город Иркутск |
|
25 марта 2024 г. |
Дело N А19-10176/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Кореневой Т.И.,
при участии в судебном заседании представителя Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Борисовой М.В. (доверенность от 07.06.2023, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 октября 2023 года по делу N А19-10176/2023, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Цихоцкий Д.И. (ОГРНИП 304380406100041, ИНН 380400877003; далее - предприниматель Цихоцкий Д.И., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Иркутской области в лице Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - Министерство) о взыскании убытков в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам для отдельных категорий граждан на автомобильном транспорте межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении, муниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении бесплатно в размере 25 621 рубль.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 04 октября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2023 года, исковые требования удовлетворены.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами пункта 16 Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам для отдельных категорий граждан на автомобильном транспорте (кроме такси) межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении, муниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении и внутреннем водном транспорте по местным маршрутам бесплатно, на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении и внутреннем водном транспорте по пригородным маршрутам бесплатно (либо с оплатой в размере 50 процентов стоимости), утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 25.12.2015 N 680-пп (далее - Положение N 680-пп), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, несоблюдение срока представления копий указанных в пункте 16 Положения N 680-пп документов является в соответствии с пунктом 20(2) названного Положения основанием для отказа в предоставлении субсидий; судами не учтено, что акты NN 13, 28 за январь 2021 года, N 52 за февраль 2021 года, N 158 за май 2021 года в Министерство не поступали, либо оплачены в полном объеме; кроме того, акты направлены с нарушением установленного срока, что является несоблюдением установленного пунктом 6 Положения N 680-пп условия предоставления субсидии.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель Цихоцкий Д.И. считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); предприниматель Цихоцкий Д.И. ходатайствовал о кассационном рассмотрении дела без участия его представителей, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представитель Министерства в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предприниматель Цихоцкий Д.И. является перевозчиком по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в Иркутской области.
На основании соглашения на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту (маршрутам) в межмуниципальном сообщении на территории Иркутской области, заключенного между Предпринимателем и Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта по Иркутской области на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту (маршрутам) в межмуниципальном сообщении на территории Иркутской области от 23.12.2013N 51/9, действие которого неоднократно продлевалось, карт маршрутов, свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок предприниматель Цихоцкий Д.И. осуществлял перевозки по маршрутам:
N 601, 605, 609, 610, 817, 819, 832 в период с 01.05.2021 по 30.04.2026.
Между Цихоцким Д.И. и Министерством заключены соглашения от 30.12.2020 N 05-53-2462/20-11, от 03.06.2021 N 05-53-839/21-11 о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам для отдельных категорий граждан на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении, муниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении бесплатно.
Поскольку Министерство не перечислило Предпринимателю субсидию из областного бюджета в целях возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам для отдельных категорий граждан на автомобильном транспорте (кроме такси) межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении, муниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении за январь-февраль и май 2021 года, Цихоцкий Д.И. обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о взыскании убытков в размере 25 621 рублей.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из наличия у Иркутской области обязанности по возмещению затрат истца при осуществлении перевозки граждан льготной категории и доказанности материалами дела факта оказания услуг и размера понесенных расходов.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Положения N 680-пп право на получение субсидий имеют юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по перевозкам пассажиров на автомобильном транспорте (кроме такси) межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении, муниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении и внутреннем водном транспорте по местным маршрутам, на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении и внутреннем водном транспорте по пригородным маршрутам на территории Иркутской области, соответствующие критериям, указанным в данном пункте.
Одним из условий предоставления перевозчикам субсидий является заключение соглашения о предоставлении субсидий между министерством и перевозчиком по форме, утвержденной правовым актом министерства в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Иркутской области (пункт 6 Положения N 680-пп).
Согласно пункту 16 Положения N 680-пп для получения субсидий в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам для отдельных категорий граждан на автомобильном транспорте (кроме такси) межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении, муниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении и внутреннем водном транспорте по местным маршрутам бесплатно перевозчик, заключивший соглашение, ежемесячно не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству и включенное в перечень государственных учреждений Иркутской области, подведомственных министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и реализующих полномочия в сфере социальной защиты населения, утвержденный приказом министерства от 31 июля 2014 года N 115-мпр, расположенное по месту жительства (месту пребывания) граждан, которым оказаны услуги по пассажирским перевозкам (далее - учреждение): 1) сведения о получателях мер социальной поддержки, воспользовавшихся мерами социальной поддержки, в соответствии с типовой формой, утвержденной правовым актом министерства, на электронных и бумажных носителях;
2) копии корешков проездных документов (билетов), выданных получателям мер социальной поддержки, либо реестры выданных проездных документов (билетов) (с указанием фамилии, имени и (если имеется) отчества получателей мер социальной поддержки, документа, подтверждающего право на меры социальной поддержки, даты проезда, номера маршрута, места отправления и назначения, страхового номера индивидуального лицевого счета, подписей получателей мер социальной поддержки), подписанные руководителем, главным бухгалтером и заверенные печатью перевозчика (при наличии печати); 3) акт об объемах оказанных услуг в соответствии с типовой формой, утвержденной правовым актом министерства, в трех экземплярах.
Учреждение не позднее 10 календарных дней со дня представления перевозчиками документов, указанных в пункте 16 настоящего Положения: 1) устанавливает наличие всех предусмотренных пунктом 16 настоящего Положения документов; 2) проверяет правильность оформления представленных документов; 3) проводит проверку достоверности представленных перевозчиками сведений и производит окончательный расчет сумм, подлежащих возмещению, с отражением результатов в акте об объемах оказанных услуг или расчете затрат; 4) согласовывает представленные перевозчиками документы либо полностью (частично) отказывает в их согласовании в случаях, установленных пунктом 18(1) настоящего Положения; 5) направляет два экземпляра согласованных документов, указанных в подпункте 3 пункта 16, подпункте 2 пункта 17 настоящего Положения, в министерство. Министерство по результатам рассмотрения представленных учреждением документов подписывает представленные документы и направляет в течение 30 календарных дней со дня поступления расчета затрат или акта об объемах оказанных услуг перевозчику 1 экземпляр расчета затрат или акта об объемах оказанных услуг (пункт 18 Положения N 680-пп).
Основаниями для отказа в предоставлении субсидий являются: 1) несоблюдение условий, установленных пунктом 6 настоящего Положения; 2) несогласование документов, указанных в пунктах 16, 17, 19 настоящего Положения, в соответствии с пунктами 18(1), 20 настоящего Положения (пункт 20(2) Положения N 680-пп).
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили, что Министерство является надлежащим ответчиком по данному делу; в период январь-февраль и май 2021 года Предприниматель осуществлял перевозки граждан по льготным тарифам; между ним и Министерством заключены соответствующие соглашения на предоставление субсидий; факт оказания услуг по пассажирским перевозкам в спорный период и их количество подтверждается корешками проездных документов (билетов), выданных получателям мер социальной поддержки, реестрами выданных проездных документов (билетов) (с указанием фамилии, имени и (если имеется) отчества получателей мер социальной поддержки, документа, подтверждающего право на меры социальной поддержки, даты проезда, номера маршрута, места отправления и назначения, страхового номера индивидуального лицевого счета, подписей получателей мер социальной поддержки), подписанные истцом и заверенные печатью истца.
По расчету истца размер исковых требований составил 25 621 рублей, из которых 25 065 рублей 03 копейки за январь 2021 года, 795 рублей 74 копейки за февраль 2021 года, 682 рубля 55 копеек за май 2021 года.
Расчет проверен судом и признан верным, Министерство данный расчет не оспорило, контррасчет не представило.
Таким образом, суды, установив нарушение ответчиком принятых по договору обязательств, размер убытков (ущерба), возникших у истца в связи с нарушением ответчиком своих обязательств, а также причинную связь между понесенными убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязательств, правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что акты N N 13, 28 за январь 2021 года, N 52 за февраль 2021 года, N 158 за май 2021 года в Министерство не поступали, либо оплачены в полном объеме; кроме того, акты направлены с нарушением установленного срока, что является несоблюдением установленного пунктом 6 Положения N 680-пп условия предоставления субсидии, проверены и не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждается, что акты N N 13, 28 за январь 2021 года направлены Предпринимателем в соответствии с пунктом 16 Положения N 680-пп в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное Министерству, и зарегистрированы им 11.02.2021, акт N 158 за май 2021 года также направлен в соответствующее учреждение (л.д. 55, 56, 59, 60, 51).
Факт ненаправления или несвоевременного направления актов государственным учреждением Иркутской области в Министерство не может являться основанием для отказа перевозчику в возмещении понесенных расходов.
Довод Министерства о том, что акт N 52 за февраль 2021 года на сумму 795 рублей 74 копейки не согласован в связи с выездом льготника в другой район Иркутской области, подлежит отклонению, поскольку факт оказания услуг пассажиру Долгих Л.А. по льготному тарифу 20.02.2021 на указанную сумму подтверждается корешком к билету (л.д. 16).
Сумма 8 756 рублей 64 копейки по акту N 136 за май 2021 года не была включена Предпринимателем в расчет подлежащих взысканию убытков.
Возмещение затрат перевозчика поставлено в силу закона в зависимость от самого факта оказания услуг; при этом Предприниматель не имеет законных оснований отказывать льготным категориям граждан в перевозке.
Доводы о несоблюдении Предпринимателем срока направления актов обоснованно отклонены судами, поскольку названное не является в соответствии с пунктом 20 (2) Положения N 680-пп основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 октября 2023 года по делу N А19-10176/2023, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что акты N N 13, 28 за январь 2021 года, N 52 за февраль 2021 года, N 158 за май 2021 года в Министерство не поступали, либо оплачены в полном объеме; кроме того, акты направлены с нарушением установленного срока, что является несоблюдением установленного пунктом 6 Положения N 680-пп условия предоставления субсидии, проверены и не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждается, что акты N N 13, 28 за январь 2021 года направлены Предпринимателем в соответствии с пунктом 16 Положения N 680-пп в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное Министерству, и зарегистрированы им 11.02.2021, акт N 158 за май 2021 года также направлен в соответствующее учреждение (л.д. 55, 56, 59, 60, 51).
...
Доводы о несоблюдении Предпринимателем срока направления актов обоснованно отклонены судами, поскольку названное не является в соответствии с пунктом 20 (2) Положения N 680-пп основанием для отказа в предоставлении субсидии."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 марта 2024 г. N Ф02-1003/24 по делу N А19-10176/2023
Хронология рассмотрения дела:
19.02.2025 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5964/2024
11.10.2024 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5655/2023
25.03.2024 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1003/2024
22.12.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5655/2023
03.10.2023 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-10176/2023