город Иркутск |
|
06 сентября 2017 г. |
Дело N А19-15282/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Левошко А.Н.,
при участии в открытом судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Статус" - Попкова И.В. (доверенность от 29.03.2017), Министерства имущественных отношений Иркутской области - Сокольниковой Е.А. (доверенность от 11.08.2017), Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области - Ероповой С.П. (доверенность от 20.07.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Статус" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 февраля 2017 года по делу N А19-15282/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2017 по тому же делу (суд первой инстанции - Позднякова Н.Г., суд апелляционной инстанции: Ячменёв Г.Г., Сидоренко В.А., Ткаченко Э.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Статус" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения N РНП-38-0056 от 30.05.2016 и об обязании устранить допущенные нарушения путем исключения из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении общества, его учредителе и лице, исполняющем функцию единоличного исполнительного органа.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство имущественных отношений Иркутской области (далее - Министерство) и Котенко Тамара Геворгиевна (далее - Котенко Т.Г.).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 02 февраля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2017 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суды пришли к выводу о наличии оснований для включения сведений в отношении общества, его учредителя и лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В кассационной жалобе общество просит проверить законность принятых по делу судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального права и неполным выяснением обстоятельств дела.
По мнению заявителя, в его действиях отсутствуют признаки недобросовестного виновного поведения, в связи с чем оснований для включения сведений в отношении общества, его учредителе и руководителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не имелось.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества, Министерства, управления поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация, размещённая на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет" от 18.07.2017), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 02.12.2014 на официальном сайте в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), а также на сайте http://www.rts-tender.ru Министерством было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0134200000114008984, а также документация об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 31.12.2014 победителем электронного аукциона признано общество.
15.01.2015 между Министерством и обществом заключен государственный контракт N 2014.451316, по условиям которого застройщик обязуется своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию передать участнику долевого строительства квартиры, а участник долевого строительства обязуется уплатить обусловленную контрактом цену и принять квартиры при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию дома (пункт 2.1).
Антимонопольный орган установил, что разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома, где располагаются подлежащие передаче Министерству жилые помещения, в адрес Министерства в установленный государственным контрактом срок или позднее, не направлялось. Квартиры участнику долевого строительства в срок до 10 ноября 2015 года или позднее также не переданы.
В связи с ненадлежащим исполнением обществом своих обязательств заказчиком принято решение от 19.04.2016 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 2014.451316 от 15.01.2015.
В управление поступило заявление Министерства о включении сведений в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
По результатам проведенной проверки управление приняло решение N РНП-38-0056 от 30.05.2016 о включении сведений в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года; сведений об учредителе (Котенко Т.Г.) и лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (Котенко Т.Г.), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, общество оспорило его в судебном порядке.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (часть 8). Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9).
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 16 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 8.3.2 и 8.6.1 государственного контракта предусмотрено, что в случае несоблюдения застройщиком согласованных сроков выполнения работ заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения государственного контракта.
Учитывая приведенные нормы права, суды по результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон пришли к выводу о том, что в данном случае управлением требования статьи 104 Закона о контрактной системе и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 выполнены, все обстоятельства дела всесторонне исследованы, оценена существенность нарушений и правомерность принятия заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта.
Признавая законным оспариваемое решение антимонопольного органа, суды исходили из того, что основанием расторжения государственного контракта явилось невыполнение обществом его условий, а положениями данного контракта предусмотрен односторонний отказ стороны контракта от его исполнения в случае неисполнения застройщиком обязательства по передаче квартир в срок, превышающий установленный контрактом срок передачи такого объекта, на два месяца.
Факт невыполнения обществом обязательств по передаче заказчику (Министерству) объекта долевого строительства по государственному контракту N 2014.451316 от 15.01.2015 подтверждается материалами дела и обществом в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не опровергнут.
С учетом изложенного суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемое решение управления соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что антимонопольный орган ограничился только формальной констатацией ненадлежащего исполнения принятых обществом на себя обязанностей, не установив при этом всех обстоятельств дела и не дав им надлежащей оценки, несостоятельна.
Пунктом 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 предусмотрено, что уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.
По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (пункт 12 указанных Правил).
Суды установили, что сведения в отношении общества включены в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на основании решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что общество в установленные сроки не исполнило обязательства по контракту; общество не проявило должной заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, предусмотренных контрактом.
Судами также отмечено, что процедура расторжения государственного контракта соблюдена.
Таким образом, комиссия управления при принятии решения о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) рассмотрела все обстоятельства в совокупности и взаимосвязи и дала соответствующую оценку поведению общества.
Ссылка заявителя на судебные акты по иным арбитражным делам не может быть принята во внимание, поскольку они приняты по обстоятельствам, не тождественным установленным по настоящему делу.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 февраля 2017 года по делу N А19-15282/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.