город Иркутск |
|
5 октября 2017 г. |
Дело N А19-6686/2015 |
Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 5 октября 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Скубаева А.И.,
судей: Клепиковой М.А., Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шадчиной Е.А.,
с участием представителя общества с ограниченной ответственностью "Иркутская энергосбытовая компания" Перебоева Александра Олеговича (паспорт, доверенность от 09.01.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Иркутская энергосбытовая компания" о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Иркутской области от 13 июля 2015 года по делу N А19-6686/2015, о взыскании процентов на сумму компенсации, возмещении судебных расходов по уплате государственной пошлины,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Иркутская энергосбытовая компания" (ОГРН 1073808009659, ИНН 3808166404, г. Иркутск, далее - ООО "Иркутскэнергосбыт", взыскатель) обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с заявлением о присуждении компенсации в сумме 76 804 рубля 96 копеек за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Иркутской области от 13 июля 2015 года по делу N А19-6686/2015, о взыскании процентов на сумму компенсации по учетной ставке Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 3%, с момента истечения указанного трехмесячного срока до полной уплаты суммы компенсации; о возмещении расходов по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
В обоснование заявления ООО "Иркутскэнергосбыт" сослалось на Федеральный закон от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) и указало, что на момент обращения с заявлением в арбитражный суд просрочка исполнения исполнительного листа составляет 568 дней, при установленном сроке исполнения 3 месяца. На настоящее время основной долг оплачен, остаток задолженности составляет 41 750 рублей 68 копеек, в том числе 39 750 рублей 68 копеек процентов и 2 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены: финансовое управление администрации муниципального образования "город Черемхово" (ОГРН 1053820016172, ИНН 3820010121, далее - финансовое управление), администрация муниципального образования "город Черемхово" (далее - администрация).
Администрация возражений по существу заявленных требований не представила.
В своих возражениях финансовое управление указало, что невозможность своевременного исполнения судебного акта обусловлена дефицитом бюджета муниципального образования. Кроме того, финансовым управлением указано на отсутствие в законодательстве положений о взыскании процентов на сумму компенсации по увеличенной на три процента учетной ставке Центрального банка и соответственно о необоснованности требований ООО "Иркутскэнергосбыт" в этой части.
Заявление о присуждении компенсации рассмотрено по представленным доказательствам в порядке статей 156, 222.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В предварительном судебном заседании 31.08.2017 и в судебном заседании 28.09.2017 представители ООО "Иркутскэнергосбыт" полностью поддержали заявленные требования.
Иные лица участвующие в деле в судебные заседания не явились, будучи надлежащим образом извещенными о рассмотрении заявления, что не является препятствием для проведения судебного заседания и принятия решения.
На основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 31, 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации определением председателя третьего судебного состава Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 сентября 2017 года в связи с длительным отсутствием ввиду нахождения в очередном отпуске судья Белоножко Т.В. заменена на судью Рудых А.И.
Исследовав и оценив доводы участвующих в деле лиц и представленные в их обоснование доказательства, а также материалы дела, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 июля 2015 года по делу N А19-6686/2015 с администрации в пользу ООО "Иркутскэнергосбыт" взысканы: задолженность по оплате электрической энергии в размере 1 885 117 рублей 87 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 39 750 рублей 68 копеек, 9 020 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Полученный на основании указанного решения исполнительный лист серия ФС N 005298215 поступил в финансовое управление администрации муниципального образования "город Черемхово" 28.09.2015, исполнен в части основного долга 1 885 117 рублей 87 копеек, в части процентов и судебных расходов не исполнен до настоящего времени.
В судебном заседании представитель ООО "Иркутскэнергосбыт" пояснил, что по всем имеющимся у него исполнительным листам администрация оплачивает только основной долг. Присужденные проценты за нарушение сроков оплаты денежных обязательств и судебные расходы не выплачиваются.
В силу положений части 3 статьи 1 Закона о компенсации присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 19 постановления от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Постановление N 11) разъяснил, что согласно части 8 статьи 3 Закона о компенсации, части 3 статьи 222.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в случае, если производство по исполнению судебного акта не окончено, может быть подано не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта.
Для исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам, в том числе казенных учреждений, Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен трехмесячный срок для исполнения, исчисляемый со дня поступления в орган, уполномоченный исполнять судебный акт, надлежащим образом оформленного исполнительного документа, а также иных документов, предусмотренных законом (статья 242.1, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что в предусмотренный приведенной нормой срок исполнительный лист, полученный органом, уполномоченным исполнять судебный акт, по настоящему делу не исполнен, просрочка составляет около двух лет. Такой срок неисполнения судебного акта суд расценивает как не отвечающий критерию разумности.
В соответствии с частью 2 статьи 222.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении заявления о присуждении компенсации арбитражный суд устанавливает факт нарушения права заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из доводов, изложенных в заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом, в том числе, следующих обстоятельств: достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложены обязанности по исполнению судебного акта; общая продолжительность неисполнения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о компенсации право на получение компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта возникает в случае, если этот судебный акт предусматривает: обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера.
В силу абзаца 6 подпункта "б" пункта 2 Постановления N 11 Закон о компенсации распространяется на случаи нарушения разумных сроков исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с действующим на момент возникновения данных правоотношений законодательством, в том числе, по денежным обязательствам казенного учреждения.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).
В силу пункта 46 Постановления N 11 действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
При этом необходимо учитывать своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением взыскателя.
Из материалов дела следует, что неисполнение судебного акта произошло по причинам, не зависящим от взыскателя, поскольку исполнительный лист был своевременно выдан Арбитражным судом Иркутской области (13.07.2015) и в разумный срок направлен ООО "Иркутскэнергосбыт" в адрес финансового управления для исполнения (23.09.2015).
Установление факта нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации (часть 2 статьи 222.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 статьи 222.3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскатель должен обосновать размер требуемой компенсации.
Согласно статье 2 Закона о компенсации и пункту 60 Постановления N 11 в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Размер компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств производства по исполнению судебного акта, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации. При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона о компенсации).
С учетом положений указанных норм права, результатов оценки по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющихся и представленных в дело доказательств (копии исполнительного листа от 13.07.2015 серии ФС N 005298215; копии заявления без номера о направлении исполнительного листа от 23.09.2015; копии уведомления о вручении регистрируемого почтового отправления N 66402590199175; содержания принятого по делу судебного акта; пояснений и возражений сторон) суд считает установленным факт нарушения права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок, а обращение ООО "Иркутскэнергосбыт" с заявлением о присуждении компенсации - правомерным и обоснованным.
Доказательств, свидетельствующих о достаточности и эффективности действий администрации по исполнению решения, в материалах дела не имеется.
Обосновывая размер компенсации в сумме 76 804 рубля 96 копеек, взыскатель указал на значительность для него размера суммы взыскания; невозможность длительное время пользоваться присужденными денежными средствами, которые предприятие разумно рассчитывало получить; обоснованность суммы компенсации, исходя из практики присуждения компенсации Европейским судом по правам человека.
При определении размера компенсации Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа исходит из следующего: исполнительное производство по исполнительному листу ФС N 005298215 до настоящего времени в полном объеме не завершено, остаток задолженности составляет 41 750 рублей 68 копеек (39 750 рублей 68 копеек процентов и 2 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины); длительность неисполнения судебного акта составляет около двух лет; неполученная денежная сумма не использовалась в обороте в течение указанного времени и, соответственно, не приносила прибыли.
При этом суд учитывает, что в настоящий момент невыплаченная сумма в размере 41 750 рублей 68 копеек является незначительной от общей задолженности, присужденной к выплате по решению Арбитражного суда Иркутской области от 13 июля 2015 года по делу N А19-6686/2015; доказательств ее значительности для присуждения компенсации в заявленном размере, обществом не представлено.
В постановлении от 26.11.2013 N 8628/13 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, определяя правовую позицию, указал, что положения Закона о компенсации свидетельствуют о том, что присуждаемая компенсация за длительное неисполнение судебного акта по своей правовой природе является компенсацией неимущественного вреда.
С учетом установленных по данному конкретному делу обстоятельств суд признает испрашиваемую сумму компенсации за неисполнение судебного акта в разумный срок в размере 76 804 рубля 96 копеек чрезмерной и, учитывая принципы разумности, справедливости и практику Европейского суда по правам человека (постановления от 07 мая 2002 года по делу "Бурдов против России", от 21 июня 2007 года по делу "Придатченко и другие против Российской Федерации", от 12 июня 2008 года по делу "Марокко против Российской Федерации"), считает необходимым определить сумму компенсации в размере 3 000 рублей.
Доводы финансового управления о невозможности своевременного исполнения судебного акта в связи с дефицитом бюджета муниципального образования не имеют правового значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, поскольку судебный акт должен быть исполнен в установленный законом срок вне зависимости от проблем финансирования и сложностей межбюджетных отношений. Кроме того, в нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, должник не представил никаких доказательств в обоснование своего утверждения о дефиците бюджета и невозможности исполнить требования исполнительного документа в полном объеме.
Указанная правовая позиция соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 48 Постановления N 11, а также позиции, изложенной в постановлении Европейского суда по правам человека от 15.01.2009 по делу "Бурдов (Burdov) против Российской Федерации" (N 2).
Судом также учтена правовая позиция, изложенная в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2013 N 8711/12, согласно которой одно лишь взыскание компенсации не может быть признано эффективной мерой принуждения муниципального образования к исполнению судебного акта по смыслу, придаваемому данному институту Законом о компенсации (статья 2), а взыскиваемая компенсация не будет адекватной, если будет выплачиваться без учета задержки исполнения судебного акта. Принимая во внимание практику ЕСПЧ по применению мер стимулирования ответчика к исполнению судебного акта (пункт 60 постановления N 11), а также распространенный в юриспруденции механизм взыскания штрафа за неисполнение судебного решения в пользу потерпевшей стороны, учитывая необходимость обеспечения эффективного исполнения судебных актов в Российской Федерации, с муниципального образования в пользу заявителя помимо суммы компенсации подлежат взысканию проценты годовых от указанной суммы компенсации по ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, увеличенной на три процента, с момента истечения трехмесячного срока со дня поступления на исполнение настоящего решения о присуждении компенсации и до полной уплаты суммы компенсации.
Довод финансового управления об отсутствии в законодательстве положения о взыскании процентов на сумму компенсации по увеличенной на три процента учетной ставке Центрального банка судом отклоняется как необоснованный и противоречащий вышеизложенной правовой позиции.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации обязанность исполнения в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями органа местного самоуправления, в том числе требования имущественного характера, возложена на соответствующий финансовый орган.
В силу пункта 3 статьи 4 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается, в том числе за счет средств местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.
При этом под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются финансовые органы местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований), которым в настоящем деле является финансовое управление.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку заявление ПАО "Иркутскэнергосбыт" о присуждении компенсации удовлетворено, уплаченная при его подаче государственная пошлина в сумме 6 000 рублей в силу указанной статьи 110 Кодекса подлежит взысканию с муниципального образования.
Руководствуясь статьями 167-171, 222.1-222.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
РЕШИЛ:
Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Иркутской области от 13 июля 2015 года по делу N А19-6686/2015 удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образования "город Черемхово" в лице Финансового управления Администрации муниципального образования "город Черемхово" (ОГРН 1053820016172, ИНН 3820010121, место нахождения: Иркутская область, г. Черемхово, ул. Ференца Патаки, д. 6) за счет средств местного бюджета в пользу общества с ограниченной ответственностью "Иркутская энергосбытовая компания" (ОГРН 1073808009659, ИНН 3808166404, место нахождения: г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 257) компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 3 000 рублей, проценты годовых от суммы компенсации по учетной ставке Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на три процента, с момента истечения трехмесячного срока со дня поступления на исполнение настоящего решения и до полной уплаты суммы компенсации.
Выплату произвести на расчетный счет общества с ограниченной ответственностью "Иркутская энергосбытовая компания" N 40702810500350000334 в филиале "ГПБ" (АО) в г. Иркутске, БИК 042520731, к/с 30101810300000000731, ИНН 3808166404, КПП 381250001, получатель общество с ограниченной ответственностью "Иркутская энергосбытовая компания".
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с муниципального образования "город Черемхово" в лице Финансового управления Администрации муниципального образования "город Черемхово" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Иркутская энергосбытовая компания" 6 000 рублей государственной пошлины в возмещение судебных расходов.
Выдать исполнительные листы.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в порядке части 4 статьи 222.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Скубаев |
Судьи |
М.А. Клепикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы финансового управления о невозможности своевременного исполнения судебного акта в связи с дефицитом бюджета муниципального образования не имеют правового значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, поскольку судебный акт должен быть исполнен в установленный законом срок вне зависимости от проблем финансирования и сложностей межбюджетных отношений. Кроме того, в нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, должник не представил никаких доказательств в обоснование своего утверждения о дефиците бюджета и невозможности исполнить требования исполнительного документа в полном объеме.
Указанная правовая позиция соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 48 Постановления N 11, а также позиции, изложенной в постановлении Европейского суда по правам человека от 15.01.2009 по делу "Бурдов (Burdov) против Российской Федерации" (N 2).
Судом также учтена правовая позиция, изложенная в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2013 N 8711/12, согласно которой одно лишь взыскание компенсации не может быть признано эффективной мерой принуждения муниципального образования к исполнению судебного акта по смыслу, придаваемому данному институту Законом о компенсации (статья 2), а взыскиваемая компенсация не будет адекватной, если будет выплачиваться без учета задержки исполнения судебного акта. Принимая во внимание практику ЕСПЧ по применению мер стимулирования ответчика к исполнению судебного акта (пункт 60 постановления N 11), а также распространенный в юриспруденции механизм взыскания штрафа за неисполнение судебного решения в пользу потерпевшей стороны, учитывая необходимость обеспечения эффективного исполнения судебных актов в Российской Федерации, с муниципального образования в пользу заявителя помимо суммы компенсации подлежат взысканию проценты годовых от указанной суммы компенсации по ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, увеличенной на три процента, с момента истечения трехмесячного срока со дня поступления на исполнение настоящего решения о присуждении компенсации и до полной уплаты суммы компенсации.
...
В силу пункта 3 статьи 4 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается, в том числе за счет средств местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.
При этом под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются финансовые органы местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований), которым в настоящем деле является финансовое управление."
Решение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 октября 2017 г. N Ф02-4561/17 по делу N А19-6686/2015