город Иркутск |
|
22 августа 2017 г. |
Дело N А19-8172/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Новогородского И.Б., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "РУСАЛ Братский алюминиевый завод" - Бельского С.С. (доверенность от 30.07.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 марта 2017 года по делу N А19-8172/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 июня 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Куклина Л.А.; суд апелляционной инстанции: Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В., Басаев Д.В.),
установил:
открытое акционерное общество "РУСАЛ Братский алюминиевый завод" (ОГРН 1023800836377, ИНН 3803100054, далее - ОАО "РУСАЛ Братский алюминиевый завод", общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования, фонд) о признании решения от 17.02.2016 N 6 осс/р о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством незаконным в части непринятия к зачету расходов в сумме 449 825 рублей 96 копеек, в том числе: 415 780 рублей 98 копеек - расходов, произведенных страхователем с применением районного коэффициента 1,4 при назначении единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, социального пособия на погребение; 34 044 рублей 98 копеек - расходов, произведенных страхователем при назначении пособия по временной нетрудоспособности за весь период нетрудоспособности в размере, определяемом в зависимости от страхового стажа без учета продолжительности страхового случая.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 марта 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 июня 2017 года, требования общества удовлетворены частично. Решение Фонда социального страхования признано незаконным в части отказа страхователю в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 415 780 рублей 98 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами в части удовлетворения требований общества, фонд обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить в обжалуемой части отменить и отказать в удовлетворении требований страхователя.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что поскольку затраты по выплате установленного районного коэффициента осуществляются работодателями за счет собственных средств, то оснований для принятия спорных сумм к зачету за счет средств фонда не имеется.
Присутствующий в судебном заседании представитель общества просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Фонд о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом, информация о рассмотрении кассационной жалобы в установленном порядке размещена в сети Интернет на сайтах fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru, однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направил, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам выездной проверки общества фондом принято решение от 17.02.2016 N 6 осс/р о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем с применением районного коэффициента 1,4 при назначении единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, социального пособия на погребение, в сумме 415 780 рублей 98 копеек.
В обоснование непринятия к зачету указанных расходов ответчик указал неправомерное применение заявителем при назначении и расчете названных пособий районного коэффициента, установленного постановлением Администрации Иркутской области от 28.01.1993 N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области".
Не согласившись с решением фонда, ОАО "РУСАЛ Братский алюминиевый завод" обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, принимая оспариваемое решение, пришел к выводу о том, что при назначении единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, социального пособия на погребение, руководствуясь нормативным правовым актом Иркутской области, общество правомерно применяло районный коэффициент 1,4, с учетом которого начисляется заработная плата работникам данного юридического лица. Правовых оснований для отказа в принятии спорной суммы к зачету не имелось.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа не находит оснований для отмены рассматриваемых судебных актов.
Согласно статье 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
На основании пункта 1.1 статьи 7 Федерального закона N 165-ФЗ страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу положений статьи 11 Федерального закона 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) предусмотрено, что в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Статьей 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", статьями 9, 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, пособий гражданам, имеющим детей, и пособия на погребение определяются с учетом этих районных коэффициентов.
В соответствии со статьями 1, 3 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" действие данного Закона распространяется на лиц, работающих по найму или временно на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, устанавливаются названным Законом и другими соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
На основании пункта 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" (действовавшего до 27.06.2011) исполнительным органам субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
Главой администрации Иркутской области во исполнение вышеназванного нормативного акта принято постановление от 28.01.1993 N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области", согласно которому с 01.01.1993 на территории г. Братска, Братского района установлен единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере 1,4.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что при выплате рассматриваемых пособий в общей сумме 415 780 рублей 98 копеек страхователь, руководствуясь нормативным правовым актом Иркутской области, правомерно применил районный коэффициент 1,4, с учетом которого начисляется заработная плата работникам данного юридического лица. Поскольку источник возмещения расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию формируется на счетах Фонда социального страхования за счет отчислений работодателя из заработной платы работников с учетом районного коэффициента, суды правильно указали, что общество сформировало соответствующий источник для выплаты сумм пособий с учетом того же районного коэффициента.
Выводы судов основаны на правильном применении норм права, соответствуют имеющимся в деле доказательствам и установленным по делу фактическим обстоятельствам. Положения главы 7 и статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при исследовании и оценке доказательств судами не нарушены.
Следовательно, суды пришли к правильному выводу о наличии оснований признания решения фонда в соответствующей части незаконным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 марта 2017 года по делу N А19-8172/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 июня 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.