город Иркутск |
|
15 марта 2024 г. |
Дело N А19-26741/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Яцкевич Ю.С.,
судей Дамбарова С.Д., Кушнаревой Н.П.,
при участии в судебном заседании представителя министерства лесного комплекса Иркутской области Хороших Е.А. (доверенность от 22.12.2023, служебное удостоверение, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 мая 2023 года по делу N А19-26741/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дары Сибири" (далее - ООО "Дары Сибири", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к министерству лесного комплекса Иркутской области (далее - министерство) о признании недействительным распоряжения от 08.11.2021 N 2794-мр "Об отмене распоряжения министерства лесного комплекса Иркутской области от 23 сентября 2019 года N 2946-мр "Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов ООО "Дары Сибири".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 апреля 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 июля 2022 года, заявленные требования ООО "Дары Сибири" удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 сентября 2022 года, принятым по результатам рассмотрения кассационной жалобы министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 апреля 2022 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 июля 2022 года, названные судебные акты первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 мая 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2023 года, заявление ООО "Дары Сибири" удовлетворено, признано недействительным распоряжение министерства от 08.11.2021 N 2794-мр "Об отмене распоряжения Министерства лесного комплекса Иркутской области от 23 сентября 2019 N2946-мр "Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов ООО "Дары Сибири". Суд обязал министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Дары Сибири".
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В поданной жалобе приведены доводы о том, что судом первой инстанции законность оснований для вынесения оспариваемого акта не проверялась, судом апелляционной инстанции указания суда округа исполнены с неправильным применением норм материального права. Также министерство указывает на необоснованность вывода суда апелляционной инстанции о надлежащем способе устранения недостатков путем внесения изменения в Проект освоения лесов, необоснованное применение судом первой инстанции правовой позиции, изложенной в судебных актах по иному делу.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
ООО "Дары Сибири" своих представителей в судебное заседание не направило, о времени и месте его проведения в соответствии со статьями 123 и 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считается извещенным надлежащим образом.
Определение о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания по ее рассмотрению выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, и направлено участвующим в деле лицам посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru).
На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителя общества.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, правильность применения арбитражным судом и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением министерства от 23.09.2019 N 2946-мр утверждено положительное заключение государственной экспертной комиссии государственной экспертизы "Проекта освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ООО "Дары Сибири" для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений по договору аренды лесного участка от 22.08.2013 N 91-342/13, на территории Заларинского лесничества муниципального образования "Заларинский район" Иркутской области".
Срок действия Проекта освоения лесов с момента утверждения положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов до 31.12.2028 (на срок действия лесохозяйственного регламента Заларинского лесничества).
08.11.2021 министерством издано распоряжение N 2794-мр, согласно которому распоряжение от 23.09.2019 N 2946-мр отменено.
В обоснование оспариваемого распоряжения министерством указано, что проектируемые для создания лесной инфраструктуры рубки, предусмотренные Проектом освоения лесов, противоречат статье 115 Лесного кодекса Российской Федерации, кроме того, в нем не учтено конкретное местоположение проектируемых водоохранных зон в нарушение статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, а также отсутствуют конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира.
Не согласившись с вышеуказанным распоряжением министерства, общество оспорило его в арбитражном суде.
При новом рассмотрении дела, суды, удовлетворяя заявление общества и признавая оспариваемое распоряжение недействительным, руководствовались положениями статей 12, 34, 88, 89, 115 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, и исходили из обоснованности требований заявителя.
Указанные выводы судов являются правильными и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации).
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 (действующим на момент вынесения распоряжения министерства об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов ООО "Дары Сибири" и оспариваемого ненормативного правового акта) утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки.
Согласно пункту 30 приказа N 69 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка). Для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.
В силу пункта 3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Минприроды России от 26.09.2016 N 496 (действовал до 31.12.2020) (далее - Порядок N 496), целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
В пункте 10 названого Порядка N 496 оговорены случаи оформления положительного и отрицательного заключения экспертизы, аналогичные основаниям, указанным в новом Порядке государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденном приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 513 и действующим с 01.01.2021.
Как указано выше, распоряжением министерства от 23.09.2019 N 2946-мр на основании заявления ООО "Дары Сибири" утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы "Проекта освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ООО "Дары Сибири".
В дальнейшем, 08.11.2021 министерством издано распоряжение N 2794-мр, согласно которому вышеуказанное распоряжение от 23.09.2019 N 2946-мр отменено.
В обоснование оспариваемого распоряжения министерством указано, что проектируемые для создания лесной инфраструктуры рубки, предусмотренные Проектом освоения лесов, противоречат статье 115 Лесного кодекса Российской Федерации, кроме того, в нем не учтено конкретное местоположение проектируемых водоохранных зон в нарушение статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, а также отсутствуют конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира.
В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что решения, которыми отказано гражданам, организациям в предоставлении права либо в результате которых ограничены их права или незаконно возложены обязанности, а также иным образом ухудшено их положение, могут быть изменены или отменены уполномоченными органами публичной власти, их должностными лицами без каких-либо ограничений при условии, что такие изменение или отмена не нарушают закон и не ухудшают правового положения других лиц.
Пересмотр решений органов публичной власти, их должностных лиц, подтверждающих права, предоставляющих гражданам, организациям новые права либо отменяющих возложенные на них обязанности, а также иным образом улучшающих их положение, должен быть законным, обоснованным, исключающим произвольность их изменения, отмены или приостановления их действия. Судам следует исходить из того, что недопустимость произвольного изменения, отмены или приостановления действия таких решений означает обязанность наделенных публичными полномочиями органа или лица обосновать необходимость изменения, отмены или приостановления действия решения, указав на несоответствие ранее принятого решения нормам права, законной цели, фактическим обстоятельствам (пункт 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, а также доводы, положенные участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, суды пришли к выводу о нарушении оспариваемым распоряжением прав и законных интересов заявителя и его незаконности.
При этом, судом апелляционной инстанции произведена оценка оспариваемого распоряжения на предмет его соответствия нормам лесного и водного законодательства, нарушение которых, по мнению министерства, явилось основанием для вынесения оспариваемого ненормативного акта, по результатам которой суд апелляционной обоснованно пришел к выводу об отсутствии вмененных обществу нарушений водного и лесного законодательства.
Учитывая изложенное, суды правомерно признали требования общества обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Правовых оснований для иных выводов, в том числе для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, у суда кассационной инстанции не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы указания, данные судом кассационной инстанции в постановлении от 26 сентября 2022 года, при повторном рассмотрении дела выполнены судами в полном объеме, в частности, суды установили факт нарушения оспариваемым распоряжением прав и законных интересов заявителя, суд апелляционной инстанцией проверил обоснованность отмены оспариваемого ненормативного акта и включил в предмет судебного исследования вопрос о наличии установленных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69, оснований для внесения изменений в проект освоения лесов. Доводы о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права при оценке оснований для вынесения оспариваемого ненормативного акта являются необоснованными. Судом апелляционной инстанции правильно применены нормы права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, с учетом установленных обстоятельств дела.
Исходя из положений глав 7, 19, 20 и 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полномочия по исследованию и оценке представленных в материалы дела доказательств предоставлены только судам первой и апелляционной инстанций. В данном случае указанные суды произвели оценку представленных в материалы настоящего дела доказательств и признали соответствующие обстоятельства установленными.
В целом доводы, изложенные министерством в кассационной жалобе, по существу сводятся к его несогласию с указанными выше обстоятельствами, признанными судом первой инстанции и апелляционным судом установленными, и направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств. Между тем, исходя из положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия и правовые основания как для переоценки представленных доказательств, так и для установления иных обстоятельств, нежели те, что установлены судом первой инстанции и апелляционным судом.
Таким образом, при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов суд первой инстанции и апелляционный суд правильно применили нормы материального и процессуального права, при этом доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии оснований для их изменения или отмены. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. В этой связи в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Кодекса обжалуемые решение и постановление следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 мая 2023 года по делу N А19-26741/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.С. Яцкевич |
Судьи |
С.Д. Дамбаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопреки доводам кассационной жалобы указания, данные судом кассационной инстанции в постановлении от 26 сентября 2022 года, при повторном рассмотрении дела выполнены судами в полном объеме, в частности, суды установили факт нарушения оспариваемым распоряжением прав и законных интересов заявителя, суд апелляционной инстанцией проверил обоснованность отмены оспариваемого ненормативного акта и включил в предмет судебного исследования вопрос о наличии установленных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69, оснований для внесения изменений в проект освоения лесов. Доводы о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права при оценке оснований для вынесения оспариваемого ненормативного акта являются необоснованными. Судом апелляционной инстанции правильно применены нормы права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, с учетом установленных обстоятельств дела.
Исходя из положений глав 7, 19, 20 и 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полномочия по исследованию и оценке представленных в материалы дела доказательств предоставлены только судам первой и апелляционной инстанций. В данном случае указанные суды произвели оценку представленных в материалы настоящего дела доказательств и признали соответствующие обстоятельства установленными."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 марта 2024 г. N Ф02-201/24 по делу N А19-26741/2021
Хронология рассмотрения дела:
15.03.2024 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-201/2024
07.11.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2616/2022
24.05.2023 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-26741/2021
26.09.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3861/2022
04.07.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2616/2022
18.04.2022 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-26741/2021