город Иркутск |
|
12 марта 2024 г. |
Дело N А78-11997/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабак Д.В.,
при участии в судебном заседании, проводимом путем использования системы веб-конференции, представителя Администрации городского округа "Город Чита" - Шабановой Н.И. (паспорт, доверенность от 07.11.2023, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа "Город Чита" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 2 августа 2023 года по делу N А78-11997/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа "Город Чита" (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Министерству финансов Забайкальского края (далее - министерство) о признании незаконным предписания от 12.09.2022 N 11/1-06-170.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное предприятие городского округа "Город Чита" "Дорожно-мостовое ремонтно-строительное управление" (далее - МП "ДМ РСУ", предприятие, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 2 августа 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2023 года, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Заявитель ссылается на то, что проведение мероприятий, входящих в перечень работ по содержанию автомобильных дорог, по санитарной обрезке, обрезке и прореживания крон, валке деревьев в границах улично-дорожной сети, на содержание которой, по его мнению, и были выделены средства иного межбюджетного трансфера, свидетельствует о направлении администрацией бюджетных средств по целевому назначению. Отдельное согласование спорных работ не требовалось, поскольку они были предусмотрены техническим заданием к муниципальному контракту. Судами не учтено, что невозможность проведения рассматриваемых работ в вегетационный период была обусловлена недостатком финансирования.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу отклонило ее доводы, просило отставить принятые по делу судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судом округа заседания по рассмотрению кассационной жалобы извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении кассационной жалобы в установленном порядке размещена на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и картотеки арбитражных дел в сети "Интернет".
Представитель администрации в заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с Законом Забайкальского края от 19.12.2019 N 1778-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов", пунктом 2 постановления Правительства Забайкальского края от 13 ноября 2020 года N 484 "О перераспределении бюджетных ассигнований из дорожного фонда Забайкальского края в 2020 году", соглашения от 24.11.2020 N 07/2020-72 (далее - Соглашение от 24.11.2017) бюджету городского округа "Город Чита" распределены иные межбюджетные трансферты на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них в границах населенных пунктов в размере 60 000 000 рублей.
Распоряжением комитета по финансам администрации от 18.11.2020 N 794, уведомлением о бюджетных ассигнованиях от 18.11.2020 N 5423 администрация довела до комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Чита", являющимся структурным подразделением администрации, бюджетные ассигнования в размере 60 000 000 рублей.
В целях реализации Соглашения от 24.11.2020 комитетом городского хозяйства администрации (заказчик) заключил с МП "ДМ РСУ" (подрядчик) муниципальный контракт от 21.12.2020 N 94-Д, предметом которого является выполнение работ по содержанию улично-дорожной сети на территории городского округа "Город Чита" в соответствии с Техническим заданием и Перечнем нормативно-технической документации, обязательной при выполнении работ (далее - контракт).
Пунктом 1.2 контракта установлено, что местом выполнения работ является улично-дорожная сеть на территории городского округа "Город Чита"; срок выполнения работ определен с момента заключения (21.12.2020) по 31.12.2020.
Пунктом 4.1.7 контракта установлено, что заказчик обязуется выдать подрядчику задание на выполнение работ по контракту с указанием сроков, объемов выполнения работ с привязкой к конкретным территориям (улично-дорожным сетям) общего пользования городского округа "Город Чита" в соответствии с Техническим заданием.
Согласно Техническому заданию, объемы работ определяются в соответствии с полученным от заказчика заданием на выполнение работ по текущему содержанию улично-дорожной сети на территории городского округа "Город Чита".
Перечень работ по текущему содержанию улично-дорожной сети на территории городского округа "Город Чита" определен Приложением N 1 к Техническому заданию, в котором указаны, в том числе, работы по санитарной обрезке, обрезке и прореживанию крон деревьев, валке деревьев.
Также 14.12.2020 заказчиком в рамках исполнения контракта и в целях обеспечения безопасного и комфортного пребывания граждан и санитарного состояния территории городского округа "Город Чита" подрядчику выдано Техническое задание N 77 на производство санитарной обрезки, обрезки и прореживании крон деревьев, снос аварийных деревьев с перечнем адресов (улиц), на которых необходимо выполнить данные виды работ.
Согласно акту приемки выполненных работ от 29.12.2020 N 1, подрядчиком оказаны, а заказчиком приняты и в дальнейшем оплачены услуги по санитарной обрезке, обрезке и прореживанию крон деревьев, валке деревьев на общую сумму 9 495 140 рублей 38 копеек.
На основании приказов министерства от 15.04.2022 N 85-пд, от 20.05.2022 N 99-пд проведена внеплановая выездная проверка администрации за период с 01.01.2020 по 31.03.2022 по вопросам соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, при использовании межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Забайкальского края.
По результатам проверки 04.07.2022 составлен акт, в котором министерство, руководствуясь положениями статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пунктом 4.3.4 Соглашения от 24.11.2020, подпункта 5 пункта 7, пункта 20 Методики распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных образований Забайкальского края на финансовое обеспечение дорожной деятельности и правила их предоставления, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 03.06.2019 N 230, пунктом 7 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402 (далее - Классификация N 402), пунктами 3.1.4.1, 3.1.4.2 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 15.12.1999 N 153 (далее - Правила N 153), приложением N 15 к Приказу Рослесхоза от 06.05.2022 N 556 "Об утверждении Регламента организации и проведения мероприятий по государственной инвентаризации лесов центральным аппаратом Рослесхоза, территориальными органами Рослесхоза и подведомственными Рослесхозу организациями" пришло к выводу о том, что администрацией допущено нецелевое использование межбюджетного трансферта в размере 9 495 140 рублей 38 копеек, предоставленного на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них в границах населенных пунктов, выразившееся в расходовании указанного трансферта на виды работ, не соответствующих Классификации N 402.
По результатам проверки и представленных возражений на акт проверки в отношении администрации вынесено предписание от 12.09.2022 N 11/1-06-170 о возмещении в доход бюджета Забайкальского края ущерба, причиненного в результате нецелевого использования бюджетных средств в сумме 9 495 140 рублей 38 копеек.
Полагая указанное предписание незаконным, заявитель оспорил его в Арбитражном суде Забайкальского края.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что предметом контракта являлось выполнение работ по содержанию улично-дорожной сети на территории городского округа "Город Чита", в то время как техническим заданием, предусмотрено выполнение работ в целях обеспечения безопасного и комфортного пребывания граждан и санитарного состояния территории городского округа "Город Чита". Следовательно, выполненные работы не соответствуют предмету контракта и целям, на которые выделялся межбюджетный трансферт, а именно на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них в границах населенных пунктов.
Суд округа полагает обжалуемые судебные акты подлежащими оставлению без изменения, а кассационную жалобу - оставлению без удовлетворения, на основании следующего.
В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Статьей 28 указанного Кодекса установлено, что бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств, при этом принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ определено, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Суды обоснованно согласились с выводом министерства о нецелевом использовании бюджетных средств, поскольку администрацией приняты и оплачены выполненные по контракту работы по санитарной обрезке и прореживанию крон деревьев без определения техническим заданием, контрактом и иной документацией связи всего выполненного объема спорных работ с целью, на которые выделялся межбюджетный трансферт, то есть с содержанием автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.
На основании пункта 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, принятых и введенных в действие письмом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.03.2004 N ОС28/1270-ис, Раздела IV Классификация N 402, а также положений Правил благоустройства территории городского округа "Город Чита", утвержденных решением Думы городского округа "Город Чита" от 19.10.2017 N 111, в частности, Приложения N 1 к Правилам, пунктов 3.1.4.1, 3.1.4.2 Правил N 153, применительно к содержанию контракта и Технического задания N 77 по результатам всестороннего исследования в совокупности и взаимной связи имеющихся в материалах дела доказательств суды пришли к обоснованным выводам о том, что: во-первых, формулировка целей, на которые направляются бюджетные средства, указанная в Техническом задании N 77, не соответствует целям, определенных контрактом;
во-вторых, ни муниципальным контрактом, ни техническим заданием не указано о проведении спорных видов работ (санитарная обрезка и прореживание крон деревьев) в целях обеспечения безопасности дорожного движения и предотвращения устранения угроз здоровью жизни граждан, а также обеспечения видимости дорожных знаков, треугольника видимости. При этом техническое задание, являющееся приложением к самому контракту (раздел "Требования к выполнению работ с зелеными насаждениями - т.2 л.д.38), также не определяет связь запланированных работ с содержанием автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.
Суд округа полагает, что при объективной необходимости в целях обеспечения безопасности дорожного движения, как одного из направлений реализации основополагающего конституционного права граждан на жизнь (статья 20 Конституции Российской Федерации, статья 3 Федерального закона от 15.11.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"), работы с зелеными насаждениями, направленные на предотвращение устранения угроз здоровью жизни граждан, обеспечение видимости дорожных знаков, треугольника видимости могут быть выполнены без учета вегетационного периода. Однако такой правовой подход в настоящем деле с учетом изложенных выше обстоятельств не противоречит выводам судов о нецелевом характере расходования средств межбюджетного трансферта.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 и статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и установленным по делу обстоятельствам.
На основании изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о законности предписания от 12.09.2022 11/1-06-170.
Доводы кассационной жалобы судом округа рассмотрены и не опровергают выводы, явившиеся основанием для принятия обжалуемых судебных актов.
При рассмотрении дела не допущено нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену принятых по делу судебных актов, в том числе указанных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 2 августа 2023 года по делу N А78-11997/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, принятых и введенных в действие письмом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.03.2004 N ОС28/1270-ис, Раздела IV Классификация N 402, а также положений Правил благоустройства территории городского округа "Город Чита", утвержденных решением Думы городского округа "Город Чита" от 19.10.2017 N 111, в частности, Приложения N 1 к Правилам, пунктов 3.1.4.1, 3.1.4.2 Правил N 153, применительно к содержанию контракта и Технического задания N 77 по результатам всестороннего исследования в совокупности и взаимной связи имеющихся в материалах дела доказательств суды пришли к обоснованным выводам о том, что: во-первых, формулировка целей, на которые направляются бюджетные средства, указанная в Техническом задании N 77, не соответствует целям, определенных контрактом;
...
Суд округа полагает, что при объективной необходимости в целях обеспечения безопасности дорожного движения, как одного из направлений реализации основополагающего конституционного права граждан на жизнь (статья 20 Конституции Российской Федерации, статья 3 Федерального закона от 15.11.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"), работы с зелеными насаждениями, направленные на предотвращение устранения угроз здоровью жизни граждан, обеспечение видимости дорожных знаков, треугольника видимости могут быть выполнены без учета вегетационного периода. Однако такой правовой подход в настоящем деле с учетом изложенных выше обстоятельств не противоречит выводам судов о нецелевом характере расходования средств межбюджетного трансферта."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 марта 2024 г. N Ф02-669/24 по делу N А78-11997/2022