город Иркутск |
|
03 октября 2017 г. |
Дело N А74-14289/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 октября 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Маслаковой Оксаны Геннадьевны на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 20 марта 2017 года по делу N А74-14289/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 июня 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Бова Л.В., суд апелляционной инстанции: Севастьянова Е.В., Иванцова О.А., Морозова Н.А.),
установил:
индивидуальный предприниматель Маслакова Оксана Геннадьевна (ОГРНИП 306190122700042, ИНН 190158334950, г. Абакан; далее - предприниматель Маслакова О.Г.) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия администрации города Абакана (далее - Администрация), Управления коммунального хозяйства и транспорта администрации города Абакана (далее - УКХТ, Управление) по созданию (формированию) реестра маршрутов регулярных перевозок города Абакана в соответствии с частью 2 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ; об обязании Администрации издать постановление о включении маршрута N 5/к "Нижняя Согра - Школа N 21" график N 12" в реестр маршрутов регулярных перевозок города Абакана в виде отдельного маршрута;
УКХТ - выдать предпринимателю свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по маршруту N 5/к "Нижняя Согра - Школа N 21" график N 12" и новую карту данного маршрута.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 20 марта 2017 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 июня 2017 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель Маслакова О.Г. обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 12, 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ), статей 7, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что неизготовление уполномоченными органами решения о включении сведений в реестр маршрутов регулярных перевозок или об отказе во включении этих сведений, принятие которых прямо предусмотрено статьей 39 Федерального закона N 220-ФЗ), привело к утрате предпринимателем возможности продления срока осуществления перевозок без участия в конкурсных процедурах (в частности, заключение договора простого товарищества); полагает, что реестр маршрутов не является нормативным правовым актом, поскольку индивидуализирует перевозчика; Маслакова О.Г. просила включить в реестр сведения о ее маршруте, а не в составе группы предпринимателей, работавших на маршруте; перечень оснований для выдачи свидетельства по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок, указан в статье 19 Федерального закона N 220-ФЗ; считает, что заявленная Маслаковой О.Г. восстановительная мера, фактически требующая восстановить предпринимателю отдельный маршрут N 5/к, является мерой, направленной на устранение нарушения прав и законных интересов заявителя и не противоречит Федеральному закону N 220-ФЗ.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация и УКХТ считают ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предприниматель Маслакова О.Г. получила право на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N 5 "Нижняя Согра - Школа N 21", выход 12 по итогам конкурса, проведённого в рамках положений, установленных действующим в тот период решением Абаканского городского Совета депутатов от 29.11.2005 N 220 "Об утверждении "Порядка организации маршрутных пассажирских перевозок в городе Абакане" (протокол N 3 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе N 01-2014 от 06.03.2014) сроком с 01.04.2014 на три года.
В связи с принятием Федерального закона N 220-ФЗ, вступившего в законную силу 14.07.2015, предприниматель 17.08.2015 направила в адрес УКХТ заявление о включении в реестр регулярных перевозок маршрута N 5/к, выход N 12, с указанием предусмотренных частью 1 статьи 26 названного Федерального закона сведений.
Письменный ответ УКХТ на указанное заявление предпринимателем не получен.
01.04.2016 УКХТ выдало предпринимателю карту маршрута регулярных перевозок по маршруту N 5/к "Нижняя Согра - Школа N 21", из чего Маслакова О.Г. заключила, что маршрут внесён в реестр.
01.11.2016 в адрес предпринимателя Маслаковой О.Г. поступило уведомление УКХТ от 18.10.2016 N 2073, в котором сообщалось о проведении в первом полугодии 2017 года конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок автомобильным транспортом общего пользования по городским маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, в том числе по маршруту N 5/к "Нижняя Согра - Школа N 21", также было указано, что карты маршрута регулярных перевозок, заключенные договоры и утвержденные расписания на осуществление перевозок действуют до 01.05.2017. С 01.05.2017 право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, в том числе по указанному маршруту будут подтверждаться свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту и картами соответствующего маршрута, выданным по результатам отрытого конкурса.
Предприниматель Маслакова О.Г., полагая, что незаконное бездействие Администрации и УКХТ по созданию (формированию) реестра маршрутов регулярных перевозок г. Абакана, выразившееся в несоздании этого реестра и ненаправлении предпринимателю отказа во включении его маршрута в реестр маршрутов, не соответствует закону и нарушает её права и законные интересы, обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из отсутствия незаконного бездействия Администрации и УКХТ по созданию (формированию) реестра маршрутов регулярных перевозок г. Абакана, установив, что УКХТ в соответствии с положениями статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ рассмотрело по существу представленные предпринимателем 17.08.2015 сведения, организовало проверку этих сведений, по итогам которой 31.03.2016 приняло решение о включении указанных сведений о маршруте N 5/к в соответствующий реестр муниципальных маршрутов, данное решение отражено в реестре; предпринимателю выдана карта маршрута. В этой связи суды пришли к выводу об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Федеральный закон N 220, вступивший в законную силу 14.07.2015 (за исключением отдельных положений), регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок (статья 1).
В соответствии с регламентирующей переходные положения, обеспечивающие реализацию указанного Закона, статьей 39 Федерального закона N 220-ФЗ, в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона (част 1). По истечении тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок:
1) организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры; 2) размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры (часть 2). До истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов (часть 3).
Исследовав и оценив в соответствии с главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы сторон, суды установили, что регулярные перевозки по маршруту N 5/к "Нижняя Согра - Школа N 21" осуществляют совместно 11 перевозчиков; предприниматель Маслакова О.Г. в своевременно (17.08.2015) подала заявление для включения в реестр данного маршрута и представила сведения в соответствии с перечнем, предусмотренным частью 1 статьи 26 названного Федерального закона; Реестр внутримуниципальных маршрутов регулярных перевозок, осуществляемых городским транспортом общего пользования на территории г. Абакана, в который включены сведения о маршруте, представленные предпринимателем, размещен на официальном сайте УКХТ http: //укхт. абакан.рф в сети "Интернет" 31.03.2016, а также 01.12.2016 размещен Реестр внутримуниципальных маршрутов регулярных перевозок, осуществляемых городским транспортом общего пользования на территории г. Абакана в редакции постановлений администрации от 20.09.2016 N 1453; 12.10.2016 N 1599; 24.11.2016 N 1831; 25.11.2016 N 1834; в установленный частью 3 статьи 39 Федерального закона N 22-ФЗ срок (01.04.2016) предпринимателю выдана карта маршрута регулярных перевозок по маршруту N 5/к "Нижняя Согра - Школа N 21" на срок с 01.01.2014 по 31.03.2017.
На основании изложенного, суды правильно посчитали, что УКХТ в соответствии с положениями статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ рассмотрело по существу представленные предпринимателем 17.08.2015 сведения, организовало проверку этих сведений, по итогам которой 31.03.2016 приняло решение о включении указанных сведений в соответствующий реестр муниципальных маршрутов, что отражено в реестре, размещенном на официальном сайте УКХТ.
Суды признали обязательным в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ принятие уполномоченным органом по обращению предпринимателя письменного решения о включении сведений в реестр межмуниципальных маршрутов в виде отдельного документа, а не просто указания (неуказания) сведений о перевозчике применительно к конкретному маршруту в реестре.
Вместе с тем, учитывая, что предметом спора по настоящему делу являлось бездействие по созданию (формированию) реестра маршрутов регулярных перевозок г. Абакана, а не неизготовление решения по обращению предпринимателя в виде отдельного документа, суды пришли к мотивированному выводу о том, что отсутствие решения о включении представленных предпринимателем сведений в реестр маршрутов в виде отдельного документа, не влияет на правильность выводов судов, установивших наличие утвержденного Реестра маршрутов регулярных перевозок г. Абакана, а также факт включения в него сведений о предпринимателе и выдачу Маслаковой О.Г. карты маршрутов.
При таких обстоятельствах суды обоснованно и мотивированно пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований и признания незаконным бездействия Администрации и УКХТ по созданию (формированию) реестра маршрутов регулярных перевозок города Абакана в соответствии с частью 2 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ.
Судами двух инстанций рассмотрено бездействие администрации и УКХТ применительно к предмету заявленного требования и основаниям, обозначенным заявителем, и правомерно не признано установленным.
Исходя из предмета заявленных требований и установленных по делу фактических обстоятельств, суды обоснованно отклонили доводы предпринимателя, заявленные и в кассационной жалобе, о том, что непринятие решения по обращению предпринимателя нарушило ее право продлить без проведения открытого конкурса по окончании срока действия первой карты маршрута регулярных пассажирских перевозок, получить свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карту соответствующего маршрута.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено. Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако поскольку они не свидетельствуют о нарушении судами двух инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, направлены, по сути, исключительно на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при вынесении обжалуемых судебных актов, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Хакасия и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 20 марта 2017 года по делу N А74-14289/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 июня 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М. М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.