город Иркутск |
|
01 апреля 2024 г. |
Дело N А33-15846/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кореневой Т.И.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Агаевым М.М.,
при содействии Арбитражного суда Кемеровской области и Третьего арбитражного апелляционного суда, осуществляющих организацию видеоконференц-связи,
при участии в судебном заседании представителей:
Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области - Кузбассу - Хлыновской О.А. (доверенность от 19.01.2024, диплом, паспорт),
общества с ограниченной ответственностью "Телекоммуникационная компания Телезон" - Демьяненко А. М. (доверенность от 20.06.2023, диплом, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области - Кузбассу на решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 июля 2023 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 05 декабря 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области - Кузбассу (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Телекоммуникационная компания Телезон" (далее - общество) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19 июля 2023 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 05 декабря 2023 года, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что обществу вменяется осуществление предпринимательской деятельности при отсутствии реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий при оказании услуг связи, вменяемое нарушение является длящимся, срок давности привлечения к ответственности следует исчислять с даты выявления должностным лицом факта его совершения.
Общество в отзыве на кассационную жалобу против ее доводов возразило, ссылаясь на их несостоятельность.
Определением от 29.02.2024 рассмотрение кассационной жалобы отложено на 28.03.2024.
Определением от 25.03.2024 в составе судей, рассматривающих кассационную жалобу, в соответствии со статьей 18 АПК РФ судья Левошко А.Н. заменен на судью Рудых А.И. Рассмотрение кассационной жалобы осуществлено с самого начала.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе; представитель общества возражал по доводам жалобы, указал на их необоснованность.
Проверив в порядке главы 35 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно неё, суд округа приходит к следующим выводам.
ООО "ТК Телезон" является владельцем лицензий от 31.03.2020 N 179733 на оказание услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа.
В административный орган поступило письмо УФСБ России от 18.04.2023 N 96/16/2-1693 с сообщением о том, что обществом не реализована на принадлежащей сети электросвязи возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий, что создает предпосылки к возникновению угроз безопасности Российской Федерации в части борьбы с терроризмом и экстремизмом.
По факту допущенных грубых нарушений лицензионных требований составлен протокол об административном правонарушении от 16.05.2023 N АП-42/2/369 по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Отказывая в удовлетворении требования, арбитражные суды исходили из пропуска Управлением срока давности привлечения общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд округа приходит к следующим выводам.
В рассматриваемом случае судами установлено, что УФСБ России по Кемеровской области был согласован План мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий на узле местной телефонной связи общества в г. Кемерово Кемеровской области (далее - План внедрения ТС ОРМ) со сроком реализации - июнь 2019 года. 11.10.2019 на основании обращения общества было согласовано увеличение сроков План внедрения ТС ОРМ до февраля 2020 года.
Начальником УФСБ России по Кемеровской области 28.02.2020 согласован План мероприятий по внедрению ИС БД ОРМ на сетях связи общества в Кемеровской области (далее - План внедрения ИС БД ОРМ) со сроком реализации - сентябрь 2020 года.
Согласно письму УФСБ России по Кемеровской области от 18.04.2023 N 96/16/2-1693, в августе 2021 года в адрес оператора связи направлен план мероприятий по внедрению технических средств, обеспечивающих ОРМ на сети документальной электросвязи общества в г. Кемерово Кемеровской области. Срок реализации ТС ОРМ - март 2022 года, ИС БД ОРМ - октябрь 2022 года.
Утвержденный со стороны оператора связи план мероприятий в адрес УФСБ не вернулся.
Поскольку Планами по внедрению ТС ОРМ и ИС БД ОРМ на узле местной телефонной связи общества в г. Кемерово установлены сроки их реализации до марта 2022 года и до октября 2022 года, суды пришли к выводу, что правонарушение длящимся не является.
Между тем, судами не учтено, что согласно протокола об административном правонарушении, обществу вменяется не нарушение сроков выполнения указанных Планов, а осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при отсутствии реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий при оказании услуг связи.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение требований и условий, предусмотренных лицензией.
В рассматриваемом случае пунктом 2 статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" и лицензионными требованиями на оператора связи ООО "ТК Телезон" возложена обязанность реализовать установленные федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию, с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Необеспечение реализации оператором связи указанных требований является грубым нарушением лицензионных требований (пункт 15 Постановления Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации").
Объективная сторона правонарушения выражается в неисполнении требований: пункта 2 статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи"; пунктов 4, 7 Постановления Правительства РФ от 27.08.2005 N 538 "Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность".
Субъективная сторона правонарушения заключается в том, что общество обязано было выполнить все необходимые действия для принятия мер по соблюдению действующего законодательства в области связи.
Неисполнение данного требования влечет за собой факт осуществления деятельности на основании лицензии с нарушением лицензионных требований. То есть, оператор связи оказывает услуги связи абонентам длительный период, при этом им не выполняются лицензионные требования. Фактически оказываются услуги связи без специальных средств связи, предназначенных для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Поскольку данное нарушение выражено в длительном неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязанностей, возложенных на оператора связи требованиями законодательства Российской Федерации и условиями выданных лицензий, оно является длящимся.
Учитывая, что правонарушение Управлением обнаружено из письма УФСБ 24.04.2023 и на дату объявления резолютивной части решения судом первой инстанции (12.07.2023) 90 дней не истекли, вывод судов об отказе в удовлетворении требований Управления со ссылкой на истечение срока давности привлечения к административной ответственности ошибочен и основан на неверном толковании судами положений части 1 статьи 4.5 и части 4 статьи 14.1 КоАП РФ применительно к установленным ими обстоятельствам.
При таком положении суд округа считает, что доводы Управления о вмененном обществу нарушении в виде осуществления предпринимательской деятельности при отсутствии реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а не в виде нарушения сроков выполнения определенных работ, является обоснованными, а выводы судов относительно квалификации правонарушения как не длящегося - ошибочными.
Вместе с тем, суд округа исходит также из следующего.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении шестидесяти календарных дней (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении девяноста календарных дней) со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
В рассматриваемом случае датой обнаружения правонарушения является 24.04.2023, следовательно, течение срока давности привлечения к административной ответственности за рассматриваемое нарушение начинается с 25.04.2023 и истекает в июле 2023 года.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим дальнейшее производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования Управления о привлечении общества к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоаП РФ в связи с истечением в настоящее время срока давности, согласно часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ.
То обстоятельство, что срок давности привлечения общества к административной ответственности по ч.4 ст. 14.1 КоаП РФ не истек на день вынесения резолютивной части решения суда первой инстанции (на 12.07.2023), в настоящее время не имеет для данного дела правового значения.
В связи с чем обжалуемые судебные акты согласно пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 июля 2023 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 05 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.И. Коренева |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
...
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим дальнейшее производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования Управления о привлечении общества к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоаП РФ в связи с истечением в настоящее время срока давности, согласно часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ.
То обстоятельство, что срок давности привлечения общества к административной ответственности по ч.4 ст. 14.1 КоаП РФ не истек на день вынесения резолютивной части решения суда первой инстанции (на 12.07.2023), в настоящее время не имеет для данного дела правового значения."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 апреля 2024 г. N Ф02-86/24 по делу N А33-15846/2023