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, или для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи), предоставленных в пользование различным пользователям недр, по совмещенным лицензиям на геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых и содержащих разведываемое и (или) разрабатываемое месторождение (месторождения) полезных ископаемых и (или) предоставленных в пользование по лицензиям на разведку и добычу полезных ископаемых, если пользователи недр по указанным лицензиям не получили право пользования участком недр для геологического изучения флангов разведываемых и (или) разрабатываемых месторождений полезных ископаемых и не дали предусмотренное абзацем шестым пункта 1.10 настоящего Порядка согласие на предоставление в пользование такого участка недр, в случае, если сроки, предусмотренные абзацами восьмым, девятым и десятым пункта 1.10 настоящего Порядка, не истекли, подлежит предоставлению в пользование в соответствии с настоящим Порядком только в случае включения такого участка недр в перечень объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр.
В связи с наличием вышеуказанных обстоятельств, препятствующих предоставлению заявителю испрашиваемого участка без включения в названный Перечень объектов и без проведения торгов по заявлению заинтересованного лица, без согласия недропользователей по действующим лицензиям, с учетом положений пункта 1.11 Порядка N 583 комиссией принято решение об отказе в удовлетворении заявки общества. Решением N 04-01/4063 04.08.2017 Департамент отказал обществу в удовлетворении заявки.
Доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако, учтены быть не могут как противоречащие вышеуказанным выводам судов, основанными на правильном применении к возникшим правоотношениям Порядка N 583.
Не усматривается при вышеизложенных обстоятельствах и применение судами законодательства, вопреки требованиям статьи 57 Конституции Российской Федерации, ухудшающего положение общества. До момента рассмотрения заявки общества по существу, которое происходило в соответствии с требованиями Порядка N 61, действие данного Порядка было отменено. В этой связи норма абзаца 1 пункта 1.11 Порядка N 583, которой введено дополнительное ограничение для предоставления права пользования недрами для целей геологического изучения недр, подлежала применению Департаментом как органом, оказывающим государственную услугу в соответствии с действующим Порядком.
Подпадающий под указанные ограничения участок возможно предоставить, но только через Перечень объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счёт собственных (в том числе привлечённых) средств пользователей недр.
Иные доводы кассационной жалобы содержат толкование норм материального права, отличное от вышеприведённого, либо направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств. Последнее в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 февраля 2018 года по делу N А33-29636/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.