город Иркутск |
|
19 марта 2024 г. |
Дело N А33-1531/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 марта 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Палащенко И.И.,
судей: Алферова Д.Е., Дамбарова С.Д.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем веб-конференции помощником судьи Радюковой О.Л.,
при участии в судебном заседании путем использования систем веб-конференции представителя муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" Каарт Елены Викторовны (доверенность от 09.01.2024, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 марта 2023 года по делу N А33-1531/2023, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 ноября 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Красальфастрой" (далее - ООО "КАС", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному казенному учреждению "Управление капитального строительства" (далее - МКУ "УКС", ответчик) о взыскании 45 119 813 рублей 12 копеек суммы увеличения в 2021-2022 годах цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении муниципального контракта N 0119300000121000497-2 от 22.12.2021.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13 марта 2023 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 ноября 2023 года решение от 13 марта 2023 года оставлено без изменения.
МКУ "УКС" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 марта 2023 года по делу N А33-1531/2023, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 ноября 2023 года по тому же делу отменить в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального права: статей 450, 451, 702, 746, 763, 768 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя кассационной жалобы, подрядчик, обладая сведениями об удорожании работ по контракту, подписал дополнительное соглашение без замечаний, выразив своё согласие на исполнение контракта с учетом согласованных сторонами условий.
ООО "КАС" в отзыве на кассационную жалобу возразило против её доводов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель МКУ "УКС" подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах, определенных статьей 286 этого же Кодекса.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, между МКУ "УКС" (заказчиком) и ООО "КАС" (подрядчиком) заключен муниципальный контракт N 0119300000121000497-2 от 22.12.2021.
Дополнительным соглашением от 08.12.2022 N 10 к контракту стороны согласовали увеличение цены контракта, установив ее в сумме 143 965 882 рублей 96 копеек, в том числе НДС 20%, с распределением по источникам финансирования.
16.12.2022 между сторонами подписан последний акт о приемке выполненных работ, работы завершены подрядчиком 16.12.2022.
19.12.2022 сторонами подписан акт приемки законченного строительством объекта КС-11, представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
28.12.2022 многоквартирный дом введен в эксплуатацию.
Заказчиком произведена оплата подрядчику выполненных работ по контракту на общую сумму 143 965 882 рубля 96 копеек.
Согласно заключению повторной государственной экспертизы N 24-1-1-2-067096-2022 и новому расчету (приказ Минстроя России от 21.07.2021 N 500/пр.) общая сумма государственного контракта в связи с удорожанием составила 187 633 284 рубля 96 копеек (в т.ч. НДС).
23.12.2022 истец обратился к ответчику с просьбой о заключении дополнительного соглашения об изменении существенных условий контракта от 22.12.2021 N 0119300000121000497-2 путем увеличения цены на 47 693 033 рубля 43 копейки.
27.12.2022 ответчик в ответе указал, что лимиты финансирования бюджетных обязательств не доведены.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, в том числе отказ ответчика от подписания дополнительного соглашения к государственному контракту и оплате удорожания стоимости работ, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что увеличение цены контракта в соответствии с Методикой N 841/пр представляет собой единственную возможность компенсировать подрядчику убытки, возникшие в результате существенного возрастания суммарной стоимости строительства в связи с ростом стоимости строительных ресурсов поставки, которые не могли быть учтены при заключении государственного контракта.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав на то, что истец не имел права отказаться от выполнения работ по строительству объекта, поскольку государственным контрактом не предусматривалось право на односторонний отказ подрядчика от данного контракта, исполнение контракта направлено на обеспечение государственных нужд.
Оплата увеличенной цены контракта в связи с ростом цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, является обязанностью, а не правом заказчика.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Подпунктом "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 года N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" предусмотрена возможность в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 и частью 70 статьи 112 Закона о контрактной системе изменения существенных условий контракта, стороной которого является заказчик, указанный в приложении к данному постановлению, в том числе изменение (увеличение) цены контракта, при совокупности ряда условий.
Судами первой и апелляционной инстанций сделан вывод о том, что увеличение цены контракта представляет собой единственную возможность компенсировать подрядчику убытки, возникшие в результате существенного возрастания суммарной стоимости строительства в связи с ростом стоимости строительных ресурсов поставки, которые не могли быть учтены при заключении государственного контракта.
Учитывая, что в рассматриваемом случае внесение изменений в цену контракта вызвано объективными обстоятельствами в виде существенного увеличения стоимости строительных работ и материалов, подрядчик принял меры для внесения соответствующих изменений в контракт, исковые требования удовлетворены судами обоснованно.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и фактических обстоятельств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 марта 2023 года по делу N А33-1531/2023, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 ноября 2023 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 марта 2023 года по делу N А33-1531/2023, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 ноября 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.И. Палащенко |
Судьи |
Д.Е. Алферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что увеличение цены контракта в соответствии с Методикой N 841/пр представляет собой единственную возможность компенсировать подрядчику убытки, возникшие в результате существенного возрастания суммарной стоимости строительства в связи с ростом стоимости строительных ресурсов поставки, которые не могли быть учтены при заключении государственного контракта.
...
Подпунктом "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 года N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" предусмотрена возможность в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 и частью 70 статьи 112 Закона о контрактной системе изменения существенных условий контракта, стороной которого является заказчик, указанный в приложении к данному постановлению, в том числе изменение (увеличение) цены контракта, при совокупности ряда условий."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 марта 2024 г. N Ф02-757/24 по делу N А33-1531/2023