город Иркутск |
|
12 марта 2024 г. |
Дело N А19-20879/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Клепиковой М.А.,
судей: Курца Н.А., Ламанского В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 сентября 2023 года по делу N А19-20879/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, г. Иркутск, далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области к садоводческому некоммерческому товариществу "Солнышко-1" (ОГРН 1023802453619, ИНН 3827009823, г. Иркутск, далее - товарищество, ответчик) с иском об обязании: согласовать создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, оборудовать контейнерную площадку для сбора отходов, заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов;
о взыскании судебной неустойки в размере 1 000 рублей за каждый день неисполнения судебного акта начиная со дня, следующего за днем, по истечении 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" (ОГРН 1023801748948, ИНН 3812065046, г. Иркутск, далее - ООО "РТ-НЭО Иркутск").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 сентября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2023 года, в удовлетворении иска отказано.
Администрация в кассационной жалобе просит вынесенные по делу судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, обязанность по обустройству и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов (контейнерных площадок) возложена на собственников отходов (в данном случае товарищество); последнее обязано заключить с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ООО "РТ-НЭО Иркутск") договор на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания по ее рассмотрению выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 38:36:000017:2233 площадью 3449 кв.м находится в собственности товарищества.
Истец выдал товариществу предупреждение от 28.07.2022 N 304-70-2786/22, обязав последнее согласовать создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, оборудовать контейнерную площадку для сбора отходов, заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Неисполнение ответчиком требований администрации послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из их необоснованности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердых коммунальных отходов относится, в частности, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
На основании пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил N 1039).
Исходя из вышеизложенного, судами верно указано, что за исключением случаев предусмотренных законом, обязанность создать место накопления твердых коммунальных отходов возложена на администрацию.
Правовое регулирование отношений, связанных с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217 ФЗ) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 2 Закона N 217-ФЗ).
В пункте 1 статьи 7 Закона N 217-ФЗ одной из целей осуществления деятельности товарищества названа создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).
В соответствии с пунктом 5.10 СП 53.13330.2019 "Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-9* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)", утвержденного приказом Минстроя России от 14.10.2019 N 618/пр (далее - СП 53.13330.2019), на территории ведения садоводства и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Органические отходы должны утилизироваться на садовых земельных участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров твердых коммунальных отходов (по таблице 5.1). Площадки должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков.
СП 53.13330.2019 введен в действие 15.04.2020 и распространяется на проектирование планировки и застройки территории ведения гражданами садоводства, а также зданий и сооружений, находящихся на этой территории (пункт 1).
При этом в силу действующего законодательства предоставление услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть обеспечено без использования соответствующих площадок в порядке, предусмотренном подпунктом "в" пункта 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (сбор в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором).
Установив, что товарищество создано до введения в действия СП 53.13330.2019, учитывая, что обязанность ответчика оборудовать контейнерную площадку для сбора отходов законодательством прямо не предусмотрена, а администрацией не обосновано, что для товарищества допустим исключительно способ складирования твердых коммунальных отходов в контейнеры на контейнерной площадке, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца об обязании ответчика согласовать создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и оборудовать контейнерную площадку для сбора отходов.
Довод истца о возможности применения в рассматриваемом случае специальных норм, регулирующих деятельность управляющих организаций, как аналогию закона, подлежит отклонению, поскольку, как было указано выше, спорная обязанность иных лиц (в данном случае товарищества) должна быть установлена на законодательном уровне.
Относительно требования истца об обязании заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов выводы судов также являются верными.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. В силу пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации правила заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами являются обязательными для сторон. Заключение договора с региональным оператором является обязанностью потребителя, реализуемой им в силу закона самостоятельно, путем направления соответствующей заявки, рассматриваемой в ограниченные сроки.
В силу пунктов 1, 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с этим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Поскольку администрация не является стороной договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии у нее полномочий на обращение в суд с требованием о понуждении ответчика заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Кроме того, законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность заключения прямых договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно между региональным оператором и собственниками жилых домов (домовладений) (Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354), что применимо и к собственникам садовых домов в товариществе.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Каких-либо нарушений требований Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами не допущено. Изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на положениях действующего законодательства.
Изложенные повторно в кассационной жалобе доводы повторяют приведенную при рассмотрении дела правовую позицию истца и по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 сентября 2023 года по делу N А19-20879/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Клепикова |
Судьи |
Н.А. Курц |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с этим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Поскольку администрация не является стороной договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии у нее полномочий на обращение в суд с требованием о понуждении ответчика заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Кроме того, законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность заключения прямых договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно между региональным оператором и собственниками жилых домов (домовладений) (Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354), что применимо и к собственникам садовых домов в товариществе."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 марта 2024 г. N Ф02-489/24 по делу N А19-20879/2022