город Иркутск |
|
27 сентября 2017 г. |
Дело N А58-5515/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 марта 2017 года по делу N А58-5515/2016, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Эверстова Р.И., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Басаев Д.В., Ткаченко Э.В.),
установил:
Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Станция переливания крови" (ОГРН 1021401075552, ИНН 1435064428, г. Якутск; далее - ГБУ РС(Я) "Станция переливания крови", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным пункта 14 предписания от 14.07.2016 N 16-1-19/695 Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) в части восстановления в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) суммы нецелевого использования бюджетных средств в размере 751 365 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 марта 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2017 года, заявленные требования удовлетворены.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 28, 38, 78.1, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации пунктов 39, 98, 99 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о незаконности предписания Министерства в обжалуемой части, ссылаясь на доказанность факта нецелевого использования бюджетных средств, так как в рамках мероприятий по модернизации и развитию материально-технической базы по целевому коду субсидии 16012 не предусмотрены расходы по КОСГУ 340, в том числе на приобретение расходных материалов, относящихся к материальным запасам и используемых в течение периода, не превышающего 12 месяцев; внесенные впоследствии в спецификацию и товарную накладную изменения путем объединения в общую сумму без разделения на само оборудование и расходные материалы свидетельствует о том, что Учреждение заведомо знало, что спорные расходы являются нарушением бюджетного законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу ГБУ РС(Я) "Станция переливания крови" считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, указывает на отсутствие факта нецелевого использования бюджетных средств со стороны Учреждения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Министерством и Учреждением заключено Соглашение от 26.01.2015 N 02-26/47и на предоставление Учредителем ГБУ РС(Я) "Станция переливания крови" целевых субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в том числе на мероприятия по безопасному донорству. В соответствии с пунктом 2.1.1 названного Соглашения Учредитель обязуется предоставить в 2015 году субсидию в сумме 3 930 000 рублей в соответствии с целевыми направлениями расходования средств субсидии, указанными в разделе 3 настоящего соглашения, а Учреждение обязуется расходовать субсидию по целевому назначению, предусмотренному настоящим Соглашением, с указанием кода классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), в соответствии с направлениями расходования и сроками предоставления субсидии, указанными в разделе 3 настоящего соглашения (пункт 2.3.1 Соглашения).
В разделе 3 Соглашения указаны направления расходования и сроки предоставления субсидии, в том числе на мероприятия по безопасному донорству:
код КОСГУ 222 - 175 000 рублей, 250 000 рублей до 01.02.2015;
код КОСГУ 226 - 175 000 рублей, 1 790 000 рублей до 01.04.2015;
код КОСГУ 310 - 3 180 000 рублей, 100 000 рублей до 01.09.2015;
код КОСГУ 340 - 200 000 рублей, 1 590 000 рублей - до 01.10.2015.
По результатам проведенного электронного аукциона Учреждением с ЗАО "АЯКС" заключен договор от 27.04.2015 N 20 на поставку биохимического анализатора по цене товара 748 635 рублей в соответствии со спецификацией, в которой указано, что в комплект поставки входит расходный материал для определения АЛТ (тест полоски на 7075 исследований на сумму 751 356 рублей), всего на сумму 1 500 000 рублей.
Согласно товарной накладной от 14.05.2015 N 1506845П Учреждению поставлен автоматический биохимический анализатор, работающий на одноразовых полосках (принцип "Сухой химии") SpotChem EZ (АРКРЭЙ Фэктори Инк. Япония) на сумму 748 635 рублей, в комплект поставки входит расходный материал определения АЛТ (тест полоски) на 7 075 исследований на сумму 751 365 рублей, итого на сумму 1 500 000 рублей.
На основании счета от 14.05.2015 N 1506845П, договора N 20 от 27.04.2015 платежным поручением от 15.06.2015 N 426 Учреждение перечислило поставщику 1 500 000 рублей (КБК 054-0000-0000000-310-16012).
09.06.2015 между Учреждением и ЗАО "АЯКС" заключено дополнительное соглашение N 1 к договору от 27.04.2015 N 20, которым спецификация изложена в следующей редакции: наименование товара, подлежащего поставке, - автоматический биохимический анализатор, работающий на одноразовых полосках (принцип "Сухой химии") SpotChem EZ (АРКРЭЙ Фэктори Инк. Япония), включающий в комплект поставки расходный материал для определения АЛТ (тест-полоски) на 7 075 исследований, на общую сумму 1 500 000 рублей.
Товарная накладная от 14.05.2015 N 1506845П изложена следующим образом: автоматический биохимический анализатор, работающий на одноразовых полосках (принцип "Сухой химии") SpotChem EZ (АРКРЭЙ Фэктори Инк. Япония), на сумму 1 500 000 рублей.
В соответствии с Актом ввода оборудования в эксплуатацию и проведения инструктажа (обучения) специалистов от 09.06.2015 контракт считается исполненным, оборудование поставленным и введенным в работу. Контракт оплачен учреждением в размере 1 500 000 рублей.
На основании приказа Министерства от 11.05.2016 N 01-04/0570 в отношении ГБУ РС(Я) "Станция переливания крови" проведена выездная проверка полноты и достоверности отчетности об исполнении государственного задания, целевого и эффективного использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на выполнения государственного задания и иные цели за период 2014-2015 года.
В ходе проведения проверки Министерством выявлено нецелевое использование Учреждением бюджетных средств в размере 901 611 рублей, в том числе:
- 15 246 рублей по договору с ООО "Интермедика Сервис" от 23.04.2015 N 17 на поставку гематологического анализатора;
- 751 365 рублей по договору с ЗАО "АЯКС" от 27.04.2015 N 20 на поставку автоматического биохимического анализатора;
- 135 000 рублей по договору с ООО "Формула безопасности" от 05.09.2014 N 33-014261-л1 на выполнение работ по ремонту электрических вводно-распределительных устройств.
Министерство в числе прочего посчитало, что в нарушение пункта 2.3.1 Соглашения от 26.01.2015 N 02-26/47и, Сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному учреждению на 2015 год, от 26.01.2015 за счет средств субсидии на мероприятия по безопасному донорству по модернизации и развитию материально-технической базы (КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств") Учреждением приобретены расходные материалы для определения АЛТ (тест-полоски) на 7 075 исследований на сумму 751 365 рублей (КОСГУ 340 "Увеличение стоимости материальных запасов").
Результаты проверки отражены в акте проверки от 15.06.2016.
Предписанием от 14.07.2016 N 16-1-19/695 на Учреждение возложена обязанность в срок до 20.09.2016 восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) сумму нецелевого использования бюджетных средств в размере 901 611 рублей (пункт 14 предписания).
ГБУ РС(Я) "Станция переливания крови", полагая, что пункт 14 предписания в части требования о возврате суммы 751 365 рублей, не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что предписание Министерства в оспариваемой части не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) определено, что получатель бюджетных средств обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно статье 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства, в том числе договор от 27.04.2015 N 20 в редакции дополнительного соглашения к нему от 09.06.2015, спецификации, товарные накладные с учетом внесенных в них изменений, суды установили, что Учреждением за счет средств субсидии на мероприятия по безопасному донорству по модернизации и развитию материально-технической базы приобретен автоматический биохимический анализатор, работающий на одноразовых полосках (принцип "Сухой химии") SpotChem EZ (АРКРЭЙ Фэктори Инк. Япония), на сумму 1 500 000 рублей, в комплектность которого входит как сам анализатор, так и указанные расходные материалы для определения АЛТ (тест-полоски) на 7 075 исследований.
Доказательства того, что спорные расходные материалы, не относящиеся к основным средствам, были приобретены отдельно за счет средств субсидии, в материалах дела отсутствуют.
При таких установленных по данному делу обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности Министерством факта нецелевого использования Учреждением, то есть в целях, не соответствующих целям, определенным соглашением от 26.01.2015 N 02-26/47и, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств субсидии на мероприятия по безопасному донорству по модернизации и развитию материально-технической базы.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако поскольку они не свидетельствуют о нарушении судами двух инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, были предметом рассмотрения и мотивированно отклонены судами, направлены, по сути, исключительно на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при вынесении обжалуемых судебных актов, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 марта 2017 года по делу N А58-5515/2016, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М. М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.