город Иркутск |
|
23 августа 2017 г. |
Дело N А33-451/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Новогородского И.Б., Соколовой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Степаненко Р.А.,
при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи, присутствующих в Арбитражном суде Красноярского края представителей Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска - Мазуниной В.Д. (доверенность от 09.01.2017), Ступак В.Н. (доверенность от 22.08.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Альянс Вест" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 февраля 2017 года по делу N А33-451/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 04 мая 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Смольникова Е.Р.; суд апелляционной инстанции: Борисов Г.Н., Иванцова О.А., Севастьянова Е.В.),
установил:
федеральное государственное унитарное предприятие "Альянс Вест" (ИНН 7709094700, ОГРН 1037739351286, далее - ФГУП "Альянс Вест", предприятие, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 18.08.2016 N 1535.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 февраля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 04 мая 2017 года, в удовлетворении требований заявителю отказано.
Суды пришли к выводу, что признание сделки о передаче налогоплательщику транспортных средств на праве хозяйственного ведения недействительной не освобождает предприятие, за которым транспортные средства зарегистрированы, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога до снятия данных транспортных средств с регистрационного учета.
ФГУП "Альянс Вест", не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы отмечает, что действовал добросовестно, в 2012 году зарегистрировал суда, переданные ему по распоряжению Росимущества в Красноярском крае от 03.11.2011 N 07-837-р, уплачивал по ним транспортный налог, однако фактически не пользовался и не распоряжался данным имуществом. Спорные суда не выбывали из владения ОАО "Енисейское речное пароходство", а сделка (распоряжение от 03.11.2011 N 07-837р) в части 73 судов и запись о государственной регистрации прав за налогоплательщиком в Государственном судовом реестре признаны недействительными решением Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-21901/2013, вступившим в законную силу 28.04.2015.
Также заявитель считает, что возложение обязанности по уплате транспортного налога на ФГУП "Альянс Вест" при фактическом неиспользовании объекта налогообложения нарушает принцип экономической обоснованности взимания транспортного налога как поимущественного налога, противоречит системному анализу норм гражданского права, налогового законодательства, положений Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и судебной практике. В соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09 октября 2014 года N 309-КГ14-2300, юридически недействительная сделка считается несостоявшейся, поэтому все учетные операции, связанные с ней, ошибочны, а поскольку в учете и расчете налогов допущены ошибки, их нужно исправлять путем подачи уточненных деклараций.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска в отзыве на кассационную жалобу не согласна с доводами заявителя, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании представители инспекции поддержали доводы отзыва на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении кассационной жалобы в установленном порядке размещена в сети Интернет по адресам http://fasvso.arbitr.ru, http://kad.arbitr.ru, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ФГУП "Альянс Вест" 01.02.2016 представлена первичная декларация по транспортному налогу за 2015 год, в которой исчислен налог в отношении 18 водных транспортных средств.
Инспекцией по результатам проведенной камеральной проверки указанной декларации и рассмотрении письменных возражений установлено, что налогоплательщик необоснованно исключил из налоговой базы за январь-октябрь 2015 года 68 водных судов, что послужило основанием для вынесения решения от 18.08.2016 N 1535 о привлечении за совершение налогового правонарушения к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде взыскания штрафа, с учетом смягчающих обстоятельств, в размере 9 047 рублей, доначислении транспортного налога в сумме 4 523 569 рублей и пени в размере 310 166 рублей 05 копеек.
Предусмотренный статьей 138 Кодекса досудебный порядок урегулирования спора предприятием соблюден.
Не согласившись с выводами налогового органа о наличии обязанности по уплате транспортного налога в отношении 68 водных судов, предприятие оспорило решение инспекции в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что ФГУП "Альянс Вест" обязано было исчислять транспортный налог до снятия спорных транспортных средств с регистрационного учета вне зависимости от факта признания соответствующей сделки недействительной.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по результатам рассмотрения кассационной жалобы не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Кодекса налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 358 Кодекса объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что согласно сведениям, представленным в налоговый орган Енисейским управлением государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, за ФГУП "Альянс Вест" зарегистрировано 86 водных транспортных средств.
Транспортные средства в количестве 68 единиц закреплены за предприятием на праве хозяйственного ведения на основании распоряжения Управления Росимущества в Красноярском крае от 03.11.2011 N 07-837-р, соответствующее право зарегистрировано за заявителем уполномоченной организацией 20.02.2012, 06.04.2012, 20.08.2012, 28.08.2012, 28.09.2012. Указанные транспортные средства сняты налогоплательщиком с учета только 31.10.2015.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что в период с января по октябрь 2015 года предприятие соответствовало установленным критериям налогоплательщика в отношении спорных транспортных средств.
Ссылка на признание недействительной сделки в части закрепления на праве хозяйственного ведения соответствующих судов за ФГУП "Альянс Вест" по иску ОАО "Енисейское речное пароходство" является несостоятельной, поскольку предприятие в ходе передачи в хозяйственное ведение спорного имущества не предпринимало мер для решения вопроса о законности его передачи.
Также следует отметить, что предприятие на протяжении трех налоговых периодов не предпринимало действий по снятию данных объектов с регистрационного учета.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на иную судебную практику не могут быть признаны состоятельными, так как судебные акты вынесены при иных фактических обстоятельствах.
Более того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 17 октября 2016 года по делу N А33-15162/2016, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, были отклонены требования предприятия о признании недействительным решения инспекции, которым при аналогичных обстоятельствах в отношении тех же транспортных средств налогоплательщику доначислен транспортный налог за 2014 год.
Выводы судов основаны на правильном применении норм права, соответствуют имеющимся в деле доказательствам и установленным по делу фактическим обстоятельствам. Положения главы 7 и статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при исследовании и оценке доказательств судами не нарушены.
Следовательно, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для признания решения инспекции недействительным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса основаниями для отмены принятых судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно- Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 июля 2017 года обществу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы. По результатам кассационного производства с ФГУП "Альянс Вест" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1 500 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286-289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 февраля 2017 года по делу N А33-451/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 04 мая 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с федерального государственного унитарного предприятия "Альянс Вест" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей.
Арбитражному суду Красноярского края выдать исполнительный лист о взыскании указанной суммы государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.