город Иркутск |
|
28 марта 2024 г. |
Дело N А19-9407/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кореневой Т.И.,
судей: Ананьиной Г.В., Рудых А.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 сентября 2023 года по делу N А19-9407/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ВитимЭнерго" (далее - истец, ООО "ВитимЭнерго") обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Иркутской области в лице Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области, Министерства финансов Иркутской области (далее - ответчик) о взыскании 6 369 821 рубль 81 копейка недополученных доходов за период с 08.07.2021 по 31.12.2021 и с 01.09.2021 по 31.12.2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Служба по тарифам Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06 сентября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанными судебными актами, Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих реальные затраты истца в спорный период на производство соответствующего коммунального ресурса, соответственно не доказана межтарифная разница; правовые основания для компенсации межтарифной разницы отсутствуют, поскольку Министерством жилищной политики и энергетики Иркутской области осуществлено финансирование ООО "ВитимЭнерго" за 2021 год в полном объеме в пределах принятых решений о предоставлении субсидии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов.
В отзыве на кассационную жалобу истец по изложенным в ней доводам приводит возражения; Служба по тарифам Иркутской области поддерживает позицию, представленную в пределах установленной компетенции регулирующего органа.
От заявителя кассационной жалобы и Службы по тарифам Иркутской области поступили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своих представителей.
Заинтересованные в рассмотрении кассационной жалобы лица надлежащим образом уведомлены о времени и месте ее рассмотрения (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, соответствие выводов суда первой инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "ВитимЭнерго" в период с 01.09.2021 по 31.12.2021 в с. Коршуново и с. Мироново Киренского района Иркутской области, а также в период с 08.07.2021 по 31.12.2021 в с. Красноярово Киренского района Иркутской области являлось поставщиком электрической энергии населению, проживающему в Коршуновском сельском поселении и Киренском муниципальном районе (на основании договора аренды муниципального имущества), вырабатываемой дизельными электростанциями.
Тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Иркутской области установлены приказом Службы по тарифам Иркутской области от 25.12.2020 N 483- спр "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Иркутской области на 2021 год" для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, одноставочный тариф на электрическую энергию составлял: 0,861 руб./кВт.ч за период с 01.07.2021 по 31.12.2021.
Тарифы на электрическую энергию для прочих потребителей на 2021 год, производимую истцом на арендуемых дизельных электростанциях, установлены приказами Службы по тарифам Иркутской области от 31.08.2021 N N 79-187-спр, от 06.07.2021 N 79-89-спр. Экономически обоснованный тариф на производство электрической энергии составил: по с. Красноярово - 43,75 рублей за кВт.ч.; межтарифная разница, подлежащая возмещению за счет средств областного бюджета, составила 42,889 руб. за кВт.ч; по Коршуновскому сельскому поселению - 38,26 рублей за кВт.ч,; межтарифная разница составила 37,399 руб. за кВт.ч.
Между ООО "ВитимЭнерго" и Министерством жилищной политики и энергетики Иркутской области на основании распоряжения N 58-356-мр от 26.11.2021 года "О предоставлении субсидии ООО "ВитимЭнерго" в 2021 году" подписано соглашение о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электроснабжения N 649 от 13.12.2021 года, согласно которому общая сумма субсидии на компенсацию выпадающих доходов составила 13 820 552 рублей 76 копеек.
Сумма субсидии сформирована на основании произведенного расчетного планового объема электроэнергии для целей возмещения недополученных доходов, согласованного со Службой по тарифам Иркутской области, из расчета среднесуточного объема полезного отпуска электроэнергии населению, умноженного на количество суток периода с момента установления тарифа.
Указанная сумма субсидии предоставлена истцу 29.12.2021, что подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Исходя из фактически произведенной и поставленной населению электрической энергии в 2021 году, разница между экономически обоснованным тарифом и тарифом, установленным ниже экономически обоснованного (межтарифной разницы) составила 20 190 374 рублей 57 копеек.
Сумма недополученных доходов невозмещенных истцу субсидий составила 6 369 821 рублей 81 копейка.
В связи с оказанием потребителям услуг по поставке электрической энергии в 2021 году у истца возникли убытки в виде разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, применяемыми при осуществлении деятельности, в размере 6 369 821 рублей 81 копейка, в возмещении которых истцу было отказано, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, с которым впоследствии согласился и суд апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из наличия у субъекта Российской Федерации обязанности по компенсации потерь, вызванных межтарифной разницей, доказанности размера фактических расходов истца на поставку электрической энергии населению, за вычетом полученной субсидии, обоснованности расчета размера убытков.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований не согласиться с указанными выводами.
Согласно правовой позиции, приведенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - Постановление N 87).
Поскольку межтарифная разница представляет собой реальные расходы ресурсоснабжающей организации, возникающие вследствие применения в расчетах за отпускаемый ресурс тарифов ниже экономически обоснованных, Иркутская область в лице главного распорядителя бюджетных средств - министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, обязана их возместить.
Суды, руководствуясь статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Положением о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2015 N 439-пп, правомерно исходили из того, что истец, являясь поставщиком электрической энергии населению, фактически нес расходы, связанные с применением регулируемых тарифов.
Данные обстоятельства подтверждают факт возникновения у истца убытков в виде межтарифной разницы, которые подлежат возмещению за счет средств соответствующего бюджета.
При рассмотрении дел о взыскании ресурсоснабжающими организациями возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, в силу статьи 65 АПК РФ истец обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу (пункт 2 Постановления N 87).
Таким образом, при рассмотрении настоящего спора в предмет судебного исследования входят вопросы, связанные с фактом поставки коммунальных ресурсов (оказания коммунальных услуг) населению, их объемом и размером экономических потерь.
Вопреки доводам жалобы, суды первой и апелляционной инстанции исследовали имеющиеся в деле доказательства (отчеты на 2021 год, платежные начисления и сведения индивидуальных приборов учета), подтверждающие объем поставленного истцом коммунального ресурса населению и сумму фактически недополученных доходов за 2021 год.
Произведенный истцом расчет размера недополученных доходов проверен судом, признан верным и ответчиком документально не опровергнут.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 сентября 2023 года по делу N А19-9407/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.И. Коренева |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, руководствуясь статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Положением о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2015 N 439-пп, правомерно исходили из того, что истец, являясь поставщиком электрической энергии населению, фактически нес расходы, связанные с применением регулируемых тарифов.
...
При рассмотрении дел о взыскании ресурсоснабжающими организациями возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, в силу статьи 65 АПК РФ истец обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу (пункт 2 Постановления N 87)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 марта 2024 г. N Ф02-803/24 по делу N А19-9407/2023
Хронология рассмотрения дела:
24.01.2025 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4899/2023
28.03.2024 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-803/2024
11.12.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4899/2023
06.09.2023 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-9407/2023