город Иркутск |
|
28 марта 2024 г. |
Дело N А33-5429/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 марта 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Кореневой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 02 октября 2023 года по делу N А33-5429/2023, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Красноярская региональная энергетическая компания" (ИНН 2460087269, ОГРН 1152468001773, г. Красноярск; далее - АО "КрасЭко", Общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным отрицательного экспертного заключения Министерства лесного хозяйства Красноярского края на проект освоения лесов, утвержденного приказом от 30.12.2022 N 1553-Э.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Богучанского района Красноярского края (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 02 октября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2023 года, заявление удовлетворено.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 9, 24, 45, 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), статей 23, 39.38, 39.39, 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, утвержденного приказом Минприроды России от 15.02.2018 N 57 (далее - Административный регламент N 57), Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 513 (далее - Порядок N 513), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя кассационной жалобы, Министерство правомерно утвердило отрицательное экспертное заключение на проект освоения лесов, поскольку участки, в пределах которых установлен сервитут, являются собственностью Российской Федерации и имеют категорию земель лесного фонда, в связи с чем уполномоченным органом по установлению публичных сервитутов на территории Красноярского края на землях лесного фонда является Министерство, а не орган местного самоуправления; публичный сервитут установлен в отношении двух земельных участков и в отношении земель неразграниченной собственности, что свидетельствует о незначительном количестве земельных участков, в отношении которых установлен публичный сервитут.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 февраля 2024 года в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрение кассационной жалобы Министерства отложено на 26 марта 2024 года на 11 часов 00 минут, о чем лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом (информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru) информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 марта 2024 года в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с длительным отсутствием ввиду нахождения в служебной командировке судьи Левошко А.Н., в составе судей, рассматривающих настоящее дело, произведена замена судьи Левошко А.Н. судьей Ананьиной Г.В.
Рассмотрение кассационной жалобы произведено с самого начала.
После отложения представители лиц, участвующих в деле, участия в судебном заседании не принимали.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 08.12.2021 Общество обратилось в Администрацию с заявлением об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 24:07:3101009:1781, 24:07:3101009:1413 и в границах кадастровых кварталов 24:07:1201010, 24:07:3101009, на срок 49 лет в целях размещения линейного объекта для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям КТП 100-10/0,4 кВ, ВЛ-10 кВ, КЛ-10 кВ в составе объекта: "Строительство ЛЭП-10 кВ, ТП 10/0,4 кВ, для электроснабжения объекта, расположенного по адресу: Красноярский край, р-н Богучанский, к.н. 24:07:3101009:6", на основании пункта 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации. Технологическое присоединение к электрическим сетям силового оборудования заявителя осуществляется в соответствии с договором от 14.05.2020.
Постановлением Администрации от 27.01.2022 N 46-п установлен публичный сервитут в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, необходимых для подключения к электрическим сетям КТП 100-10/0,4 кВ, ВЛ-10 кВ, КЛ-10 кВ в составе объекта: "Строительство ЛЭП-10 кВ, ТП 10/0,4 кВ, для электроснабжения объекта, расположенного по адресу: Красноярский край, р-н Богучанский кн 24:07:3101009:6", в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 24:07:3101009:1781, 24:07:3101009:1413 и в пределах кадастровых кварталов 24:07:1201010, 24:07:3101009, площадью 19 093 кв. м (пункт 1); утверждены границы публичного сервитута согласно приложению N 1 настоящего постановления (пункт 2); срок установления публичного сервитута определен 49 лет (пункт 3) (далее - Постановление N 46-п).
Сведения о публичном сервитуте, установленном Постановлением N 46-п, внесены в Единый государственный реестр недвижимости (от 23.01.2023 NN КУВИ-001/2023-67106141, КУВИ-001/2023-67106142).
АО "КрасЭко" обратилось в Министерство с заявлением от 21.12.2022 о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда в соответствии с Постановлением N 46-П.
Согласно проекту, разработанному ООО "ИТЦ "ЗемЛесПроект", земельные участки общей площадью 0,1586 га имеют следующие характеристики: площадью 0,0314 га: Красноярский край, Богучанский район, Богучанское лесничество, Богучанское участковое лесничество, квартал 21 (часть выд. 4) является частью земельного участка с кадастровым номером 24:07:3101009:1413; площадью 0,1272 га: Красноярский край, Богучанский район, Богучанское лесничество, Богучанское участковое лесничество, квартал 20 (часть выд. 11), квартал 21 (часть выд. 4, 9, 10, 13) является частью земельного участка с кадастровым номером 24:07:3101009:1781.
По результатам рассмотрения проекта освоения лесов Министерство посчитало, что поскольку полномочия Российской Федерации по установлению публичных сервитутов на территории Красноярского края на землях лесного фонда переданы Министерству, соответственно, решение об установлении сервитута может быть принято только Министерством. Кроме того, в проекте освоения лесов указана общая площадь участка 0,1586 га, что не соответствует общей площади земельного участка (1,9093га), в отношении которой установлен публичный сервитут.
Приказом Министерства от 30.12.2022 N 1553-э утверждено отрицательное экспертное заключение на проект освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, переданных в ограниченное пользование АО "КрасЭко" в соответствии с Постановлением N 46-П.
АО "КрасЭко" оспорило названное отрицательное экспертное заключение в Арбитражном суде Красноярского края.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемое заключение не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 45 Лесного кодекса использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов. Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Из положений статей 88, 89 Лесного кодекса следует, что лица, использующие леса на основании сервитута или публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса, подлежащий государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядком N 513, устанавливающим требования к проведению государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, предусмотрено, что экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствие мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 7.1).
Результат Экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным (пункт 9).
Отрицательное заключение Экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки (пункт 10.1).
Как следует из материалов дела, основанием для выдачи отрицательного экспертного заключения послужил вывод Министерства об отсутствии у Администрации полномочий по установлению публичного сервитута на лесные участки, являющиеся собственностью Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений на установление сервитутов, публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда.
Согласно части 3 статьи 9 Лесного кодекса установление и прекращение публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
В силу статьи 39.37 Земельного кодекса публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения).
Статьей 39.38 Земельного кодекса определено, что публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса (далее также в настоящей главе - публичный сервитут), устанавливается: решениями уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений регионального значения (пункт 2); решением органа местного самоуправления муниципального района - в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района, сельского поселения (пункт 5).
По смыслу действующего земельного законодательства в процедуре установления публичного сервитута для целей, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, критерием разграничения компетенции по принятию соответствующего решения является не принадлежность земельных участков или конкретная категория земель, а назначение инженерного сооружения для размещения которого устанавливается публичный сервитут.
Наличие в составе земельных участков, испрашиваемых для установления публичного сервитута в обозначенных целях, земель лесного фонда влияет лишь на особенности последующего использования лесов в случае установления публичного сервитута (в соответствии с проектом освоения лесов и после подачи лесной декларации), но не имеет правового значения для определения органа, уполномоченного на принятие соответствующего решения в форме правового акта, поскольку такой компетентный орган публичной власти определяется исключительно положениями статьи 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации, имеющей в силу части 3 статьи 9, частей 2, 3 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 18 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации специальный характер по отношению к пункту 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, органом государственной власти, обладающим полномочиями по установлению публичных сервитутов в отношении участков, расположенных только в границах земель лесного фонда, является уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; в случае прохождения линейного объекта по значительному количеству земельных участков, принадлежащих разным собственникам (в том числе по землям лесного фонда), уполномоченный на установление публичного сервитута орган определяется не по принадлежности земельных участков или конкретной категории земель, а по назначению инженерного сооружения, для размещения которого устанавливается публичный сервитут.
Указанный подход поддержан Верховным Судом Российской Федерации в Определениях от 10 января 2023 года N 306-ЭС22-25792, от 04 апреля 2023 года N 302-ЭС23-2641.
В рассматриваемом случае суды установили, что линейный объект, для размещения которого Общество обращалось с заявлением об установлении публичного сервитута, выходит за пределы указанных лесных участков и продолжается на территории земель иных категорий муниципального образования Богучанский сельсовет Богучанского района Красноярского края, что подтверждается схемой расположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 24:07:3101009:1781 и 24:07:3101009:1413; помимо земель лесного фонда территория линейного объекта расположена в границах кадастровых кварталов 24:07:1201010, 24:07:3101009, в отношении которых Постановлением N 46-п установлен публичный сервитут. Прохождение линейного объекта, для размещения которого АО "КрасЭко" испрашивало установление публичного сервитута, по землям иных категорий, также подтверждается письмом ООО "ИТЦ "ЗемЛесПроект" от 30.06.2023 N 538.
Скриншотами сведений с кадастровой карты России подтверждается факт расположения кадастровых кварталов 24:07:1201010, 24:07:3101009 на территории Богучанского района Красноярского края.
Таким образом, как установили суды, Постановлением N 46 публичный сервитут установлен как в отношении земельных участков земель лесного фонда, так и в отношении земель, не относящихся к землям лесного фонда.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу о наличии у Администрации полномочий на установление публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 24:07:3101009:1781, 24:07:3101009:1413 и в границах кадастровых кварталов 24:07:1201010, 24:07:3101009 в целях размещения линейного объекта для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям, в связи с чем признали незаконным отрицательное заключение экспертизы проекта освоения лесов по этому основанию.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 02 октября 2023 года по делу N А33-5429/2023, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Наличие в составе земельных участков, испрашиваемых для установления публичного сервитута в обозначенных целях, земель лесного фонда влияет лишь на особенности последующего использования лесов в случае установления публичного сервитута (в соответствии с проектом освоения лесов и после подачи лесной декларации), но не имеет правового значения для определения органа, уполномоченного на принятие соответствующего решения в форме правового акта, поскольку такой компетентный орган публичной власти определяется исключительно положениями статьи 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации, имеющей в силу части 3 статьи 9, частей 2, 3 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 18 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации специальный характер по отношению к пункту 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, органом государственной власти, обладающим полномочиями по установлению публичных сервитутов в отношении участков, расположенных только в границах земель лесного фонда, является уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; в случае прохождения линейного объекта по значительному количеству земельных участков, принадлежащих разным собственникам (в том числе по землям лесного фонда), уполномоченный на установление публичного сервитута орган определяется не по принадлежности земельных участков или конкретной категории земель, а по назначению инженерного сооружения, для размещения которого устанавливается публичный сервитут.
Указанный подход поддержан Верховным Судом Российской Федерации в Определениях от 10 января 2023 года N 306-ЭС22-25792, от 04 апреля 2023 года N 302-ЭС23-2641."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 марта 2024 г. N Ф02-717/24 по делу N А33-5429/2023