город Иркутск |
|
25 марта 2024 г. |
Дело N А19-20004/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кореневой Т.И.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Макаровой Янны Каренновны (доверенность от 23.01.2024, диплом, служебное удостоверение),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 сентября 2023 года по делу N А19-20004/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 декабря 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска (ОГРН 1083817000970, ИНН 3817034027, далее - заявитель, департамент) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1023800916413, ИНН 3805104706, далее - УФАС по Иркутской области, антимонопольный орган) по возврату обращения N 013430004060000001 от 12.09.2022 и обращения N 013430004060000002 от 12.09.2022 о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) общества с ограниченной ответственностью "Попутчик" (далее - ООО "Попутчик").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 ноября 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 мая 2023 года решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 ноября 2022 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2023 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением от 19 сентября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда, признаны незаконными действия УФАС по Иркутской области по возврату обращений Департамента N 013430004060000001 от 12.09.2022, N 013430004060000002 от 12.09.2022 о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "Попутчик", как несоответствующие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Суд обязал антимонопольный орган рассмотреть по существу вышеуказанные обращения Департамента.
УФАС по Иркутской области обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что специфический характер деятельности перевозчиков, регулируемый Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ), предполагает ведение уполномоченным органом отдельного реестра недобросовестных перевозчиков; полагает, что Федеральная антимонопольная служба и ее структурные подразделения не поименованы в качестве контрольного органа в отношении перевозчиков; по мнению антимонопольного органа, положения Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Порядок N 1078) не распространяются на правоотношения связанные с рассмотрением обращений о включении информации в реестр недобросовестных перевозчиков.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ; определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал доводы кассационной жалобы.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 08.12.2021 N 0134300051921000179 департаментом (далее - заказчик) с ООО "Попутчик" (далее - подрядчик) заключен муниципальный контракт от 13.01.2022 N Ф.2021.179122 на выполнение работ, связанных с осуществлением перевозок пассажиров и багажа автобусом по регулируемым тарифам (маршрут N 13 "Энгельса" - "Стройдвор").
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 08.12.2021 N 0134300051921000180 между департаментом и ООО "Попутчик" заключен муниципальный контракт от 13.01.2022 N Ф.2021.180123 на выполнение работ, связанных с осуществлением перевозок пассажиров и багажа автобусом по регулируемым тарифам (маршрут N 2 "Энгельса" - "Лечебная зона").
Срок выполнения работ по обоим контрактам установлен по 31.12.2022.
В связи с систематическим некачественным выполнением работ, повлекшим нарушения в сфере обеспечения транспортной доступности в муниципальном образовании город Усть-Илимск, а также с неисполнением требований об устранении недостатков, что является нарушением требований заключенных контрактов, департаментом в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе принято решение об одностороннем отказе от исполнения вышеуказанных контрактов.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закон N 44-ФЗ 30.08.2022 Департамент с использованием единой информационной системы сформировал и направил подрядчику решения об одностороннем отказе от исполнения контрактов.
12.09.2022 в УФАС по Иркутской области поступили обращения департамента о включении информации в отношении ООО "Попутчик" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
По результатам рассмотрения обращений антимонопольный орган письмом от 13.09.2022 N 038/4224/22 возвратил обращения департамента со ссылкой на отсутствие правовых оснований для их рассмотрения.
Департамент, не согласившись с действиями антимонопольного органа по возврату обращений, полагая, что они противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы департамента в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что обращения департамента не могут быть рассмотрены по существу в связи с отсутствием правовых оснований для рассмотрения заявлений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случае осуществления регулярных перевозок
Отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, суд округа пришел к выводу, что антимонопольный орган, как орган контроля, ведущий реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) должен рассматривать заявления государственных и муниципальных заказчиков о внесении в такой реестр сведений о недобросовестных перевозчиках (как исполнителей по государственным контрактам).
Удовлетворяя заявленные требования при новом рассмотрении дела, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в рассматриваемом случае именно на антимонопольном органе лежит обязанность проверки информации в порядке рассмотрения заявки на включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи со следующим.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона N 44-ФЗ заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 42 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, ведение реестра недобросовестных поставщиков участников (подрядчиков, исполнителей) является одним из средств, позволяющих заказчикам обеспечить реализацию закрепленного в части 1 статьи 12 Закона N 44-ФЗ принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. Необоснованный отказ антимонопольного органа во включении участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) прямым образом затрагивает права заказчика, поскольку участие таких лиц в последующих закупках может не позволить заказчику с оптимальными издержками добиться "заданных результатов", привести к неэффективному использованию бюджетных средств и нарушению конкуренции.
В силу положений части 10 статьи 104 Закона N 44-ФЗ порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Из части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ следует, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 данного закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с данным Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 данной статьи.
Из материалов дела следует, что поведение исполнителя (ООО "Попутчик") и невыполнение им требований Закона N 44-ФЗ нарушило права заказчика (департамента) относительно условий исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы департамента, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Отказывая в рассмотрении обращений департамента о включении перевозчика в реестр недобросовестных исполнителей, антимонопольный орган, исходил из отсутствия правовых оснований для рассмотрения заявлений о включении в реестр недобросовестных поставщиков по результатам закупок, проведенных на основании Закона N 220-ФЗ.
Вместе с тем, как правомерно отмечено судами, антимонопольный органом не учтено, что ни в Законе N 44-ФЗ, ни Законе N 220-ФЗ нет ссылки на то, что перевозчик, осуществляющий перевозку пассажиров и багажа автобусом по регулируемым тарифам на основании контракта, не относится к категории исполнителей по государственным и муниципальным контрактам в том понимании, которое ей придается пунктом 4.1 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ, в целях включения недобросовестного исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков.
В связи с чем, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно указали, что именно на антимонопольном органе, в порядке рассмотрения заявки на включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), лежит обязанность проверить информацию и документы, относительно действий исполнителя по ненадлежащему исполнению социально значимых работ, повлекших расторжение контракта, и дать оценку добросовестности его поведения.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку не опровергают правильные выводы судов и не влияют на законность принятых по делу судебных актов, по существу направлены на иную оценку доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ, подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 сентября 2023 года по делу N А19-20004/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 декабря 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.И. Коренева |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела следует, что поведение исполнителя (ООО "Попутчик") и невыполнение им требований Закона N 44-ФЗ нарушило права заказчика (департамента) относительно условий исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы департамента, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Отказывая в рассмотрении обращений департамента о включении перевозчика в реестр недобросовестных исполнителей, антимонопольный орган, исходил из отсутствия правовых оснований для рассмотрения заявлений о включении в реестр недобросовестных поставщиков по результатам закупок, проведенных на основании Закона N 220-ФЗ.
Вместе с тем, как правомерно отмечено судами, антимонопольный органом не учтено, что ни в Законе N 44-ФЗ, ни Законе N 220-ФЗ нет ссылки на то, что перевозчик, осуществляющий перевозку пассажиров и багажа автобусом по регулируемым тарифам на основании контракта, не относится к категории исполнителей по государственным и муниципальным контрактам в том понимании, которое ей придается пунктом 4.1 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ, в целях включения недобросовестного исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 марта 2024 г. N Ф02-806/24 по делу N А19-20004/2022
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2024 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-806/2024
07.12.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6737/2022
19.09.2023 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-20004/2022
24.05.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1781/2023
17.02.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6737/2022
28.11.2022 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-20004/2022