город Иркутск |
|
06 марта 2024 г. |
Дело N А19-14705/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кореневой Т.И.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя областного государственного унитарного энергетического предприятия "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" Бушханаевой Аюны Сергеевны (доверенность от 01.02.2024, паспорт, диплом), представителя акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" Порошиной Анастасии Дмитриевны (доверенность от 31.10.2023, паспорт, диплом), представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Черновой Людмилы Олеговны (доверенность от 09.01.2024, паспорт, диплом),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 октября 2023 года по делу N А19-14705/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706, далее - общество, АО "ИЭСК") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966, далее - Управление, антимонопольный орган) N 038/782/23 от 16.06.2023 о назначении административного наказания по делу N 038/04/9.21-1522/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено областное государственное унитарное энергетическое предприятие "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" (далее - ОГУЭП "Облкоммунэнерго").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 октября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "ИЭСК" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что дата начала течения двадцатидневного срока предоставления договора технологического присоединения начинает исчисляться с 22.07.2022; по мнению заявителя, разрешение данного спора подлежит урегулированию в судебном порядке в рамках разрешения разногласий по статье 455 Гражданского кодекса Российской Федерации; полагает необоснованными выводы судов о невозможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, учитывая незначительный пропуск срока направления договора; считает, что судами не учтены обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
В поступивших в суд округа отзывах на кассационную жалобу Управление, ОГУЭП "Облкоммунэнерго" возражают по доводам кассационной жалобы, просят оставить в силе принятые по делу судебные акты.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ; определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В судебном заседании представитель АО "ИЭСК" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе; представители антимонопольного органа и ОГУЭП "Облкоммунэнерго" возражали по доводам жалобы, указали на их необоснованность.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзывах на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в Иркутское УФАС России поступило обращение ОГУЭП "Облкоммунэнерго" о совершении АО ИЭСК административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ, выразившегося в не направлении проекта договора на технологическое присоединение по заявке N 15760/22 от 20.05.2022.
По результатам рассмотрения обращения Управлением в отношении общества вынесено определение N 038/1884/22 от 26.09.2022 о возбуждении дела N 038/04/9.21-1522/2022 об административном правонарушении и проведении административного расследования.
По факту выявленного нарушения должностным лицом Управления составлен протокол N 038/360/22 от 24.11.2022 об административном правонарушении, в соответствии с которым действия (бездействие) АО "ИЭСК" квалифицированы по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением N 038/782/23 от 16.06.2023 АО "ИЭСК" признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с постановлением антимонопольного органа, общество оспорило их в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходили из доказанности антимонопольным органом наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, отсутствия нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков малозначительности вменяемого правонарушения.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 9.21 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи влечет ответственность по части 2 статьи 9.21 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пунктом 41 Правил N 861 установлены случаи, при которых сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации.
При получении заявки в силу абзаца 6 пункта 43 Правил N 861 сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора об осуществлении технологического присоединения.
В адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки. Сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 данных Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 данных Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с данными Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений (пункт 15 Правил N 861).
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 АПК РФ, представленных доказательств и пояснений сторон суды установили, что 20.05.2022 ОГУЭП "Облкоммунэнерго" обратилось с заявкой на осуществлении технологического присоединения с целью осуществления технологического присоединения - увеличения максимальной мощности на 500 кВт (с 3027 кВт до 3527 кВт) КЛ-6 кВ по адресу: Иркутская область, г. Ангарск. С учетом запроса общества о предоставлении дополнительных документов и представления ОГУЭП "Облкоммунэнерго" дополнительных сведений, разногласий сторон, мотивированного отказа с требованием о приведении в соответствие условий договора и отказа общества от внесения изменений, проект договора направлен АО "ИЭСК" в адрес ОГУЭП "Облкоммунэнерго" с нарушением срока, что обществом не оспаривается.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данные выводы судов со ссылкой на иную дату начала течения двадцатидневного срока, не опровергают правильность вывода судов о наличии неправомерных действий (бездействия) АО "ИЭСК" в отношении ОГУЭП "Облкоммунэнерго", выразившихся в несвоевременном направлении проекта договора об осуществлении технологического присоединения.
Доказательства, свидетельствующие о том, что общество предприняло все зависящие от него меры к выполнению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены и судами таких обстоятельств не установлено.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали доказанным антимонопольным органом наличие в действиях АО "ИЭСК" состава вменяемого правонарушения, выразившегося в неисполнении обязанности по направлению проекта договора технологического присоединения и технических условий в срок, установленный пунктом 15 Правил N 861. Размер назначенного наказания отвечает требованиям соразмерности и справедливости, соответствует характеру и последствиям выявленного правонарушения, степени вины правонарушителя и обоснованно определен в минимальном размере с учетом требований статьи 4.1 КоАП РФ.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неприменении судами положений статьи 2.9 КоАП РФ, подлежат отклонению, поскольку в соответствии с абзацем 4 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Довод АО "ИЭСК" о том, что спор подлежит рассмотрению в судебном порядке в соответствии со статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, является несостоятельным, поскольку в силу положений административного законодательства нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, влечет за собой административную ответственность.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов, фактически они направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ, подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 октября 2023 года по делу N А19-14705/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.И. Коренева |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательства, свидетельствующие о том, что общество предприняло все зависящие от него меры к выполнению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены и судами таких обстоятельств не установлено.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали доказанным антимонопольным органом наличие в действиях АО "ИЭСК" состава вменяемого правонарушения, выразившегося в неисполнении обязанности по направлению проекта договора технологического присоединения и технических условий в срок, установленный пунктом 15 Правил N 861. Размер назначенного наказания отвечает требованиям соразмерности и справедливости, соответствует характеру и последствиям выявленного правонарушения, степени вины правонарушителя и обоснованно определен в минимальном размере с учетом требований статьи 4.1 КоАП РФ.
...
Довод АО "ИЭСК" о том, что спор подлежит рассмотрению в судебном порядке в соответствии со статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, является несостоятельным, поскольку в силу положений административного законодательства нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, влечет за собой административную ответственность."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 марта 2024 г. N Ф02-32/24 по делу N А19-14705/2023