город Иркутск |
|
27 марта 2024 г. |
Дело N А33-3958/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 марта 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Кореневой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Слесаренко И.В., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Алексеевич Е.П.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителя Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края Клепикова Д.А (доверенность от 09.01.2024 N 21, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 04 августа 2023 года по делу N А33-3958/2023, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищные системы Красноярска" (ИНН 2461201672, ОГРН 1072468020877, г. Красноярск; далее - ООО УК "ЖСК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным решения Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - Служба) об изменении с 01.02.2023 перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО УК "ЖСК", путем исключения сведений о многоквартирном доме по адресу:
г. Красноярск, ул. Комарова, 8, из перечня многоквартирных домов реестра лицензий Красноярского края, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО УК "ЖСК", и включения его в перечень многоквартирных домов реестра лицензий Красноярского края, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат общество с ограниченной ответственностью "Жилье-2", оформленное приказами от 11.01.2023 N 3-ОДЛ/03, от 27.01.2023 N 14-ДЛ/03 и N 15-ДЛ/03.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Жилье-2" (ИНН 2465091741, ОГРН 1052465057963, г. Красноярск; далее - ООО "Жилье-2").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 04 августа 2023 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2023 года, заявленные требования удовлетворены.
Служба обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой и дополнениями к жалобе, в которых просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами подпункта "е" пункта 5, подпункта "а" пункта 9 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), части 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 248-ФЗ), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, оспариваемое решение Службы о внесении изменений в реестр лицензий Красноярского края принято в соответствии с Порядком N 938/пр, который прямо предусматривает право органа государственного жилищного контроля в ходе рассмотрения заявления и документов устанавливать признаки ничтожности решения общего собрания собственников помещений в соответствии со статьей 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации; определения Верховного Суда Российской Федерации, на которые ссылаются суды, приняты по иным конкретным обстоятельствам; суд первой инстанции ошибочно указал на необходимость проведения проверки в соответствии с Законом N 248-ФЗ, Законом N 294-ФЗ, содержащими разные основания для проведения проверочных мероприятий и не подлежащими применению; Закон N 248-ФЗ не распространяет свое действие на проверку, которая предусмотрена частью 1.1 статьи 46, частью 3 статьи 198 Жилищного кодекса.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 февраля 2024 года в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрение кассационной жалобы Службы отложено на 14 марта 2024 года на 14 часов 30 минут, о чем лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом (информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru) информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 марта 2024 года в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с длительным отсутствием ввиду нахождения в очередном отпуске судьи Рудых А.И., в составе судей, рассматривающих настоящее дело, произведена замена судьи Рудых А.И. судьей Ананьиной Г.В.
Рассмотрение кассационной жалобы произведено с самого начала.
После отложения представитель Службы в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 14 марта 2024 года до 20 марта 2024 года до 11 часов 20 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва судебное разбирательство продолжено в том же составе судей, представители сторон участия в судебном заседании не принимали.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО УК "ЖСК" на основании лицензии от 09.01.2018 N 024-000372 осуществляет управление многоквартирными домами.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Комарова, 8 (далее - МКД N 8), находился в управлении ООО УК "ЖСК" на основании протокола общего собрания от 25.05.2016 N 1 и договора управления многоквартирным домом от 11.06.2016 N 4-8/С; сведения об указанном доме, деятельность по управлению которым осуществляет ООО УК "ЖСК", включены в реестр лицензий Красноярского края, с 23.06.2016.
30.11.2022 в Службу обратилось ООО "Жилье-2" с заявлением о внесении изменений в перечень МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, реестра лицензий Красноярского края в части включения сведений о МКД N 8 в связи с заключением договора управления N 31/11/08. К заявлению приложены протокол общего собрания от 30.11.2022, согласно которому собственниками помещений вышеуказанного МКД избран способ управления многоквартирным домом ООО "Жилье-2", договор управления.
В связи с поступлением указанного заявления при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления МКД от ООО УК "ЖСК" приказом от 12.12.2022 N 178-ПДЛ/03 рассмотрение заявления ООО "Жилье-2" приостановлено, назначена проверка представленных документов, в адрес ООО УК "ЖСК" и ООО "Жилье-2" направлены запросы.
23.12.2022 ООО УК "ЖСК" направило в Службу заявление о внесении изменений в реестр лицензий в связи с заключением договора управления от 23.12.2022 N 38-22/с на основании протокола внеочередного общего собрания собственников помещений от 23.12.2022 N 1 об избрании способа управления управляющей компанией ООО УК "ЖСК".
По результатам проведения проверки заявления и документов, представленных ООО УК "ЖСК" Служба составила заключение от 11.01.2023 N 3-ОДЛ/03, согласно которому установлено: недостоверность сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка N 938/пр, а именно, на основании обращения собственника помещения в МКД N 8 от 30.12.2022 N 02-23/12498, содержащего информацию о неучастии во внеочередном общем собрании собственников помещений в МКД, решение которого оформлено протоколом от 23.12.2022 N 1 (пункт 3). Признаки ничтожности решения общего собрания собственников помещений в МКД N 8 по основаниям, установленным гражданским законодательством, отсутствуют; решение общего собрания принято по вопросам, включенным в повестку дня; при пересчете бюллетеней голосования, представленных в Службу, установлено, что решения приняты при наличии необходимого кворума; приняты по вопросам, относящимся к компетенции собрания (пункт 6). Сведения, представленные лицензиатом, и сведения, содержащиеся в реестре лицензий, на момент рассмотрения заявления не противоречат друг другу (пункт 8).
Приказом от 11.01.2023 N 3-ОДЛ/03 Служба отказала во внесении изменений об основаниях управления многоквартирным домом, деятельность по управлению которым осуществляет ООО УК "ЖСК" и вернула заявление в связи с несоответствием заявления и приложенных документов требованиям, установленным подпунктом "б" пункта 5 Порядка N 938/пр (на основании обращения собственника помещения в МКД N 8 от 30.12.2022 N 02-23/12498, содержащего информацию о неучастии во внеочередном общем собрании собственников помещений в МКД, решение которого оформлено протоколом от 23.12.2022 N 1, установлена недостоверность сведений, содержащихся в заявлении и приложенных к нему документах).
По результатам рассмотрения заявления ООО "Жилье-2" Службой составлено заключение от 27.01.2023 N 14-ДЛ/03, 15-ДЛ/03 о соответствии представленных заявления и документов требованиям Порядка N 938/пр и возможности их учета в качестве основания для внесения изменений в реестр лицензий в части включения сведений об МКД N 8 в перечень МКД, деятельность по управлению которым осуществляет ООО "Жилье-2".
Приказом от 27.01.2023 N 14-ДЛ/03 внесены изменения с 01.02.2023 в реестр лицензий Красноярского края в части исключения из перечня МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО УК "ЖСК", сведений о МКД N 8 в связи с расторжением действующего договора управления МКД и заключением договора управления указанным домом с управляющей компаний ООО "Жилье-2".
Приказом от 27.01.2023 N 15-ДЛ/03 внесены изменения с 01.02.2023 в реестр лицензий Красноярского края в части включения в перечень МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО "Жилье-2", сведений о МКД N 8 в связи с заключением договора управления указанным домом с управляющей компаний ООО "Жилье-2".
ООО УК "ЖСК" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемые ненормативные правовые акты не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению по следующим мотивам.
В силу частей 3, 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 198 названного Кодекса в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора. Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок размещения, внесения и исключения сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, определен в статье 198 Жилищного кодекса и в соответствии с частью 3 указанной статьи детализирован в Порядке N 938/пр.
Согласно пункту 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, в том числе на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр с приложением необходимой информации.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения условий, в том числе соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка (подпункт "а"), достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка (подпункт "б"); отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации (подпункт "е").
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка N 938/пр).
Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка (пункт 8 Порядка N 938/пр).
Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка. Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения.
Как следует из материалов данного дела, основанием для отказа во внесении изменений в реестр и возврата заявления приказом от 11.01.2023 N 3-ОДЛ/03 указано на подпункт "б" пункта 5 Порядка N 938/пр со ссылкой на недостоверность сведений, содержащихся в заявлении и приложенных к нему документах ввиду наличия обращения собственника помещения в МКД от 30.12.2022 N 02-23/12498, содержащего информацию о неучастии во внеочередном общем собрании собственников помещений в МКД, решение которого оформлено протоколом от 23.12.2022 N 1.
Суждения суда первой инстанции о том, что указанное означает вывод о фальсификации решений (бюллетеней), недействительности решения общего собрания, и суда апелляционной инстанции об установлении Службой ничтожности решения общего собрания в связи с отсутствием кворума для принятия решения по вопросам повестки дня общего собрания, не соответствуют содержанию заключения по вопросу принятия решения о внесении изменений в перечень МКД и приказа от 11.01.2023 N 3-ОДЛ/03.
Вместе с тем из заключения от 11.01.2023 N 3-ОДЛ/03 следует, что заявление и приложенные документы соответствуют требованиям Порядка N 938/пр (пункт 2). Признаки ничтожности решения общего собрания собственников помещений в МКД отсутствуют. При пересчете бюллетеней голосования, представленных в Службу, установлено, что решение принято при наличии необходимого кворума (пункт 6). Сведения, представленные лицензиатом, и сведения, содержащиеся в реестре лицензий, на момент рассмотрения заявления не противоречат друг другу (пункт 8).
При таких обстоятельствах нельзя признать законным приказ Службы от 11.01.2023 N 3-ОДЛ/03 об отказе во внесении изменений в реестр об основаниях управления многоквартирным домом по мотиву несоответствия заявления ООО УК "ЖСК" и приложенных к нему документов требованиям подпункта "б" пункта 5 Порядка N 938/пр при наличии действующего, не признанного судом недействительным решения общего собрания.
Признанные Службой недостоверными сведения, содержащиеся в заявлении и приложенных к нему документах ввиду наличия обращения собственника помещения в МКД, содержащего информацию о неучастии во внеочередном общем собрании собственников помещений в МКД, могут свидетельствовать об оспоримости решения общего собрания, которое может быть признано недействительным только судом (статьи 181.3, 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации)
Служба при проверке заявления и документов не определяет юридическую судьбу решения общего собрания собственников помещений в МКД, а согласно пункту 6 Порядка N 938/пр проверяет заявление и документы, представленные заявителем, на предмет соответствия условиям, предусмотренным подпунктами "а" - "е" пункта 5 этого порядка (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.01.2024 N 307-ЭС23-16472).
Предметом внеплановой проверки, предусмотренной частью 3 статьи 198 Жилищного кодекса, является проверка полноты и достоверности представленных документов (сведений) относительно прекращения, расторжения договора управления многоквартирным домом с одним лицензиатом и заключением такого договора с иным лицензиатом в порядке, предусмотренном Порядком N 938/пр.
Таким образом, ошибочным является вывод суда первой инстанции о том, что орган жилищного надзора вправе принимать решение о внесении изменений в реестр лицензий только после проведения внеплановой проверки в соответствии с Законом N 248-ФЗ.
Вместе с тем, данный вывод не привёл к принятию неправильного решения по существу, учитывая, что судами верно установлено отсутствие у Службы оснований для внесения изменений в реестр лицензий Красноярского края в части исключения из перечня МКД, деятельность по управлению которым осуществляет ООО УК "ЖСК", сведений о доме, расположенном по адресу: г. Красноярск; ул. Комарова, д. 8, а также включения сведений об указанном доме в перечень домов, деятельность по управлению которым осуществляет ООО "Жилье-2", и, соответственно, незаконность приказов от 27.01.2023 N 14-ДЛ/03, 15-ДЛ/03.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие выводы судов, проверены и признаны не свидетельствующими о нарушении судами норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 04 августа 2023 года по делу N А33-3958/2023, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Служба при проверке заявления и документов не определяет юридическую судьбу решения общего собрания собственников помещений в МКД, а согласно пункту 6 Порядка N 938/пр проверяет заявление и документы, представленные заявителем, на предмет соответствия условиям, предусмотренным подпунктами "а" - "е" пункта 5 этого порядка (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.01.2024 N 307-ЭС23-16472).
Предметом внеплановой проверки, предусмотренной частью 3 статьи 198 Жилищного кодекса, является проверка полноты и достоверности представленных документов (сведений) относительно прекращения, расторжения договора управления многоквартирным домом с одним лицензиатом и заключением такого договора с иным лицензиатом в порядке, предусмотренном Порядком N 938/пр.
Таким образом, ошибочным является вывод суда первой инстанции о том, что орган жилищного надзора вправе принимать решение о внесении изменений в реестр лицензий только после проведения внеплановой проверки в соответствии с Законом N 248-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 марта 2024 г. N Ф02-274/24 по делу N А33-3958/2023