город Иркутск |
|
19 марта 2024 г. |
Дело N А33-22876/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кореневой Т.И.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Агаевым М.М.,
при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции представителя краевого государственного бюджетного учреждения "Тунгусско-чунское лесничество" Карповой Татьяны Андреевны (доверенность от 18.12.2023, диплом, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красноярский центр строительства" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 сентября 2023 года по делу N А33-22876/2023, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 ноября 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Красноярский Центр Строительства" (ОГРН 1132468042300, ИНН 2465296788, далее - общество, ООО "КЦС") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с требованиями к краевому государственному бюджетному учреждению "Тунгусско-Чунское лесничество" (ОГРН 1028800006575, ИНН 8803000041, далее - учреждение) о признании недействительным извещения от 06.07.2023 N 34/ч.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 сентября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 ноября 2023 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
ООО "КЦС" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, распределить судебные расходы.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что срок окончания основных лесосечных работ был установлен до 31.08.2023, вместе с тем проведение заключительных лесосечных работ (доочистка мест рубок) возможно только после указанной даты и только после окончания пожароопасного сезона; считает, что извещение о проведении осмотра лесосек является преждевременным.
В суд кассационной инстанции поступил отзыв учреждения, в котором оно выражает несогласие с доводами кассационной жалобы, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 АПК РФ (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В судебном заседании представитель учреждения указал на необоснованность доводов кассационной жалобы.
Представитель ООО "КЦС" Зарубина Яна Александровна, заявившая ходатайство об участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции, подключилась к судебному заседанию на момент оглашения резолютивной части постановления.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между обществом (арендатором) и министерством (арендодателем) заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины от 03.07.2019 N 20/1-и, в соответствии с которым обществу в аренду предоставлен лесной участок площадью 668 409 гектаров защитных, эксплуатационных лесов, являющихся частью земельного участка из состава земель лесного фонда. Вид разрешенного использования - заготовка древесины в соответствии с лесохозяйственным регламентом Тунгусско-Чунского лесничества. Лесной участок передан арендатору с целью заготовки древесины.
06.07.2023 в адрес общества поступило извещение учреждения от 06.07.2023 N 34/ч о необходимости 04.09.2023 к 09.00 прибыть или направить представителя в контору Чемдальского участкового лесничества для проведения осмотра лесосек по окончанию срока заготовки, в целях проверки соблюдения условий договоров аренды лесных участков, проектов освоения лесов, лесных деклараций, технологических карт лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативно-правовых актов, регулирующих лесные отношения, вырубленных в соответствии с договором аренды лесного участка от 03.07.2019 N 20/1-и по лесным декларациям, обществу необходимо предоставить копии технологических карт лесосечных работ и вездеходный транспорт. Осмотр назначен учреждением в период с 04.09.2023 по 24.09.2023. Разъяснено, что при неявке лица, осуществляющего лесосечные работы, или его представителя, осмотр лесных участков будет произведен без его участия.
Не согласившись с извещением учреждения, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, поддержанный апелляционным судом, пришел к выводу о том, что извещение является законным, не нарушает права и законные интересы общества.
Согласно части 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается, в том числе, на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
В соответствии с частью 8 статьи 23.2 ЛК РФ после выполнения лесосечных работ органом государственной власти, органом местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных статьями 81 - 84 данного Кодекса, проводится осмотр места осуществления лесосечных работ (заключительный осмотр лесосеки), в результате которого составляется акт заключительного осмотра лесосеки.
Кроме того, судами установлено, что проведение осмотра лесосеки после окончания работ по заготовке древесины также предусмотрено пунктом 3.1 договора аренды.
Согласно пункту 2 Порядка заключительного осмотра лесосеки, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17.01.2022 N 23 "Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их выполнения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта заключительного осмотра лесосеки и порядка заключительного осмотра лесосеки" (далее - Порядок N 23), осмотр мест осуществления лесосечных работ (заключительный осмотр лесосеки) (далее - осмотр лесосек), расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.
Пунктом 3 Порядка N 23 предусмотрено, что осмотр лесосек проводится в целях проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного пользования), договора купли-продажи лесных насаждений, контракта, указанного в части 5 статьи 19 ЛК РФ, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ.
Ссылаясь на незаконность оспариваемого извещения, общество полагает, что учреждением преждевременно назначена дата проведении осмотра лесосек, поскольку последним не выполнены работы заключительного этапа работ по доочистке мест рубок с учетом Правил пожарной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614. Общество считает, что в период действия лесной декларации должны быть завершены основные лесосечные работы, доочистка лесосек может быть проведена позднее.
В соответствии с пунктом 11 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.12.2020 N 993 "Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Правила N 993) рубка лесных насаждений, трелевка (транспортировка), частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации. Увеличение сроков рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины, указанных в данном пункте, допускается в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований, подтвержденных справкой Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Срок рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса.
Из материалов дела следует, что письмом министерства от 02.11.2022 N 86-014156 продлен срок рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения и вывоза древесины до 31.08.2023. Следовательно, срок окончания декларируемого периода по лесным декларациям общества продлился до 31.08.2023.
Согласно части 3 статьи 23.1 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами лесовосстановления и правилами ухода за лесами.
Из подпункта "к" пункта 12 Правил N 993 следует, что при заготовке древесины не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост).
В силу положений частей 1, 6 и 7 статьи 23.2 ЛК РФ, лесосечные работы состоят из подготовительных, основных и заключительных работ, связанных с рубками лесных насаждений при осуществлении различных видов использования лесов в соответствии с главой 2 данного Кодекса, а также при проведении мероприятий по сохранению лесов. Заключительные лесосечные работы представляют собой очистку лесосек и снос объектов лесной инфраструктуры.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17.01.2022 N 23 "Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их выполнения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта заключительного осмотра лесосеки и порядка заключительного осмотра лесосеки" утверждены виды лесосечных работ и последовательность их выполнения (далее - Приложение N 1 к Приказу N 23).
В соответствии с пунктом 8 Приложения N 1 к Приказу N 23 заключительные лесосечные работы представляют собой очистку лесосек и снос объектов лесной инфраструктуры. К заключительным лесосечным работам относятся следующие работы: 1) очистка (доочистка) мест рубок от порубочных остатков; 2) снос созданных лесных складов, других строений и сооружений; 3) приведение в состояние, пригодное для использования по назначению, лесных дорог, имевшихся до осуществления лесосечных работ; 4) приведение в надлежащее состояние нарушенных мостов, просек, водотоков, ручьев, рек. Очистка мест рубок от порубочных остатков осуществляется следующими способами: укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке; сбором порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период; сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период; разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий; укладкой и оставлением на перегнивание порубочных остатков на месте рубки; вывозом порубочных остатков в места их дальнейшей переработки. Указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинированно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила N 1614), которыми установлены единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
Согласно положениям пункта 26 Правил N 1614 при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, огневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков запрещаются.
Пунктом 27 Правил N 1614 предусмотрено, что при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; б) укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Учитывая вышеизложенные нормы, судами правомерно указано, что поскольку в лесосечные работы входит заготовка древесины и очистка (доочистка) лесосек, при этом очистка лесосек осуществляется одновременно с заготовкой древесины, а заготовка может быть выполнена только в пределах срока действия лесной декларации, то очистка лесосек, в том числе доочистка, должна быть завершена в период действия лесной декларации.
Таким образом, суды, учитывая, что срок действия лесных деклараций был продлен до 31.08.2023, пришли к верному выводу, что на момент проведения осмотра (04.09.2023) декларируемый период завершился, то есть срок для осуществления лесосечных работ, которые в числе прочего включают очистку (доочистку) мест рубок от порубочных остатков, истек.
Судом первой инстанций также правильно отмечено, что способ очистки путем сжигания порубочных остатков в пожаробезопасный сезон, на который ссылается общество, не является единственным возможным способом очистки мест рубок. Доказательств, свидетельствующих о невозможности применения альтернативного способа очистки, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что учреждением правомерно назначено проведение осмотра лесосек, суды пришли к правильному выводу, что оспариваемое извещение учреждения не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов общества.
В целом приведенные заявителем доводы аналогичны доводам, которые были предметом оценки судов и мотивировано отклонены, не опровергают их выводы и не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а сводятся к несогласию заявителя с выводами судов, сделанными по результатам исследования и оценки обстоятельств дела и представленных доказательств. Оснований для переоценки доказательств у Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в силу требований статьи 286 АПК РФ не имеется.
Неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 сентября 2023 года по делу N А33-22876/2023, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 ноября 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.И. Коренева |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 27 Правил N 1614 предусмотрено, что при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; б) укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 марта 2024 г. N Ф02-620/24 по делу N А33-22876/2023