город Иркутск |
|
24 сентября 2018 г. |
Дело N А74-15913/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Кадниковой Л.А., Парской Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Новиковой О.Н.,
при участии в судебном заседании в здании Арбитражного суда Республики Хакасия путем использования систем видеоконференц-связи представителя министерства финансов Республики Хакасия Руденко Е.А. (доверенность от 29.12.2017),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу министерства финансов Республики Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 6 марта 2018 года по делу N А74-15913/2017 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 мая 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Курочкина И.А.; суд апелляционной инстанции: Белан Н.Н., Парфентьева О.Ю., Хабибулина Ю.В.),
установил:
администрация Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия (ИНН 1911006432, ОГРН 1061903000015, далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Республике Хакасия в лице Министерства финансов Республики Хакасия (ИНН 1901019947, ОГРН 1021900521785; далее - министерство финансов), к Республике Хакасия в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (ИНН 1901098931, ОГРН 1111901000903, далее - минстрой, ответчик) о взыскании 1 973 163 рублей убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Ширинский район.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 6 марта 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 мая 2018 года, исковые требования к Республике Хакасия в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия удовлетворены. В удовлетворении исковых требований к Республике Хакасия в лице Министерства финансов Республики Хакасия отказано.
Не согласившись с вышеуказанными судебными актами, министерство финансов обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит вышеуказанные судебные акты отменить в связи с нарушением судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Как следует из кассационной жалобы, выводы судов ошибочны, поскольку правовые основания для возмещения убытков отсутствуют. Судами не установлена вина государственных органов Республики Хакасия применительно к соглашениям от 16.06.2016 N 2-0 и от 15.03.2017 N 2-17 о перечислении субсидии; убытки возникли не по вине органов государственной власти, а по вине администрации Ширинского района, не исполнившей обязательства по соглашениям; имеющимися в материалах дела доказательствами не подтверждается наличие причинно-следственной связи между действием (бездействием) министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия и заявленными убытками.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель министерства финансов поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на жалобу, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование администрации Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия о взыскании убытков, возникших в связи с невыплатой субъектом Российской Федерации субсидий на реализацию мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности в рамках государственной программы Республики Хакасия "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике Хакасия на 2013- 2015 годы и на перспективу до 2020 года" на 2016 год (далее - программа).
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 21.03.2016 N 110 "Об утверждении распределения субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, на 2016 год" распределены субсидии для муниципального образования Ширинский сельсовет в размере 1 941 000 рублей.
В рамках программы истцом заключен муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту оборудования котельной N 4 с. Шира.
Заявки муниципального образования от 17.11.2016 и от 18.04.2017 о предоставлении субсидии минстроем Хакасии не были исполнены.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 30.11.2017 по делу N А74-14549/2017 с администрации Ширинского сельсовета в пользу ООО Строительная компания "Теплострой" взыскано 1 940 755 рублей долга, а также 32 408 рублей расходов по государственной пошлине.
Истец претензией от 19.10.2017 N 1723 уведомил минфин о том, что в результате неисполнения минфином обязанностей по выделению субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия администрация несет убытки, взыскиваемые в Арбитражном суде Республики Хакасия с администрации в пользу ООО Строительная компания "Теплострой".
В связи с невыплатой субъектом Российской Федерации убытков, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласующиеся между собой доказательства, представленные в материалы дела, руководствуясь положениями статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 69, 78, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, исходя из установленных признаков противоправности в действиях ответчика, доказанности факта и размера причиненного ущерба, наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникшими на стороне истца убытками, подлежащими возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации - Республики Хакасия.
Судами обоснованно учтено, что минстрой является ответственным исполнителем, в том числе главным распорядителем бюджетных средств государственной программы.
В материалы дела представлен муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту оборудования котельной N 4 с. Шира, а также документы о проведении открытого аукциона на заключение указанного контракта и о фактическом выполнении предусмотренных контрактом работ (акт о приемке выполненных работ от 28.10.2016, справка по форме КС-3, платежное поручение на сумму 19 604,36 рублей о перечислении администрацией Ширинского сельсовета на счет подрядчика частичной оплаты).
Размер убытков подтвержден надлежащими доказательствами, поскольку сумма 1 973 163 рублей взыскана с истца решением по делу N А74-14549/2017.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то обстоятельство, что по причине действий самого истца произвести перечисление субсидии по соглашениям не предоставляется возможным, поскольку на основании приказа Министерства финансов республики Хакасия от 10.03.2017 N 55-од с 10.03.2017 приостановлено предоставление межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Хакасия, отклоняется, как необоснованная, поскольку субсидии должны были быть перечислены минстроем муниципальному образованию в 2016 году.
Исходя из изложенного, суды обоснованно удовлетворили иск.
Приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушении или неправильном применении судом норм материального права, а о несогласии министерства финансов с установленными по делу фактическими обстоятельствами и данной судами оценкой доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 6 марта 2018 года по делу N А74-15913/2017 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 мая 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.