город Иркутск |
|
22 августа 2017 г. |
Дело N А33-22181/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л. А.,
судей: Левошко А. Н., Шелега Д. И.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Феникс" Корчагиной Н.П. (доверенность от 10.08.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Феникс" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 января 2017 года по делу N А33-22181/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции: Куликова Д.С.; суд апелляционной инстанции: Юдин Д.В., Борисов Г.Н., Морозова Н.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Феникс" (г. Красноярск, ИНН 2465091325, ОГРН 1052465047216, далее - ООО "Феникс", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее - Департамент) о признании распоряжения администрации г. Красноярска N 3950-недв от 26.07.2016 "Об отмене распоряжения администрации города Красноярска от 29.04.2016 N 2191-недв" незаконным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация г. Красноярска, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 января 2017 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2017 года решение суда от 23 января 2017 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Феникс" ставит вопрос о проверке законности судебных актов по мотивам неправильного применения норм материального права - Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации; просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу администрация г. Красноярска указывает на то, что соглашение о перераспределении земельных участков администрацией не было подписано и у ООО "Феникс" не возникли права на участок, который предполагалось образовать путём перераспределения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ООО "Феникс" поддержала доводы кассационной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражный дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 90-17986759 от 27.04.2016, N 90-17986751 от 27.04.2016, N 24/001/160/2016-3834 от 14.12.2016, N 24/001/160/2016-3835 от 14.12.2016 земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0600114:340, 24:50:0600114:358 принадлежат на праве собственности ООО "Феникс".
Распоряжением администрации города Красноярска N 2191-недв от 29.04.2016 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов, зоны инженерных объектов, общей площадью 11278,0 кв.м с местоположением: Красноярский край, г. Красноярск, Кировский район, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 24:50:0600114:340, земельного участка с кадастровым номером 24:50:0600114:358 и с землями неразграниченной государственной собственности.
Согласно кадастровому паспорту N 24/16-378846 от 20.05.2016 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0600114:369 внесен в ГКН 12.05.2016 (предыдущие номера 24:50:0600114:340, 24:50:0600114:358).
Распоряжением администрации N 3950-недв от 26.07.2016 отменено распоряжение администрации N 2191-недв от 29.04.2016 на основании протеста прокуратуры г. Красноярска N 7/1-032016 от 18.07.2016.
Письмом N 20220 от 28.07.2016 департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска сообщил обществу об отсутствии правовых оснований для подготовки проекта соглашения о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0600114:340, 24:50:0600114:358 и земель неразграниченной государственной собственности, поскольку распоряжение от 29.04.2016 N 2191-недв отменено.
Общество оспорило в арбитражном суде законность отменяющего ранее изданный акт распоряжения администрации от 26.07.2016.
Суды двух инстанций, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что акт администрации отменён в порядке самоконтроля на основании протеста прокуратуры г. Красноярска N 7/1-032016 от 18.07.2016, что не противоречит части 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ, пункту 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации и не является произвольным, ограничивающим права общества в сфере предпринимательской деятельности.
Выводы судов основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.
Как видно из материалов дела, администрация отменённым актом от 29.04.2016 утвердила схему расположения образуемого в результате перераспределения земельного участка из земель, находящихся в собственности ООО "Феникс", и земель неразграниченной государственной собственности.
Между тем оснований для перераспределения земельных участков у администрации не имелось, и как следствие, оснований для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
В силу пункта 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
ООО "Феникс", полагая, что его права нарушены, указало, что в данном случае перераспределение земельных участков осуществляется в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако, как верно признали суды двух инстанций, исходя из правового смысла пунктов 1 и 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, перераспределение земельных участков в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы допускается только в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории.
Проект межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, образованный путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 24:50:0600114:340, с кадастровым номером 24:50:0600114:358 и земель неразграниченной государственной собственности, не утвержден.
При таких условиях не имелось правовых и фактических оснований для перераспределения вышеуказанных земельных участков, а, следовательно, и для принятия администрацией распоряжения N 2191-недв от 29.04.2016, в силу его незаконности отменённого оспариваемым распоряжением от 26.07.2016.
Доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако учтены быть не могут.
Ссылки на то, что администрация не могла отменить собственный акт, поскольку образованный в результате перераспределения земельный участок и в настоящий момент стоит на кадастровом учёте, проверены.
Утверждения заявителя кассационной жалобы о том, что в данном случае спор об образовании земельного участка в силу пункта 9 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации подлежал рассмотрению в судебном порядке, не учитывают положения части 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ, а также тот факт, что у общества прав на образованный земельный участок не возникло ввиду того, что соглашение о перераспределении подписано не было.
Другие доводы кассационной жалобы сводятся к иному толкованию статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, с которыми суд кассационной инстанции согласиться не может. Как верно указали суды на довод общества о том, что в силу пункта 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение может быть произведено в соответствии с утверждённой схемой расположения земельного участка ввиду отсутствия проекта межевания, данная норма пункта 3 применяется к случаям перераспределения земель и (или) земельных участков, предусмотренным подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ, которые не имеют целью приведение границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории.
Ссылки представителя заявителя кассационной жалобы на то, что суды не дали оценку отменённому акту на предмет его соответствия требованиям законодательства, не основаны на материалах дела и состоявшихся выводах судов, верно посчитавших, что законность отменяющего акта свидетельствует о незаконности акта отменяемого.
Кроме того из материалов дела не усматривается, какие права общества нарушены.
В силу подпункта 1 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Общество не обосновало наличие случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, для перераспределения земельных участков, а, следовательно, оспариваемый акт, отменяющий процедуру перераспределения, не нарушает его права.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 января 2017 года по делу N А33-22181/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.