город Иркутск |
|
28 марта 2024 г. |
Дело N А19-5343/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Железняк Е.Г.,
судей Дамбарова С.Д., Фирсова А.Д.,
при участии представителя Администрации Куретского муниципального образования Травкина А.В. (доверенность от 07.09.2023, паспорт, диплом), представителя муниципального казенного учреждения культуры "Культурно - досуговый центр Куретского муниципального образования" Травкина А.В. (доверенность от 21.02.2024, паспорт, диплом), представителей общества с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" Деткова И.В. (доверенность от 29.12.2023, паспорт, диплом) и Бурлаковой А.В. (доверенность от 09.01.2024, паспорт, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Куретского муниципального образования - Администрации сельского поселения на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 декабря 2023 года по делу N А19-5343/2022 Арбитражного суда Иркутской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" (ОГРН 1023801748948, ИНН 3812065046, далее - ООО "РТ-НЭО Иркутск", общество, истец) обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Куретского муниципального образования - Администрация сельского поселения (ОГРН 1053827059021, ИНН 3836003497, далее - администрация, ответчик) о взыскании 40 101 рубля 77 копеек задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.04.2019 по 30.11.2019, 18 651 рубля 19 копеек неустойки; к муниципальному казенному учреждению культуры "Культурно - досуговый центр Куретского муниципального образования" (ОГРН 1193850008880, ИНН 3827059398, далее - учреждение) о взыскании 84 383 рублей 77 копеек задолженности за оказание услуг по обращению с ТКО за период с 01.12.2019 по 31.12.2021, 24 384 рублей 57 копеек неустойки.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14 июля 2023 года в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 декабря 2023 года решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 июля 2023 года отменено. Принят новый судебный акт, которым иск удовлетворен.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой со ссылкой на нарушение судом норм материального и процессуального права просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы апелляционного суда о наличии оснований для взыскания денежных средств, поскольку считает, что договор между сторонами является незаключенным, факт оказания услуг по обращению с ТКО в спорный период времени - недоказанным. Указывает, что полномочия по созданию и содержанию мест (площадок) ТКО и ведению реестра возложены на администрацию Ольхонского районного муниципального образования.
В отзыве учреждение считает обоснованными доводы кассационной жалобы.
ООО "РТ-НЭО Иркутск" в отзыве на кассационную жалобу просит оставить постановление без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 29.02.2024 представитель администрации поддержал доводы кассационной инстанции, представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, назначенном на 29.02.2024, объявлялся перерыв до 11 часов 30 минут 14.03.2024, о чем сделано публичное извещение в сети "Интернет".
В судебном заседании 14.03.2024 после окончания перерыва представитель администрации дал пояснения относительно представленных 12.03.2024 дополнительных документов, представитель учреждения поддержал доводы кассационной жалобы, представители истца поддержали правовую позицию по делу.
Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзывах на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом иска является требование регионального оператора о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "РТ-НЭО Иркутск" является региональным оператором, оказывает услуги по обращению с ТКО, в том числе на территории Ольхонского районного муниципального образования.
Ответчики являются собственниками нежилых зданий, расположенных по адресам: Ольхонский район, д. Куреть, ул. М. Копыловой, д. 15а, ул. М. Копыловой, д. 15б, с. Косая Степь, ул. Верховая, д. 6, д. Алагуй, ул. Центральная, д. 3, ул. Центральная, д. 2 (выписки из Единого государственного реестра недвижимости).
В обоснование иска региональный оператор указал, что с 01.04.2019 по 31.12.2021 он оказал ответчикам услуги по обращению с ТКО, в подтверждение чего представил универсальные передаточные документы, сведения из электронного журнала вывоза ТКО, данные OMNICOMM, договор между ООО "РТН-НЭО Иркутск" и обществом с ограниченной ответственностью "ИТК" на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиками обязательств по оплате оказанных услуг, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
При рассмотрении спора ответчики не согласились с наличием договорных отношений с региональным оператором, указали, что услуги по вывозу ТКО в спорный период региональным оператором не оказывались.
Суд первой инстанции со ссылкой на статьи 433, 438, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правил N 1156), Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130 (далее - Правила N 1130), постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", исходил из отсутствия доказательств оказания истцом ответчикам услуг по обращению с ТКО в спорный период.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что администрация обязана организовать места накопления ТКО и совершить действия по включению таких мест в реестр мест накопления ТКО, в связи с чем оснований для возложения на регионального оператора негативных последствий, связанных с неполнотой внесенных органом местного самоуправления данных об источниках образования ТКО, собственником которых он являлся, в реестр накопления ТКО, не имеется. Также суд апелляционной инстанции указал, что услуги региональным оператором оказаны путем вывоза ТКО с близлежащих контейнерных площадок, которыми ответчики вправе были воспользоваться, на основании чего пришел к выводу о наличии у администрации и учреждения обязанности по оплате услуг регионального оператора.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по результатам рассмотрения кассационной жалобы приходит к следующим выводам.
Согласно статье 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1). Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, и определяется в территориальной схеме обращения с отходами (пункты 7, 8).
Содержание территориальной схемы обращения с отходами определено Правилами N 1130, в соответствии с пунктом 5 которых территориальная схема включает, кроме прочего, следующие разделы: нахождение источников образования отходов; места накопления отходов; места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
При этом раздел "Места накопления отходов" должен содержать данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и реестрами мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также данные о необходимом количестве контейнеров и бункеров в соответствующей зоне деятельности регионального оператора, данные о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональным оператором по годам (пункт 9 Правил N 1130).
Согласно подпункту "а" пункта 12 Правил N 1130 раздел "Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" содержит графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов и расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пунктов 9, 13 Правил N 1156 следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Кроме того, сведения, отраженные в территориальной схеме обращения с отходами, учитываются при установлении предельных тарифов на услуги региональных операторов по обращению с ТКО (пункт 2 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ).
Услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.
Законом N 89-ФЗ определено, что целью государственного регулирования в области обращения с отходами производства и потребления является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Достижение указанной цели, в частности, предполагает, что движение ТКО должно контролироваться на каждом этапе, начиная от источника их образования, заканчивая утилизацией, размещением или переработкой. Одновременно любому гражданину или организации, в деятельности которых образуются такие отходы, должна быть предоставлена возможность избавления от них способом, предусмотренным законом, который, исходя из целей и принципов регулирования в области обращения с отходами производства и потребления, рассматривается как наиболее экологичный и бережный по отношению к человеку и окружающей среде.
Осуществляя сбор, транспортирование, переработку, захоронение, утилизацию и размещение ТКО в соответствии с территориальной схемой, региональный оператор обеспечивает надлежащее оказание услуги по обращению с такими отходами и получает за это соразмерную плату, возмещающую ему расходы, сопряженные с оказанием услуги, и приносящую нормативную прибыль.
Место накопления, из которого региональным оператором осуществляется вывоз ТКО, является существенным условием договора об оказании услуг в сфере обращения с ТКО. При названных обстоятельствах, когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определено, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14) Правил N 1156, не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным.
В случае если место накопления ТКО и (или) источник образования отходов не включены в территориальную схему обращения с отходами, региональный оператор должен доказать факт реального оказания услуг собственнику ТКО (пункт 14 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 13.12.2023).
Как установлено судом первой инстанции по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств (выписок из Единого государственного реестра недвижимости, постановлений администрации Ольхонского районного муниципального образования от 30.07.2019 года N 319, от 20.04.2020 года N 136, от 01.07.2022 N 274 "Об утверждении реестра мест (площадок) накопления ТКО Ольхонского районного муниципального образования", договора о передаче в оперативное управление N 01 от 25.03.2019, приказа Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29.12.2017 N 43-мпр "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Иркутской области" (в редакции от 29.05.2020 и от 07.12.2021), схем потоков отходов в Иркутской области за 2016, 2020 и 2021 года), реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории Ольхонского районного муниципального образования в спорный период не содержал сведений о месте накопления отходов, источником образования которых являются ответчики. В территориальной схеме также отсутствует информация о нахождении мест накопления отходов в отношении объектов ответчиков.
Также судом установлено, что представленные доказательства (договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.02.2019 N 1124484-2019/ТКО, от 09.01.2020 N 1124485-2020/ТКО, от 11.01.2021 N 1124486-2021/ТКО, универсальные передаточные документы, данные электронного журнала вывоза ТКО за период с 2019 год по 2021 год, сведения из системы мониторинга транспорта OMNICOMM) не подтверждают факт реального оказания услуг именно ответчикам. Помимо этого, судом установлено, что расстояние от контейнерных площадок до объектов ответчиков более 300 метров, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец не представил относимых, достаточных и достоверных доказательств оказания ответчикам услуг по обращению с ТКО в спорный период.
Доказательств того, что предоставление услуг было обеспечено без использования соответствующих площадок в порядке, предусмотренном подпунктом "в" пункта 10 Правил N 1156 (сбор в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором), в материалы дела не представлено, судами не установлено.
При таких обстоятельствах вывод апелляционного суда о доказанности региональным оператором факта оказания услуг по обращению с ТКО в указанный период времени именно ответчикам противоречит обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию ТКО в сельских поселениях является вопросом местного значения муниципальных районов и решается органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов (пункт 18 части 1, часть 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Такие полномочия могут быть закреплены за сельскими поселениями законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельских поселений (пункт 18 части 1, часть 3 статьи 14 Закона N 131-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с ТКО относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с ТКО, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункты 1, 3 статьи 8 Закона N 89-ФЗ).
Из материалов следует, что полномочия в области обращения с ТКО, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО осуществляет администрация Ольхонского районного муниципального образования (постановления администрации Ольхонского районного муниципального образования от 30.07.2019 года N 319, от 20.04.2020 года N 136, от 01.07.2022 N 274 "Об утверждении реестра мест (площадок) накопления ТКО Ольхонского районного муниципального образования").
Кроме того, пунктом 9 Правил N 1156 закреплено, что в случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
В настоящем деле доказательств направления региональным оператором информации в орган исполнительной власти о включении объектов ответчиков в реестр мест накопления ТКО не имеется, в связи с чем на ответчиков не могут быть возложены негативные последствия неправомерного бездействия истца. Следовательно, вывод суда апелляционной инстанции в указанной части является необоснованным.
Кассационная коллегия, действуя в пределах своих полномочий, из которых исключено установление иных обстоятельств, чем были установлены судами нижестоящих инстанций, не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции и признает, что судом установлены все существенные обстоятельства дела, правильно применены правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по результатам рассмотрения кассационной жалобы полагает постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 декабря 2023 года подлежащим отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с оставлением в силе решения суда первой инстанции от 14 июля 2023 года в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, не выявлено.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 декабря 2023 года по делу N А19-5343/2022 Арбитражного суда Иркутской области отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 июля 2023 года по тому же делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Железняк |
Судьи |
С.Д. Дамбаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов следует, что полномочия в области обращения с ТКО, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО осуществляет администрация Ольхонского районного муниципального образования (постановления администрации Ольхонского районного муниципального образования от 30.07.2019 года N 319, от 20.04.2020 года N 136, от 01.07.2022 N 274 "Об утверждении реестра мест (площадок) накопления ТКО Ольхонского районного муниципального образования").
Кроме того, пунктом 9 Правил N 1156 закреплено, что в случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 марта 2024 г. N Ф02-708/24 по делу N А19-5343/2022