город Иркутск |
|
25 сентября 2018 г. |
Дело N А78-11971/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Палащенко И.И.,
судей: Васиной Т.П., Кореневой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Радюковой О.Л.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Забайкальского края представителей: Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Маркевич Натальи Андреевны (доверенности от 22.12.2017 и от 09.01.2018, паспорт), администрации городского округа закрытого административно-территориального образования п. Горный Тихоновой Екатерины Сергеевны (доверенность от 01.02.2018, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 февраля 2018 года по делу N А78-11971/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 08 июня 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Алферов Д.Е., суд апелляционной инстанции: Скажутина Е.Н., Капустина Л.В., Макарцев А.В.),
установил:
администрация городского округа закрытого административно-территориального образования п. Горный (ОГРН 1057524019365, ИНН 7533000776, далее - администрация ГО ЗАТО п. Горный, истец) обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037550010519, ИНН 7536029036, далее - ответчик, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации), а при недостаточности у него денежных средств субсидиарно с Российской Федерации за счет ее казны в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261) 12 121 547 рублей 63 копеек (стоимости расходов, произведенных на ремонт общего имущества в жилых домах, расположенных по адресу: Забайкальский край, п. Горный, ул. Дружбы, дома 2, 3, 169, 170; ул. Таежная, дома 5, 33).
Истец заявил отказ от ранее заявленного иска в части 128 438 рублей 23 копеек (стоимости расходов, произведенных на ремонт общего имущества в жилом доме, расположенном по адресу: Забайкальский край, п. Горный, ул. Дружбы, дом 180, понесенных на основании муниципального контракта N 20 от 23.06.2014).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 28 февраля 2018 года принят отказ истца от иска в части взыскания 128 438 рублей 23 копеек основного долга, производство по делу в указанной части прекращено; исковые требования удовлетворены в размере 12 121 547 рублей 63 копеек основного долга; распределены судебные расходы.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 08 июня 2018 года решение от 28 февраля 2018 года оставлено без изменения.
Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 февраля 2018 года по делу N А78-11971/2017 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 08 июня 2018 года по тому же делу отменить в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права: статей 8.1, 131, 214, 249, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 39, 48, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителей кассационных жалоб, истцом не представлены доказательства, подтверждающие наступление обстоятельств, необходимых для наступления субсидиарной ответственности.
Заявители кассационных жалоб указывают на то, что спорные жилые помещения не принадлежат на праве собственности ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Администрация ГО ЗАТО п. Горный в отзыве на кассационные жалобы возразила против их доводов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации подтвердил доводы, изложенные в кассационных жалобах, представитель администрации ГО ЗАТО п. Горный указал на законность обжалуемых судебных актов.
Кассационные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах, определенных статьей 286 этого же Кодекса.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы кассационных жалоб, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжений Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Читинской области N 1407 от 18.12.2006 и N 299 от 20.02.2007, актов приема-передачи, утвержденных распоряжениями N 31 от 16.01.2007, N 435 от 14.03.2007 и вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Читинской области от 28 апреля 2008 года по делу N А78-3854/2007 в муниципальную собственность ГО ЗАТО п. Горный передано имущество, находящееся в федеральной собственности, и закрепленное на праве оперативного управления за 36 КЭЧ СибВО, в том числе: жилые дома, расположенные по адресу: Забайкальский край, п. Горный, ул. Дружбы, дома 2, 3, 169, 170, 180; ул. Таежная, дома 5, 33.
Данные жилые дома переданы истцу в состоянии, требующем капитального ремонта, в том числе, проведения кровельных работ, что подтверждается дефектными актами, составленными в феврале 2007 года комиссией 36 КЭЧ (правопреемник - ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации).
На основании муниципальных контрактов в 2014 году в указанных жилых домах проводился капитальный ремонт кровли.
В связи с неоплатой ответчиками выполненных работ, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из обязанности ответчиков оплатить задолженность по расходам на ремонт общего имущества спорных многоквартирных жилых домов, находящихся в федеральной собственности (собственник - Министерство обороны Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав на то, что на момент предъявления иска казенное учреждение (основной должник) обязательства по оплате оказанных истцом услуг не исполнило.
В случае недостаточности средств у основного должника ответственность возлагается на субсидиарного должника - Российскую Федерацию за счет ее казны в лице Минобороны России, как главного распорядителя бюджетных средств.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, в том числе вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 28, 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (пункт 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, спорные жилые помещения являются объектами федеральной собственности.
Собственник жилых и/или нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества и расходы по содержанию общего имущества дома.
Поскольку отсутствие между сторонами договорных отношений не может являться основанием для освобождения собственника от установленной законом обязанности нести расходы по содержанию общего имущества и не должно служить препятствием для реализации права истца на получение соответствующих платежей, исковые требования обоснованно предъявлены к лицу, в управлении которого находятся жилые помещения.
Установив наличие задолженности со стороны ответчика по оплате выполненного по муниципальным контрактам капитального ремонта, проверив и признав верным представленный расчет суммы иска, суды правомерно удовлетворили заявленные исковые требования.
Кроме того, суды правильно исходили из того, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при недостаточности указанных денежных средств, субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Доводы кассационных жалоб по существу направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 февраля 2018 года по делу N А78-11971/2017 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 08 июня 2018 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Государственная пошлина, в связи с предоставлением отсрочки по ее уплате за кассационное рассмотрение дела в размере 3 000 рублей, подлежит взысканию с ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 февраля 2018 года по делу N А78-11971/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 08 июня 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины.
Арбитражному суду Забайкальского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.И. Палащенко |
Судьи |
Т.П. Васина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.