город Иркутск |
|
18 октября 2017 г. |
Дело N А69-616/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Соколовой Л.М., Сонина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Степаненко Р.А.,
при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи, присутствующего в Арбитражном суде Республики Тыва представителя закрытого акционерного общества "Азия-99" - Дмитриевой Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 06 июня 2017 года по делу N А69-616/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Павлов А.Г.; суд апелляционной инстанции: Морозова Н.А., Борисов Г.Н., Радзиховская В.В.),
установил:
закрытое акционерное общество "Азия-99" (далее - страхователь, общество, ЗАО "Азия-99") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Тыва к государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва (далее по тексту - учреждение, Фонд) о признании недействительным решения от 15.02.2017 N 96.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 06 июня 2017 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 31 июля 2017 года, заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Фонд обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, общество не имеет право на применение тарифа, равного 0,2%, при исчислении взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Фонд полагает, что осуществляя торговлю билетами ЗАО "Азия-99" ведет деятельность, указанную в ОКВЭД 62.23 "Прочая вспомогательная деятельность воздушного транспорта", для которой установлен тариф страховым взносов в размере 0,4%.
Суды необоснованно признали авиакассу туристическим агентством (код ОКВЭД 63.30) и не учли, что общество является аккредитованным агентством по продаже воздушных перевозок, основной доход страхователя получен от продажи билетов, что позволяет отнести его к коду ОКВЭД 63.23.1 (деятельность терминалов, управление аэропортами).
ЗАО "Азия-99" в отзыве просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель страхователя поддержал доводы отзыва.
Фонд о времени и месте судебного заседания извещен по правилам статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении кассационной жалобы в установленном порядке размещена на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и картотеки арбитражных дел в сети "Интернет", однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем рассмотрение кассационной жалобы проведено в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, учреждением проведена камеральная проверка общества на предмет правильности определения страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2016 год.
По результатам проверки учреждением составлен акт от 10.01.2017 N 1708010634 и принято решение от 15.02.2017 N 96, которым страхователю начислены суммы, оспариваемые в настоящем деле.
При этом Фонд исходил из того, что общие доходы общества за предшествующий отчетный период (2015 год) поступили преимущественно от продажи авиабилетов.
ЗАО "Азия-99" имеет свидетельство, выданное ЗАО "Транспортная клиринговая компания", об аккредитации по продаже воздушных перевозок на бланках СПД и электронных билетах НСАВ-ТКП от 04.04.2009, в связи с чем, деятельность страхователя по смыслу пункта 6 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82 (далее - Федеральные авиационные правила от 28.06.2007 N 82), относится к разделу ОКВЭД 63.23 "Прочая вспомогательная деятельность воздушного транспорта", в отношении которой установлен тариф страховых взносов в размере 0,4%.
Не согласившись с решением Фонда, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды пришли к выводу о наличии у страхователя права на применение тарифа взносов, равного 0,2%, и удовлетворили заявленные требования, исходя из того, что бронирование, продажа и оформление перевозок на перевозочных документах в данном случае является деятельностью по оказанию туристических услуг (код ОКВЭД 63.30).
Проверив правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актах и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для их отмены.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Страховые тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска; страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком (статьи 21 - 22 Закона N 125-ФЗ).
В частности, в статье 21 названного Закона определено, что страховые тарифы дифференцируются по классам профессионального риска, под которым в силу статьи 3 названного закона понимается вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 22 Закона N 125-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила N 713).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 713, экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил).
Согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2012 N 625н "Об утверждении классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска", действовавшему в проверяемый период, деятельность туристических агентств (код по ОКВЭД 63.30) относится к 1 классу профессионального риска, а прочая вспомогательная деятельность воздушного транспорта (код по ОКВЭД 63.23) относится к 3 классу профессионального риска.
Соответственно, в 2016 году тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в отношении деятельности по ОКВЭД 63.30 установлен в размере 0,2%, а в отношении деятельности по ОКВЭД 62.23 - в размере 0,4% (статья 1 Федерального закона от 14.12.2015 N 362-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2016 год", статья 1 Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год").
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), введенному в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 N 329-ст (далее - ОКВЭД ОК 029-2007) и действовавшему в проверяемый период, в группу ОКВЭД 63.30 "Деятельность туристических агентств" включается организация комплексного туристического обслуживания, обеспечение экскурсионными билетами, обеспечение проживания, обеспечение транспортными средствами.
В группу ОКВЭД 63.23 "Прочая вспомогательная деятельность воздушного транспорта" включается: деятельность терминалов (аэропортов и т.п.); управление аэропортами, управление воздушным движением; эксплуатация взлетно-посадочных полос, ангаров и т.п.; деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов; деятельность школ повышения квалификации (учебно - тренировочных центров) для коммерческих авиалиний; вспомогательная деятельность, связанная с использованием (эксплуатацией) космического транспорта; содержание и эксплуатация объектов наземной космической инфраструктуры и их составных частей; предоставление услуг по транспортировке составных частей ракет космического назначения на космодромы, (полигоны) и их хранению, а также по доставке эксплуатационного расчета и космонавтов; предоставление услуг по поставке и транспортированию компонентов ракетного топлива и сжатых газов для ракет космического назначения (ракет) на космодромы (полигоны) и их хранению; предоставление услуг поисково-спасательных служб; подготовка космонавтов для работы непосредственно в космическом пространстве; предоставление услуг, связанных с подготовкой к запуску и пуском ракет космического назначения, не включенных в другие группировки; прочие вспомогательные услуги, связанные с использованием (эксплуатацией) космических транспортных средств, не включенные в другие группировки.
Исходя из положений пунктов 4.3, 4.5.1, 4.5.2 ГОСТ Р 54600-2011 "Туристские услуги. Услуги турагентств. Общие требования" апелляционный суд пришел к правильному выводу, что продажа билетов может являться дополнительной услугой при продаже туристического продукта.
Поскольку Фонд при проведении проверки и принятии решения от 15.02.2017 N 96 о доначислении страховых взносов, пеней и штрафов за его неуплату исходя из тарифа 0,4% по существу не исследовал вопрос о характере правоотношений общества и лиц, которым были реализованы билеты, суды пришли к обоснованному выводу о том, что учреждение в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказало осуществление обществом деятельности с повышенным 3 классом профессионального риска по коду ОКВЭД 63.23.
Суд округа полагает необходимым отметить, что приравнивая деятельность страхователя к деятельности аэропорта (его терминала), сопряженной с повышенным профессиональным риском повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного при исполнении обязанностей по трудовому договору, Фонд данный вывод при рассмотрении дела в судах первой, апелляционной инстанций никакими доказательствами не обосновал и руководствовался только толкованием норм права, а также наличием агентских отношений между ЗАО "Азия-99" и транспортной компанией.
Между тем, предлагаемое заявителем кассационной жалобы толкование норм права в рассматриваемом случае не подтверждает правильность выводов Фонда и не освобождает его от обязанности доказывания осуществления страхователем деятельности с повышенным классом профессионального риска. Агентские отношения сами по себе не могут определять класс профессионального риска работников общества, осуществлявших продажу билетов.
При этом согласно ГОСТ Р 56118-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности (СМБ-АД). Система менеджмента безопасности авиационного комплекса поставщиков обслуживания. Руководство по управлению безопасностью авиационной деятельности аэропортовых комплексов", утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.09.2014 N 1126-ст, аэропортовая деятельность связана с аэродромным обеспечением полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации и не включает в себя продажу билетов пассажирам.
В соответствии с пунктом 2 Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23.06.2003 N 150, аэропортовая деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров - деятельность по выполнению процедур, связанных с оформлением и осуществлением воздушной перевозки пассажиров и их багажа (начиная с их регистрации на рейс), а также с предоставлением дополнительных платных или бесплатных услуг с целью удовлетворения соответствующих потребностей пассажиров, а следовательно, продажу билетов транспортных компаний не включает.
Ссылки Фонда на пункт 6 Федеральных авиационные правил от 28.06.2007 N 82 обратное не подтверждают.
При таком правовом регулировании у судов не имелось оснований для выводов о том, что продажа обществом авиационных билетов вне места нахождения аэропорта является деятельностью терминала (аэропорта) либо деятельностью по их управлению.
Выводы судов основаны на правильном применении норм права, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и установленным по делу фактическим обстоятельствам. Положения главы 7 и статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при исследовании и оценке доказательств судами не нарушены.
Следовательно, суды правомерно удовлетворили требования общества и признали решение Фонда недействительным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм права самим учреждением, а также направлены на переоценку исследованных судами доказательств, что не является основанием для отмены принятых по делу судебных актов при рассмотрении кассационной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 06 июня 2017 года по делу N А69-616/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
Л.М. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.