город Иркутск |
|
29 марта 2024 г. |
Дело N А19-15782/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кореневой Т.И.,
судей: Ананьиной Г.В., Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Агаевым М.М.,
при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции представителя Шабаевой Олеси Владиславовны - Ковалевой Ксении Дмитриевны (доверенность от 20.10.2023, диплом, паспорт),
в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области Чупрова Александра Владимировича (доверенность от 09.01.2024, диплом, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Шабаевой Олеси Владиславовны на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 октября 2023 года по делу N А19-15782/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Шабаева Олеся Владиславовна (далее - Шабаева О.В.) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене определения от 20.06.2023 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Экспобанк" (ОГРН 1217700369083, ИНН 7708397772, далее - АО "Экспобанк")
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 октября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Шабаева О.В. обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы, ссылается на решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.08.2022 N АКПИ22-494 и полагает, что установление постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) ограничений на проведение проверок, осуществляемых в соответствии с Федеральными законами от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), не исключает возможность возбуждения дела об административном правонарушении по правилам, установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), поскольку частью 1 статьи 24.5 данного Кодекса предусмотрен закрытый перечень обстоятельств, препятствующих производству по делу об административном правонарушении, в число которых не входит установление Правительством Российской Федерации ограничений на проведение проверок в порядке государственного (муниципального) контроля (надзора); в обоснование своей позиции ссылается на судебную практику.
В отзыве на кассационную жалобу управление отклонило ее доводы, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 АПК РФ (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представитель АО "Экспобанк" Керенских Галия Сергеевна, заявившая ходатайство об участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции, при наличии доступа для участия в судебном заседании к сеансу веб-конференции в назначенное время не подключилась.
Участвующие в судебном заседании представители Шабаевой О.В. и управления поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 25.11.2022 между Шабаевой О.В. и АО "Экспобанк" был заключен кредитный договор N 30878-А-01-12, по условиям которого сумма кредита составила 1 564 000 рублей, процентная ставка 19 процентов годовых.
23.05.2020 в управление поступило обращение Шабаевой О.В. о возбуждении в отношении АО "Экспобанк" дела об административном правонарушении по статье 14.8 КоАП РФ, в связи наличием в кредитном договоре условий, ущемляющих права потребителя, в соответствии с которыми с кредитного счета Шабаевой О.В. были списаны денежные средства на оплату по договору оказания услуг в пользу общества с ограниченной ответственностью "Финансовый ассистент" в размере 80 000 рублей, а также сертификата "Юрист в дорогу" в размере 99 000 рублей.
Определением от 20.06.2023 управление отказало в возбуждении в отношении АО "Экспобанк" дела об административном правонарушении по статье 14.8 КоАП РФ, однако объявлено предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от 21.06.2023.
Не согласившись с определением от 20.06.2023, Шабаева О.В. обратилась в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требования, суды исходили из отсутствия у административного органа правовых оснований для проведения контрольно-надзорных мероприятий и, соответственно, оснований для возбуждения дела об административном правонарушении.
Рассматривая настоящее дело, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Согласно пункта 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поступившие сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении и подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, которые при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, могут возбудить дело об административном правонарушении.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.03.2021 N 9-П, связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на событие правонарушения, КоАП РФ исключает возможность начала производства по делу, в частности, при отсутствии события или состава административного правонарушения (пункты 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Соответственно, принятие процессуального решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в таковом по обращению заявителя требует, кроме прочего, проверки содержащихся в нем данных, указывающих на имевшее место административное правонарушение, и не предполагает, что это решение принимается по одному только факту поступления названного обращения.
Проверка содержащихся в обращении физического или юридического лица данных, указывающих на событие административного правонарушения, в целях установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения дела об административном правонарушении может осуществляться путем проведения мероприятий по контролю, предусмотренных Законом N 248-ФЗ или иными нормативными актами, при наличии закрепленных в них оснований для контрольных мероприятий.
Вместе с тем, КоАП РФ также предусматривает процессуальные механизмы получения доказательств по делу и производства по нему, включая возможность проведения административного расследования, которое согласно абзацам 2, 3 подпункта "а", подпункту "д" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 5) представляет собой комплекс процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Вышеуказанные процессуальные механизмы, установленные КоАП РФ, по общему правилу, предполагают получение доказательств в ходе производства по делу об административном правонарушении, то есть с момента возбуждения дела об административном правонарушении (часть 4 статьи 28.1 КоАП РФ).
В свою очередь, часть 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ, введенная Федеральным законом от 14.07.2022 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 290-ФЗ), устанавливает, что дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 данной статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.5 данной статьи и статьей 28.6 данного Кодекса.
Законом N 290-ФЗ также внесены изменения в часть 3 статьи 28.1 КоАП РФ и определено, что возбуждение дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 данной статьи при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, допускается за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 данной статьи.
Согласно примечанию к данной статье в редакции вышеуказанного Закона положения части 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Законами N 248-ФЗ N 294-ФЗ.
Анализ приведенных выше законоположений позволяет прийти к выводу о том, что дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не может быть возбуждено без проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверки и оформления акта по результатам такого мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом (апелляционное определение апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2022 N АПЛ22-503, вынесенное по результатам проверки законности решения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.08.2022 N АКПИ22-494).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что соответствующие положения Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Закон N 353-ФЗ), Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), на нарушение которых сослалась Шабаева О.В., являются обязательными требованиями, проверка соблюдения которых осуществляется в порядке, предусмотренном Законом N 248-ФЗ.
Приведенные выше специальные положения статьи 28.1 КоАП РФ и иные нормы данного Кодекса не предусматривают возможности неприменения части 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ при решении административным органом вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.8 КоАП РФ, по основаниям, указанным в части 1 указанной статьи (в том числе при рассмотрении обращений граждан и организаций).
При этом как на момент поступления жалобы Шабаевой О.В. в административный орган, так и на дату вынесения оспариваемого определения по факту данного обращения, проведение контрольных мероприятий во взаимодействии с проверяемым лицом в порядке, предусмотренном Законами N 248-ФЗ и N 294-ФЗ, было невозможно в силу ограничений, предусмотренных положениями Постановления N 336.
Следовательно, у управления в рассматриваемом случае имелись законодательно установленные препятствия для самостоятельного возбуждения дела об административном правонарушении и, как следствие, сбора с использованием процедур, установленных КоАП РФ, доказательств, подтверждающих факт его совершения.
Вместе с тем, изложенное выше, с учетом объявления управлением АО Экспобанк" предостережения от 21.06.2023 о недопустимости нарушения обязательных требований предусмотренных положениями Законов N 353-ФЗ и N 2300-1, не является в данном случае достаточным основанием для вынесения определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении применительно к пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ (отсутствие состава административного правонарушения) без принятия всех возможных мер, направленных на проверку изложенных в обращении гражданина обстоятельств на предмет наличия в них признаков состава правонарушения.
В частности, при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 28.4 КоАП РФ).
В данном случае административный орган не представил доказательств направления мотивированного обращения к прокурору на предмет возможности принятия им процессуального решения по вопросу о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ, пункт 2 статьи 22, пункт 3 статьи 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", далее - Закон N 2202-1) либо проведении прокурорской проверки с привлечением представителей управления (пункт 13 статьи 21 Закона N 2202-1) или направлении требования о проведении контрольного (надзорного) мероприятия уполномоченным контрольным (надзорным) органом на основании поступивших в органы прокуратуры материалов, свидетельствующих о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (пункт 1.1 статьи 22 N 2202-1, абзац 5 подпункта "б" пункта 3 Постановления N 336).
Следовательно, отсутствуют основания полагать, что вышеуказанные положения законодательства управлением были учтены.
Однако, в настоящее время оснований для отмены обжалуемых судебных актов и признания незаконным определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении не имеется, ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о защите прав потребителей и о потребительском кредите (займе) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения правонарушения.
Деяния АО "Экспобанк", которые гражданин полагает образующими состав правонарушения по статье 14.8 КоАП РФ, относятся к сфере защиты прав потребителей, в том числе в сфере потребительского кредитования, и совершены 25.11.2022 (заключение договора, списание денежных средств в счет оплаты дополнительных услуг).
Данные деяния с учетом объективной стороны нарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 14.8 КоАП РФ, в случае признания их доказанными не являются длящимися, при этом в рассматриваемом случае не имеет значения срок действия договоров о потребительском кредите или о страховании (постановление Верховного Суда Российской Федерации от 19.08.2013 N 59-АД13-2, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17144/12).
Следовательно, на момент рассмотрения дела судом кассационной инстанции срок давности привлечения к административной ответственности по спорным деяниям истек.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
При этом в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 13.1 Постановления N 5 в постановлении о прекращении производства по делу, вынесенном в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, не могут содержаться выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого подлежало возбуждение дело об административном правонарушении.
Вместе с тем, суд округа из положений законодательства, регулирующих производство по делам об административных правонарушениях, не усматривает, что управлению в рассматриваемой ситуации предоставлено право на осуществление в порядке, установленном КоАП РФ, мероприятий, направленных на установление факта совершения административного правонарушения, по которому истек срок давности.
Отмеченные в кассационной жалобе примеры судебной практики со ссылкой на абзац 6 пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", отклоняются, поскольку указанные судебные акты не имеют преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела, основаны на иных доказательствах, приняты при установлении иных фактических обстоятельств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ, подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 октября 2023 года по делу N А19-15782/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.И. Коренева |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
При этом в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 13.1 Постановления N 5 в постановлении о прекращении производства по делу, вынесенном в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, не могут содержаться выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого подлежало возбуждение дело об административном правонарушении.
...
Отмеченные в кассационной жалобе примеры судебной практики со ссылкой на абзац 6 пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", отклоняются, поскольку указанные судебные акты не имеют преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела, основаны на иных доказательствах, приняты при установлении иных фактических обстоятельств."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 марта 2024 г. N Ф02-923/24 по делу N А19-15782/2023