город Иркутск |
|
20 сентября 2017 г. |
Дело N А10-5199/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А. Н.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелега Д. И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винокуровой М. Ю.,
при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия (судья Аюшеева Е. М., секретарь судебного заседания Полев Р. А.),
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Бурятия представителей Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия - Аюшеевой А. Д. (доверенность от 09.05.2016), администрации муниципального образования "Тункинский район" Республики Бурятия - Эрдынеева А. Э. (удостоверение адвоката, доверенность N 2 от 24.02.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 января 2017 года по делу N А10-5199/2016, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Кушнарева Н. П., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В. А., Басаев Д. В., Никифорюк Е. О.),
установил:
администрация муниципального образования "Тункинский район" Республики Бурятия (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия к Управлению Федерального казначейства по Республике Бурятия (далее - Управление) с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 2 и 3 представления N 02-11-76/21-1139 от 02.06.2016.
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Китой" (ОГРН 1020300902160; ИНН 0323110890; г. Улан-Удэ; далее - ООО "Китой"), Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 января 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2017 года, заявление удовлетворено частично. Признаны недействительными пункт 1 описательной и пункт 3 резолютивной частей представления Управления N 02-11-76/21-1139 от 02.06.2016, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить в обжалуемой части, принять по делу новый судебный акт.
В кассационной жалобе Управление ссылается на неправомерность выводов судов о незаконности пункта 1 описательной части и пункта 3 резолютивной частей оспариваемого представления; указывает, что суды пришли к неверному выводу о недоказанности нарушений администрацией бюджетного законодательства и условий Соглашения N 1-2013-ДВиЗ от 25.03.2013 о предоставлении субсидий из республиканского бюджета на строительство инженерной инфраструктуры курортной зоны минеральных источников с. Аршан, с. Кырен Тункинского района Республики Бурятия (4 очередь строительства, 1 пусковой этап) при использовании средств субсидии на страхование строительно-монтажных работ без дальнейшей реализации права на страховое возмещение после наступления страхового события; судами также необоснованно признано неправомерным требование представления о возврате в бюджет неэффективно израсходованных бюджетных средств на строительство мостового перехода через реку Кынгырга.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить её без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых извещений; информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru, в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 августа 2017 года на основании части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы отложено на 13 сентября 2017 года на 11 часов 00 минут.
После отложения в судебном заседании представитель Управления поддержала доводы кассационной жалобы, а представитель администрации поддержал обжалуемые судебные акты, просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание своих представителей не направили.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Республики Бурятия и Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1996 N 480 утверждена федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" (далее - Целевая программа).
Указанной Целевой программой предусмотрено строительство инженерной инфраструктуры курортной зоны минеральных источников с. Аршан, с. Кырен Тункинского района Республики Бурятия с выделением на указанные цели в 2013 году финансовых средств из федерального бюджета в размере 300 миллионов рублей и из республиканского бюджета в размере 16 миллионов рублей.
Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и Правительство Республики Бурятия в лице Министерства заключили соглашение N Д02-166/ес/гс/с от 29.10.2013 о предоставлении в 2013 году субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) по реализации мероприятий Целевой программы.
Министерство заключило с администрацией соглашение N 1-2013-ДВиЗ от 25.03.2013 (с учетом изменений и дополнений) о предоставлении субсидий из республиканского бюджета на строительство инженерной инфраструктуры курортной зоны минеральных источников с. Аршан, с. Кырен Тункинского района Республики Бурятия (4 очередь строительства, 1 пусковой этап) (далее - Соглашение), по условиям которого Министерство обязалось предоставить муниципальному образованию для указанных целей 316 миллионов рублей, в том числе 300 миллионов рублей полученных из федерального бюджета в качестве субсидии.
Согласно платежному поручению от 05.12.2013 в адрес администрации перечислена субсидия в размере 300 000 000 рублей за счет средств федерального бюджета.
Приказом Управления N 95 от 04.04.2016 назначено контрольное мероприятие в форме выездной проверки на предмет правомерности использования средств федерального бюджета, предоставленных в 2013 году бюджету Республики Бурятия на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) по выполнению мероприятий Целевой программы на реализацию объекта "Строительство инженерной инфраструктуры курортной зоны минеральных источников с. Аршан, с. Кырен Тункинского района Республики Бурятия (4 очередь строительства, 1 пусковой этап)" за 2013 - 2015 годы и истекший период 2016 года.
В ходе проверки выявлены и в акте от 18.04.2016 отражены нарушения требований бюджетного законодательства и условий Соглашения, заключающиеся в неэффективном использовании администрацией средств федерального бюджета в размере 8 400 000 рублей, затраченных на страхование строительно-монтажных работ по 5 объекту, по которому не возмещен ущерб при наступлении страхового события, имеющего признаки страхового случая; направлении администрацией средств федерального бюджета на цели, не соответствующие целям, определенным Целевой программой, на приобретение автотранспортных средств и оборудования на общую сумму 7 367 667 рублей 16 копеек; необеспечение администрацией выполнения мероприятий Целевой программы в части ввода в эксплуатацию мостового перехода через реку Кынгырга длиной 24 м, фактической стоимостью строительно-монтажных работ в размере 53 559 093 рублей 16 копеек, в том числе в результате отсутствия контроля за ходом выполнения строительно-монтажных работ и за эффективным использованием бюджетных средств.
02.06.2016 Управлением вынесено представление N 02-11-76/21-1139, согласно которому администрации необходимо рассмотреть информацию об указанных выше нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (пункты 1 и 2 описательной части представления), принять меры по устранению их причин и условий в срок до 30.09.2016, а также вернуть в федеральный бюджет в срок до 30.09.2016 израсходованные без достижения установленного результата средства федерального бюджета в размере 53 559 093 рублей 16 копеек (пункт 3 описательной и резолютивной части представления).
Не согласившись с указанным представлением, администрация оспорила его в арбитражном суде.
Признавая недействительными пункт 1 описательной и пункт 3 резолютивной частей оспариваемого представления, арбитражные суды двух инстанций исходили из несоответствия данных пунктов Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее - БК РФ), нарушения ими прав и законных интересов администрации.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании представления может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов администрации.
Установив наличие совокупности указанных условий, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 6, 41, 265, 266.1, 267.1, 269.2 БК РФ, Указом Президента Российской Федерации от 02.02.2016 N 41, Правилами осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092) в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13.04.2016 N 300, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1996 N 480, условиями вышеуказанных соглашений о предоставлении средств субсидии, суды обоснованно установили, что Управление в пределах предоставленных полномочий осуществило контрольное мероприятие и по его итогам вынесло оспариваемое представление в отношении надлежащего субъекта - администрации как конечного получателя субсидии из федерального бюджета.
Статьёй 34 БК РФ закреплен принцип эффективности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В силу статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Пунктом 2.10 Соглашения N 1-2013-ДВиЗ от 25.03.2013 на администрацию возложена обязанность обеспечить целевое и эффективное использование полученных бюджетных средств.
Управление в оспариваемом представлении (пункт 1 описательной части) вменяет администрации нарушение статей 34, 162 БК РФ, пункта 2.10 Соглашения, что выразилось в неэффективном использовании средств федерального бюджета в размере 8 400 000 рублей, потраченных на страхование строительно-монтажных работ по объекту (мост через реку Кынгырга), по которому не возмещен ущерб при наступлении страхового события, имеющего признаки страхового случая.
Признавая представление недействительным в данной части, суды обоснованно исходили из надлежащего исполнения администрацией обязанности по страхованию строительно-монтажных работ и недоказанности Управлением факта неэффективного использования средств субсидии.
Судами установлено, что пунктом 3.1.8 соглашения N Д02-166/ес/гс/с от 29.10.2013 на Министерство возложена обязанность обеспечить при заключении договоров на выполнение работ (оказание услуг) страхование строительно-монтажных рисков, гражданского ответственности за причинение вреда третьим лицам.
В свою очередь, администрация заключила муниципальный контракт N 030230003661300000-01044974-01 от 31.05.2013 (далее - муниципальный контракт) с ООО "Китой" на строительство в срок до 20.12.2013 инженерной инфраструктуры курортной зоны минеральных источников с. Аршан, с. Кырен Тункинского района Республики Бурятия (4 очередь строительства, 1 пусковой этап) в соответствии с техническим заданием, расчетом цены контракта, графиком выполнения работ. Техническим заданием к муниципальному контракту предусмотрено строительство мостового перехода через реку Кынгырга в с. Аршан. В расчет цены контракта включено добровольное страхование, в том числе мостового перехода через реку Кынгырга в с. Аршан, затраты на страхование объектов строительства включены в проектно-сметную документацию.
Из титульного списка переходящей стройки на 2013 год видно, что объект "Строительство инженерной инфраструктуры курортной зоны минеральных источников с. Аршан, с. Кырен Тункинского района Республики Бурятия", включающий возведение указанного моста, подлежал вводу в эксплуатацию в 4 квартале 2013 года.
ООО "Китой" заключило с открытым акционерным обществом Страховая компания "Альянс" договор страхования N Е003-131318075 от 01.11.2013, по условиям которого объектом страхования являются строительно-монтажные работы, проводимые в соответствии с муниципальным контрактом по объекту "Строительство инженерной инфраструктуры курортной зоны минеральных источников с. Аршан, с. Кырен Тункинского района Республики Бурятия" (4 очередь строительства, 1 пусковой этап). Указанный договор страхования распространяется на страховые случаи, произошедшие до 20.12.2013 (планируемая дата ввода в эксплуатацию мостового перехода через реку Кынгырга), плюс период страхования послепусковых гарантийных обязательств согласно оговорке до 20.12.2016. Объект договора страхования является застрахованным на случай гибели или повреждения в результате пожара, взрыва, удара молнии, падения летательных аппаратов, стихийных бедствий (землетрясения, бури, града, схода снежных лавин, наводнения, обвала), просадки грунта, подтопления грунтовыми водами и т.д.
Страховая премия страховщику в размере 8 884 703 рублей платежным поручением от 13.12.2013 перечислена ООО "Китой" за счет бюджетных средств. На основании акта о приемке выполненных работ N 47 от 16.12.2013 администрацией приняты затраты на страхование строительно-монтажных работ в указанном размере.
Судами также установлено и сторонами не оспаривается тот факт, что администрацией не обеспечено выполнение мероприятия Целевой программы по объекту "Строительство инженерной инфраструктуры курортной зоны минеральных источников с. Аршан, с. Кырен Тункинского района Республики Бурятия (4 очередь строительства, 1 пусковой этап)" в части передачи заказчику и ввода в эксплуатацию мостового перехода через реку Кынгырга в установленные сроки (до 20.12.2013) и не введенный в эксплуатацию данный мостовой переход был уничтожен в результате стихийного бедствия (сход селевых потоков), произошедшего 28.06.2014.
Поскольку объектом страхования являлся не готовый мост, а строительно-монтажные работы до установленного муниципальным контрактом срока их передачи заказчику (20.12.2013), и стихийное бедствие произошло за пределами срока действия договора страхования, в связи с чем страховщиком отказано в выплате страхового возмещения.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о надлежащим образом исполненной администрацией обязанности по страхованию строительно-монтажных работ и правомерно отклонили довод Управления о неэффективном использовании администрацией бюджетных средств в связи с не обращением за выплатой страхового возмещения. Иных доказательств в подтверждение своей позиции Управлением в материалы дела не представлено, об их наличии не заявлялось.
Как указано выше, суды согласились с позицией Управления о том, что администрация допустила расходование бюджетных средств без достижения в установленный срок результата - ввода в эксплуатацию объекта инженерной инфраструктуры курортной зоны минеральных источников с. Аршан, с. Кырен Тункинского района Республики Бурятия (4 очередь строительства, 1 пусковой этап) в части мостового перехода через реку Кынгырга. При этом нарушение администрацией принципа результативного и эффективного использования бюджетных средств выразилось в отсутствии контроля за ходом выполнения строительно-монтажных работ и за эффективным использованием бюджетных средств в части ввода в эксплуатацию указанного мостового перехода, который в результате стихийного бедствия, произошедшего в июне 2014 года, был уничтожен и в дальнейшем исключен из состава объектов инженерной инфраструктуры курортной зоны. Администрация указанные выводы судов не оспаривала.
Вместе с тем, судами сделан обоснованный вывод о неправомерности пункта 3 резолютивной части представления о возврате бюджетных средств в размере 53 559 093 рублей 16 копеек.
Вопреки требованиям статей 65, 198 АПК РФ Управлением как в оспариваемом представлении, так и в ходе судебного разбирательства по делу не приведено надлежащих правовых оснований для изложенного в представлении требования о возврате администрацией средств федерального бюджета в размере 53 559 093 рублей 16 копеек рублей как неэффективно использованных бюджетных средств. Данное обстоятельство, как правильно отмечено судами, противоречит положениям БК РФ и нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку может повлечь принудительное взыскание данных средств или применение иных мер принуждения.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов в данной части и не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов. При этом суд кассационной инстанции отклоняет ссылку Управления на положения пункта 2 статьи 270.2 БК РФ, поскольку данная норма раскрывает понятие и содержание представления, но не регулирует правоотношения, связанные применением конкретных мер принуждения в результате выявления бюджетных нарушений.
При таких обстоятельствах по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 января 2017 года по делу N А10-5199/2016 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.