город Иркутск |
|
19 сентября 2017 г. |
Дело N А74-13979/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Загвоздина В.Д., Новогородского И.Б.,
при участии представителя общества с ограниченной ответственностью "Восточно-Бейский разрез" Величко М.Г. (доверенность от 09.01.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 17 февраля 2017 года по делу N А74-13979/2016 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Курочкина И.А.; суд апелляционной инстанции: Юдин Д.В., Борисов Г.Н., Иванцова О.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Восточно-Бейский разрез" (ОГРН: 1021900671220, ИНН: 1902064188, Республика Хакасия, с. Кирба; далее - ООО "Восточно-Бейский разрез", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Хакасия (ОГРН: 1041901013110, ИНН: 1901064467, г. Абакан; далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 21.10.2016 N АВЗНТ-194-249-16.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 17 февраля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2017 года, заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятыми судебными актами, административный орган обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, по делу принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Заявитель кассационной жалобы просит проверить законность и обоснованность судебных актов в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, ошибочным истолкованием норм материального права (статья 11, пункт 1 статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), пункты 14.2, 19 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами", "Рекомендации о порядке лицензирования пользования недрами действующими предприятиями в части подземных вод, захоронения вредных веществ, отходов, сброса сточных вод в недра и использования недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых" (утверждены письмом Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр от 05.11.1992 N Вщ-61/2714)).
Заявитель кассационной жалобы полагает, что общество обязано получить лицензию на право пользования недрами с целью сброса сточных вод в аллювиально-пролювиальный водоносный горизонт. Действующим законодательством предусмотрено лицензирование соответствующей деятельности.
Управление указывает на то, что соблюдение недропользователем условий лицензии обеспечивает охрану и рациональное использование эксплуатируемого участка недр. Поскольку ООО "Восточно-Бейский разрез" не обладает соответствующей лицензией, качество сточных вод, сбрасываемых им в водоносный горизонт, превышает максимально допустимое содержание загрязняющих веществ.
В отзыве на кассационную жалобу общество против доводов жалобы возразило.
12.09.2017 в адрес суда кассационной инстанции поступило ходатайство административного органа о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В судебном заседании представитель общества поддержал возражения, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, общество осуществляет деятельность по добыче каменного угля открытым способом.
В период с 08.08.2016 по 02.09.2016 (продлен до 30.09.2016) на основании приказа руководителя управления от 01.08.2016 N 194-н государственными инспекторами административного органа проведена плановая выездная проверка в отношении общества.
По итогам проверки составлен акт от 29.09.2016 N АВЗНТ-194.
07.10.2016 составлен протокол N АВЗНТ-194-249-16 об административном правонарушении, в котором зафиксировано нарушение, выразившееся в том, что на момент проверки у ООО "Восточно-Бейский разрез" отсутствовала лицензия на право пользования недрами с целью сброса сточных вод в аллювиально-пролювиальный водоносный горизонт.
20.10.2016 рассмотрены материалы дела об административном правонарушении, 21.10.2016 вынесено постановление N АВЗНТ-194-249-16 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.
Полагая, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ООО "Восточно-Бейский разрез" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявление общества о признании незаконным и отмене постановления управления от 21.10.2016 N АВЗНТ-194-249-16, пришли к выводу о том, что доказательств в подтверждение наличия события и состава вменяемого ООО "Восточно-Бейский разрез" административного правонарушения административным органом не представлено.
Выводы Арбитражного суда Республики Хакасия и Третьего арбитражного апелляционного суда являются правомерными в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Закон о недрах регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
Виды пользования недрами определены в статье 6 Закона о недрах.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Исходя из вышеизложенного, суды первой и апелляционной инстанций правомерно включили в предмет судебного исследования вопросы, связанные с наличием у общества обязанности по получению лицензии на право пользования недрами с целью сброса сточных вод в аллювиально-пролювиальный водоносный горизонт.
Как следует из материалов дела, ООО "Восточно-Бейский разрез" осуществляет добычу антрацита открытым способом, дополнительными: добыча коксующегося угля открытым способом; добыча угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, открытым способом на основании лицензий: серии АБН 00341 ТЭ со сроком до 30.11.2020, серии АБН 00223 ТЭ - до ноября 2020 года, серии АБН 00545 ТЭ - до 13.09.2030.
Для осуществления деятельности по добыче угля ООО "Восточно-Бейский разрез" разработана проектная документация "Горно-транспортная часть ООО "Восточно-Бейский разрез" с увеличением мощности до 4,0 млн. тонн угля в год" 2013 года (далее - проектная документация), получены положительное заключение государственной экспертизы от 24.01.2014 N 012 - 14/КРЭ-1985/06 на проектную документацию, заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам проектной документации ООО "Восточно-Бейский разрез" временного карьерного водоотлива и очистных сооружений карьерных вод от 05.07.2006 N 1881/09.
Согласно указанному выше заключению N 1881/09 работы на Восточном-Бейском разрезе проводятся на более глубоких горизонтах, в процессе добычи угля вода в карьере скапливается в зумпфе, в связи с чем возникает необходимость проведения мероприятий по осушению.
В соответствии с разделом 5 проектной документации "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" в процессе своей производственной деятельности общество производит откачку карьерных вод в очистные сооружения.
В приложении к проектной документации указана схема расположения участка недр и отражены очистные сооружения и зумпф. Очистные сооружения карьерных вод построены в соответствии с проектной документацией, на которую имеется положительное заключение экологической экспертизы.
Суды первой и апелляционной инстанций верно указали на необходимость возведения обществом очистных сооружений в рамках полученных лицензий, поскольку откачка карьерных вод необходима в технологическом процессе добычи полезного ископаемого.
Образование карьерной воды непосредственно связано с добычей угля. Такая вода является технической, частично используется обществом в хозяйственных целях и подлежит очистке при возвращении в водоносный горизонт. Самостоятельной добычи карьерной воды, ее потребления не происходит.
Карьерные воды не могут быть отнесены ни к полезным ископаемым, ни к отходам производства и потребления. Получение лицензии на их фильтрацию и возврат законодательством не предусмотрено.
Более того, статья 6 Закона о недрах не предусматривает такого вида пользования недрами как пользование недрами с целью сброса сточных вод в водоносный горизонт.
При таких обстоятельствах, основания для привлечения общества к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют.
Довод заявителя кассационной жалобы об обязательном лицензировании указанной деятельности отклоняется судом кассационной инстанции.
В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.04.2015 N 193 "Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей строительства нефте- и газохранилищ в пластах горных пород и эксплуатации таких нефте- и газохранилищ, для размещения отходов производства и потребления, для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья" получение права пользования недрами, в том числе для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, необходимо только при разведке и добыче углеводородного сырья, а не угля, являющегося отдельным видом полезного ископаемого.
В кассационной жалобе управлением указывается на нарушение обществом природоохранного законодательства, а именно, в силу неэффективной работы очистных сооружений в водоносный горизонт вместе с водами поступают загрязняющие вещества (нитраты, нитриты сульфата, хлориды и фенолы).
Вместе с тем, суд кассационной инстанции отклоняет указанный довод, поскольку согласно материалам дела, постановлением административного органа от 21.10.2016 N АВЗНТ-194-250-16 ООО "Восточно-Бейский разрез" привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований пункта 8 статьи 23 Закона о недрах с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Неправильное толкование заявителем норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, не может являться основанием для отмены судебных актов, принятых с соблюдением норм материального и процессуального права, с учетом фактических обстоятельств спора, установленных судами по результатам оценки доказательств и доводов сторон.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов по делу, Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 17 февраля 2017 года по делу N А74-13979/2016 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2017 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 17 февраля 2017 года по делу N А74-13979/2016 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.