город Иркутск |
|
27 марта 2024 г. |
Дело N А78-4846/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 марта 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Кореневой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального района "Читинский район" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 04 октября 2023 года по делу N А78-4846/2023, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального района "Читинский район" (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании незаконными решений Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (далее - Забайкальское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) от 31.01.2023 N 2 и от 10.03.2023 N 7.
Дело рассмотрено с участием Прокуратуры Читинского района (далее - Прокуратура).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Велес" (ОГРН 1187536001124, ИНН 7536170230), общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Ника" (ОГРН 1157536001259, ИНН 7536149943), общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Багульник" (ОГРН 1037550027503, ИНН 7536052170, далее - ООО "СК "Багульник"), общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Автозапас-М" (ОГРН 1157536004119, ИНН 7536152640), индивидуальный предприниматель Бороев Цырен Валерьевич (ОГРНИП 316753600079769, ИНН 753618841757, далее - предприниматель Бороев Ц.В.), индивидуальный предприниматель Жалсапов Болот Батомункуевич (ОГРИП 319753600014442, ИНН 753612531702, далее - предприниматель Жалсапов Б.Б.).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 04 октября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Постановление N 794), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что закупки у единственного подрядчика на выполнение работ "Устройство дамбы" осуществлены правомерно; введение режима повышенной готовности на территории Читинского района постановлением Администрации от 12.07.2022 N 44-НПА (далее - Постановление N 44-НПА) лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, нормативный акт официально опубликован, не признан недействующим; в соответствии с Законом N 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации; Постановлением N 44-НПА с 12.07.2022 установлено подготовить проекты муниципальных контрактов на проведение работ по предупреждению возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с подтоплением населенных пунктов, СНТ и ДНТ, а также актом от 01.08.2022 N 54-НПА с последующими изменениями определены границы зоны действия режима функционирования "Чрезвычайная ситуация", на основании которых заключены муниципальные контракты; по факту на территории Читинского района введен как режим ЧС, так и режим повышенной готовности; одномоментно реализовать все проекты на проведение работ по предупреждению возникновения ЧС невозможно с учетом необходимости федерального финансирования; фактически указанные работы в период лета-осени 2022 года невозможно было выполнить исходя из особенностей территории, повышенной загрунтованности (влажности) почвы и значительного количества частных домов.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 23.12.2022 в адрес Забайкальского УФАС России поступило обращение Прокуратуры N 2283ж-2022 о нарушении Администрацией требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного подрядчика N 3752400081122000024 с приложением обращения Резайкиной В.И. о повреждении ее имущества при исполнении ООО "Велес" муниципального контракта.
В ходе проверки антимонопольным органом установлено, что 08.12.2022 между Администрацией и ООО "Велес" заключен муниципальный контракт на выполнение работ по устройству дамбы от р. Смоленка до СНТ Островок. Контракт был заключен без применения конкурентных способов путем заключения у единственного поставщика по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Антимонопольный орган из пояснений Администрации установил, что дамбы на территории Читинского района ранее отсутствовали, подтопление является следствием выделения земельных участков на указанной территории, которая исторически является подтапливаемой; предусмотренные пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе условия для заключения контракта отсутствуют, поскольку устройство отсутствующей дамбы от р. Смоленка до СНТ "Островок" не является устранением последствий чрезвычайной ситуации, а является мероприятием, направленным на избежание возникновения подтопления территории и возникновения чрезвычайной ситуации в будущем. Работы по устройству дамбы, относящиеся к заблаговременно направленным на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций мероприятиям, могут быть закуплены при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Кроме того, отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о срочности закупки работ и нецелесообразности ввиду затрат времени ее осуществления конкурентным способом, поскольку устройство дамбы в зимний период с 08 по 15 декабря 2022 года не относится к срочным мероприятиям по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, наступившей в июле 2022 года.
Решением Красноярского УФАС России от 31.01.2023 N 2 в действиях заказчика - Администрации выявлены нарушения требований части 1 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе при осуществлении 08.12.2022 года закупки у единственного подрядчика на выполнение работ "Устройство дамбы от р. Смоленка до СНТ "Островок" (реестровый номер контракта 3752400081122000024).
Кроме того, в ходе данной проверки Управлением обнаружено заключение заказчиком 08.12.2022 аналогичных муниципальных контактов на выполнение работ по устройству дамб N N 17/2022, 18/2022, 19/2022, 19/2022, 21/2022, 22/2022, 23/2022 по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, что послужило основанием для проведения внеплановой проверки.
В ходе данной проверки Управлением установлено, что 08.12.2022 Администрация заключила муниципальные контракты: с ООО "Ника" - N 17/2022 на выполнение работ по устройству дамбы протяженностью 3000 м на р. Чита п. Береговой (реестровый N 3752400081122000021), N 18/2022 на выполнение работ по устройству дамбы на р. Чита в районе с. Угдан (реестровый N 3752400081122000025); с ООО "СК "Багульник" - контракт N 19/2022 на выполнение работ по устройству дамбы протяженностью 3 605 м на р. Кручина с. Ильинка (реестровый N 3752400081122000020); с предпринимателем Бороевым Ц.В. - контракт N 21/2022 на выполнение работ по устройству дамбы протяженностью 8 400 м на р. Чита с. Верх-Чита (реестровый N 3752400081122000022); с предпринимателем Жалсаповым Б.Б. - контракт N 22/2022 на выполнение работ по устройству дамбы в районе "Шишкино-Остров" (реестровый N 3752400081122000023); с ООО "Автозапас-М" - контракт N 23/2022 на выполнение работ по устройству дамбы на р. Чита в с. Шишкино (реестровый N 3752400081122000026).
Все названные контракты заключены без применения конкурентных способов путем заключения контракта у единственного поставщика по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе; обстоятельства, свидетельствующие о срочности закупки работ по устройству защитных дамб в декабре 2022 года, Управлением не установлены; устройство дамб на территории Читинского района в зимний период с 08 по 15 декабря 2022 года не относится к срочным мероприятиям по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, наступившей в июле 2022 года.
Решением антимонопольного органа от 10.03.2023 N 7 в действиях Администрации выявлены нарушения требований части 1 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе при осуществлении 08.12.2022 вышеуказанных закупок у единственного подрядчика.
Кроме того, в названных решениях Управление установило, что мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий (в том числе уполаживание берегов водных объектов, их биогенное закрепление, укрепление песчано-гравийной и каменной наброской, террасирование склонов) относится к полномочиям Министерства природных ресурсов Забайкальского края (далее - Министерство). Министерству в рамках подпрограммы "Защита от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений государственной программы Забайкальского края "Воспроизводство" и использование природных ресурсов доведены денежные средства на рассматриваемые в ходе проверки мероприятия. Согласно письму Министерства от 10.10.2022 N 03/16651 указанные мероприятия проводятся Министерством при проведении плановых мероприятий за счет субвенций из федерального бюджета. При этом пунктом 9 постановления Губернатора Забайкальского края от 30.07.2022 N 50, которым на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации, организация мероприятий по укреплению дамб и иных сооружений сдерживания воды во избежание возникновения подтопления территорий и близлежащих населенных пунктов возложена на Министерство и названное постановление не содержит указанных требований в рамках перечисленных рекомендаций органам местного самоуправления (пункт 4).
Администрация обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемые ненормативные правовые акты не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Статьей 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов, требующих затрат времени, нецелесообразно.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 настоящей статьи, заказчик обязан направить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта в контрольный орган в сфере закупок уведомление о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения (часть 2 статьи 93 Закона о контрактной системе в редакции, действующей в 2022 году).
Таким образом, заключение контракта способом закупки у единственного поставщика по смыслу части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе может производиться в исключительных случаях, когда применение иных конкурентных процедур невозможно в силу возникших чрезвычайных обстоятельств и длительности сроков проведения таких процедур. Для осуществления закупки в порядке пункта 9 части 1 статьи 93 названного Закона заказчик обязан обосновать невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Основания для заключения контракта без проведения конкурентной процедуры должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости.
При проведении проверок антимонопольным органом, а также при рассмотрении дела арбитражными судами и в кассационной жалобе Администрация указывала на то, что заключение муниципальных контрактов на возведение дамб в порядке пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе вызвано введением на территории Читинского района чрезвычайной ситуации и режима повышенной готовности и указывает на нецелесообразность проведения конкурентных закупок ввиду временных затрат и несвоевременного финансирования (лимиты доведены в декабре 2022 года), возможность заключения контракта в указанном порядке для предупреждения чрезвычайной ситуации, а также на Постановление N 44-НПА, которым на территории района введен режим функционирования "Повышенная готовность".
Из материалов дела следует и суды установили, что постановлением Губернатора Забайкальского края от 30.07.2022 N 50 на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями (в редакции постановления от 23.08.2022 N 58) в связи с опасными неблагоприятными метеорологическими и гидрологическими явлениями, в результате которых произошли подтопления (затопления) территорий и населенных пунктов.
Согласно пункту 9 названного постановления Министерству природных ресурсов Забайкальского края необходимо организовать мероприятия по укреплению дамб и иных сооружений сдерживания воды во избежание возникновения подтопления территорий и близлежащих населенных пунктов. При этом указанные действия не входят в указанный в пункте 4 перечень рекомендованных действий для органов местного самоуправления.
Постановлением главы муниципального района "Читинский район" от 01.08.2022 N 54-НПА (в редакции постановлений от 05.08.2022 N 60-НПА, от 14.11.2022 N 86-НПА) определены границы зон действия режима функционирования "Чрезвычайная ситуация" на территории муниципального района "Читинский район", в том числе сельского поселения "Смоленское", с. Смоленка - зона N 9 (в том числе СНТ "Квант", собственник участка которого обратился с заявлением о проведении проверки), а также зона N 14 "отсыпка защитных сооружений вдоль берега рек Чита, Смоленка, Кручина", в том числе пунктов д) и е) "отсыпка защитных сооружений вдоль берега реки Смоленка 1800 м в с. Смоленка" (в августе 2022 года).
Постановлением Администрации в от 18.11.2022 N 88-НПА в указанное постановление внесены изменения, которыми предусмотрено заключение прямых договоров на реализацию неотложных аварийно-восстановительных мероприятий, в том числе заключение договоров с предпринимателями Жалсаповым Б.Б., Бороевым Ц.В., ООО "Велес", ООО Ника", ООО "Автозапас-М", ООО СК "Багульник" на устройство временных дамб (работы, не относящиеся к капитальным вложениям).
На основании упомянутых нормативных правовых актов 08.12.2022 между Администрацией и указанными лицами заключены муниципальные контракты.
Кроме того, Постановлением N 44-НПА с 12.07.2022 на территории муниципального района "Читинский район" введен режим функционирования "Повышенная готовность", связанный с паводковыми явлениями на территории Читинского района, которым указано лишь на необходимость заключения муниципального контракта с ООО "Ника" по отсыпке камнем ул. Береговой в с. Верх-Чита на опасном участке.
При этом при проведении проверок Управлением не установлена взаимосвязь названного Постановления с заключенными контрактами по устройству защитных дамб; муниципальные контракты не содержат ссылку на данное Постановление.
На основании постановления Правительства Забайкальского края от 03.11.2022 N 520, соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта из бюджета Забайкальского края местному бюджета от 29.11.2022 N 3-2022-МПР Администрации предоставлены межбюджетные трансферты на реализацию неотложных аварийно-спасательных мероприятий по устройству дамб, каналов отвода в сумме 211 982 070 рублей.
Справкой-уведомлением от 02.12.2022 N 1000 до Администрации доведены лимиты на аварийно-восстановительные мероприятия по устройству временных дамб в размере 211 982 070 рублей.
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили, что устройство дамб в зимний период - с 08 по 15 декабря 2022 года не относится к срочным мероприятиям по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, наступившей в июле-августе 2022 года, и не может быть признано действиями, направленными на предупреждение (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) чрезвычайной ситуации.
С учетом значительного временного промежутка между введением чрезвычайной ситуации и заключением муниципальных контрактов, отсутствуют доказательства безотлагательности и срочности заключения этих контрактов и нецелесообразности применения конкурентных способов, требующих затрат времени. Режим повышенной готовности введен Постановлением N 44-НПА 12.07.2022, муниципальные контракты заключены 08.12.2022, спустя пять месяцев, что не свидетельствует об оперативности мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций и исключает причинно-следственную связь между Постановлением N 44-НПА и заключенными контрактами.
Суд апелляционной инстанции верно установил, что возможность Администрации прогнозировать закупку подтверждена актами выездной проверки от 01.08.2022; письмом Администрации от 28.09.2022, адресованным ООО "Ника"; перепиской с Министерством природных ресурсов Забайкальского края.
В данном случае работы по устройству дамб в рамках заключенных с единственным подрядчиком муниципальных контрактов относятся к мероприятиям, направленным на возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций в будущем при возможном наступлении опасного природного явления.
С учётом установленной по данному делу совокупности фактических обстоятельств суды двух инстанций обоснованно признали недоказанным отсутствие возможности применения конкурентных способов определения подрядчика в целях удовлетворения соответствующей нужды, следовательно, принятое заказчиком решение заключить указанные муниципальные контракты от 08.12. 2022 в порядке пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе без проведения публичных процедур по основаниям, не обладающим свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости, правомерно признано антимонопольным органом нарушающим нормы названного Закона.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данные выводы судов, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, и по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Забайкальского края и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 04 октября 2023 года по делу N А78-4846/2023, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При проведении проверок антимонопольным органом, а также при рассмотрении дела арбитражными судами и в кассационной жалобе Администрация указывала на то, что заключение муниципальных контрактов на возведение дамб в порядке пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе вызвано введением на территории Читинского района чрезвычайной ситуации и режима повышенной готовности и указывает на нецелесообразность проведения конкурентных закупок ввиду временных затрат и несвоевременного финансирования (лимиты доведены в декабре 2022 года), возможность заключения контракта в указанном порядке для предупреждения чрезвычайной ситуации, а также на Постановление N 44-НПА, которым на территории района введен режим функционирования "Повышенная готовность".
...
С учётом установленной по данному делу совокупности фактических обстоятельств суды двух инстанций обоснованно признали недоказанным отсутствие возможности применения конкурентных способов определения подрядчика в целях удовлетворения соответствующей нужды, следовательно, принятое заказчиком решение заключить указанные муниципальные контракты от 08.12. 2022 в порядке пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе без проведения публичных процедур по основаниям, не обладающим свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости, правомерно признано антимонопольным органом нарушающим нормы названного Закона."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 марта 2024 г. N Ф02-422/24 по делу N А78-4846/2023