город Иркутск |
|
19 сентября 2017 г. |
Дело N А69-5383/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Загвоздина В.Д., Новогородского И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства финансов Республики Тыва на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 21 февраля 2017 года по делу N А69-5383/2016 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Ондар Ч.Ч.; суд апелляционной инстанции: Бутина И.Н., Бабенко А.Н., Споткай Л.Е.),
установил:
мэрия города Кызыла (ОГРН: 1021700517123, ИНН: 1701009765, г. Кызыл;
далее - мэрия, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением к Республике Тыва в лице министерства финансов Республики Тыва (ИНН: 1700000431, ОГРН: 1021700516804, г. Кызыл; далее - министерство финансов, ответчик) о взыскании расходов, связанных с предоставлением жилья инвалидам, в сумме 8 000 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 21 февраля 2017 года иск удовлетворен: с казны министерства финансов в пользу мэрии взысканы расходы, связанные с предоставлением жилья инвалидам в заявленном истцом размере.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2017 года решение суда первой инстанции изменено, резолютивная часть решения изложена в следующей редакции:
"Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Республики Тыва в лице Министерства финансов Республики Тыва (ИНН 1700000431, ОГРН 1021700516804, расположенного по адресу: Кызыл, ул. Чульдум, 18) за счет казны Республики Тыва в пользу Мэрии города Кызыла (ИНН 1701009765, ОГРН 1021700517123, расположенной по адресу: г. Кызыл, ул. Ленина, 32) расходы, связанные с предоставлением жилья инвалидам, в сумме 8 000 000 рублей".
Не согласившись с принятыми судебными актами, министерство финансов обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить.
Заявитель кассационной жалобы указывает на неполное выяснение судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам дела, нарушение судами применения норм материального и процессуального права.
По мнению министерства финансов, судами не дана надлежащая оценка доводу ответчика об отсутствии нормативно-правового регулирования в Республике Тыва, касающегося регулирования вопроса предоставления жилья инвалидам и семьям с детьми - инвалидами, вставшим на учет после 01.01.2005; Кара-оол В.А. не имеет права на предоставление жилого помещения, поскольку поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий 20.07.1983, тогда как инвалидность ею получена в 2010 году; судами к участию в деле не привлечены министерство труда и социальной политики Республики Тыва (далее - министерство труда), как уполномоченный орган в сфере предоставления мер социальной поддержки, а также Министерство финансов Российской Федерации; министерством финансов министерству труда в полном объеме перечислены субвенции, предусмотренные на социальную поддержу граждан.
Отзыва на кассационную жалобу не представлено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация в сети Интернет на сайтах - fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru, rad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Согласно решениям Кызылского городского суда Республики Тыва от 04.04.2013, 06.03.2013, 14.11.2012, 07.02.2014, 17.04.2013 Геваргис В.Ю., Кара-оол В.А., Ооржак Ч.Б., Успун Л.И., Лебедева Е.Ю. были признаны инвалидами (семьями, имеющими детей-инвалидов), нуждающимися в предоставлении жилья и поставленными на учет после 01.01.2005. В связи с указанными обстоятельствами, суд обязал мэрию предоставить указанным гражданам соответствующие санитарным и гигиеническим нормам и требованиям жилые помещения по договору социального найма.
Во исполнение указанных решений Кызылского городского суда Республики Тыва между истцом и указанными гражданами заключены договоры социального найма жилых помещений.
Так, в соответствии с решением суда от 04.04.2013 согласно договору социального найма от 26.05.2015 N 52 Геваргису В.Ю. предоставлена квартира общей площадью 20,2 кв.м стоимостью 842 000 рублей.
В соответствии с решением суда от 06.03.2013 по договору социального найма от 11.05.2016 N 16113 Кара-оол В.А. предоставлена квартира общей площадью 24,9 кв. м стоимостью 1 280 000 рублей. Площадь рассчитана исходя из того, что семья Кара-оол состоит их двух человек - Кара-оол В.А. и ее сына.
В соответствии с решением суда от 14.11.2012 по договору социального найма от 27.08.2016 N 16130 Ооржак Ч.Б. предоставлена квартира общей площадью 50,6 кв. м стоимостью 2 680 000 рублей. Площадь рассчитана исходя из того, что семья Ооржак состоит их четырех человек - мать Ооржак Ч.Б., две дочери инвалида - Ооржак Аэлита Мергеновна и Ооржак Иввета Мергеновна, а также дочь Ооржак Альмира Мергеновна.
В соответствии с решением суда от 07.02.2014 по договору социального найма от 03.03.2016 N 16092 Успун Л.И. предоставлена квартира общей площадью 38,4 кв.м стоимостью 1 950 000 рублей. Площадь рассчитана при учете того факта, что Успун Л.И. нуждается в лице, которое будет осуществлять за ним уход.
В соответствии с решением суда от 17.04.2014 по договору социального найма от 25.03.2016 N 16097 Лебедевой Е.Ю. и Лебедевой З.С. и предоставлена квартира общей площадью 27,2 кв.м стоимостью 1 248 000 рублей. Площадь рассчитана исходя из того, что Лебедева Е.Ю. является инвалидом и нуждается в помощи опекуна Лебедевой З.С.
Поскольку ответчик оставил требование истца о возмещении расходов, понесенных им при обеспечении жильем указанных граждан, без ответа, мэрия обратилась в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворение требований истца в полном объеме суды связывают с наличием у ответчика обязанности по возмещению расходов, понесенных в связи с исполнением решений суда общей юрисдикции о предоставлении жилых помещений по договору социального найма во внеочередном порядке гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
При этом суды исходили из наличия у Республики Тыва обязанности по возмещению таких расходов в силу требований статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) в отношении инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет с целью улучшения жилищных условий после 1 января 2005 года.
Судебные акты в части взыскания с Республики Тыва 842 000 рублей являются обоснованными, поскольку в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378) инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, страдающие тяжелыми формами заболеваний, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
Исходя из положений статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ, Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), пункта 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 23) следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Факт несения мэрией убытков и их размер подтверждается материалами дела.
В указанной части судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Выводы судов о наличии обязанности по полному возмещению расходов на предоставление жилых помещений Кара-оол В.А., Ооржак Ч.Б., Успун Л.И., и Лебедевой Е.Ю. являются необоснованными и неправомерными в связи со следующим.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50) (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 60 и 61 Федерального закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Статьей 17 Федерального закона N 181-ФЗ определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, Федеральный закон N 181-ФЗ не устанавливает.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан.
К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, относятся Кара-оол Венера Александровна, Ооржак Аэлита Мергеновна и Ооржак Иввета Мергеновна, Успун Леонид Иргитович, Лебедева Елена Юрьевна.
Таким образом, только указанные граждане вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющегося у них права на дополнительную жилую площадь как лица, страдающие хроническим заболеванием, включенным в Перечень N 378 и Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817).
С учетом изложенных выше норм, сам по себе факт принятия решений судом общей юрисдикции об обязании предоставления жилых помещений гражданам инвалидам и их семьям, опекунам и лицам, осуществляющим уход за ними, общей площадью, превышающей социальную норму г. Кызыла (с учетом дополнительной площади), не порождает для Республики Тыва обязанности по компенсации стоимости такого жилья.
Доводы заявителя кассационной жалобы, касающиеся отсутствия у него обязанности по возмещению расходов, связанных с предоставлением жилья инвалидам, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления N 23, положениям Федерального закона N 122-ФЗ обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет до 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств федерального бюджета, обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005 - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Неисполнение уполномоченным органом установленных федеральным законодательством обязанностей (принять нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок предоставления внеочередного жилья после 01.01.2005 и определить подведомственных распорядителей) не освобождает ответчика от ответственности и исполнения указанных обязательств.
Также судами обеих инстанций верно установлено, что Кара-оол В.А. имеет право на получение жилого помещения, поскольку Кара-оол В.А. является инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, поставлена на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий. При этом нуждаемость инвалида в улучшении жилищных условий на текущий год остается прежней.
С учетом того, что выводы судов в части взыскания с Республики Тыва 7 158 000 рублей сделаны при неправильном применении норм материального права, решение Арбитражного суда Республики Тыва от 21 февраля 2017 года по делу N А69-5383/2016 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2017 года по тому же делу подлежат отмене в части удовлетворения требований мэрии о взыскании с Республики Тыва в лице министерства финансов Республики Тыва за счет казны Республики Тыва расходов, связанных с предоставлением жилья инвалидам, в размере 7 158 000 рублей.
Поскольку суд кассационной инстанции в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не вправе учитывать доказательства, которые не были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, а также устанавливать новые обстоятельства, согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отменой обжалуемых судебных актов дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует устранить отмеченные недостатки, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дать оценку доказательствам, представленным в подтверждение размера компенсации за предоставленные Кара-оол В.А., Ооржак Ч.Б., Успун Л.И., Лебедевой Е.Ю. жилые помещения, и разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от 21 февраля 2017 года по делу N А69-5383/2016 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2017 года по тому же делу отменить в части удовлетворения требований мэрии города Кызыла о взыскании с Республики Тыва в лице министерства финансов Республики Тыва за счет казны Республики Тыва расходов, связанных с предоставлением жилья инвалидам, в размере 7 158 000 рублей.
В отмененной части дело отправить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Тыва.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.