город Иркутск |
|
27 октября 2017 г. |
Дело N А78-13868/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бандурова Д.Н.,
судей: Бурковой О.Н., Первушиной М.А.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 марта 2017 года по делу N А78-13868/2016 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции: Архипенко Т.В.; суд апелляционной инстанции: Капустина Л.В., Бушуева Е.М., Скажутина Е.М.),
установил:
администрация сельского поселения "Верх-Читинское" (ОГРН 1057524018716, ИНН 7524012430, Забайкальский край, с. Верх-Чита, далее - администрация, истец) обратилась в арбитражный суд с иском к Министерству территориального развития Забайкальского края (ОГРН 1087536008713, ИНН 7536095857, г. Чита), Министерству финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108, ИНН 7536095230, г. Чита ) о взыскании за счет казны Забайкальского края 1 164 464 рублей убытков в связи с невыплатой субсидий на мероприятия по подготовке документов территориального планирования.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального района "Читинский район" (далее - третье лицо).
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 21 декабря 2016 года Забайкальский край в лице Министерства финансов Забайкальского края привлечен в качестве соответчика к участию в деле и исключен из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 21 марта 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2017 года, исковые требования удовлетворены частично: с Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу администрации сельского поселения "Верх-Читинское" взыскано 1 162 662 рубля 73 копеек, в удовлетворении остальных требований отказано.
Министерство финансов Забайкальского края обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что выводы судов о наличии оснований для взыскания убытков сделаны без исследования обстоятельств наличия вины министерства; указывает, что судами не учтено, что полномочия по подготовке и утверждению документов территориального планирования возложены на органы местного самоуправления; отмечает, что у министерства отсутствуют полномочия по распределению средств бюджета по статьям расходов и получателям бюджетных средств.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (информация о рассмотрении кассационной жалобы также размещена в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в суд округа не направили, в связи с чем, жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах, определённых статьёй 286 этого же Кодекса.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Забайкальского края и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Правительства Забайкальского края от 31.10.2012 N 473 утверждена краевая долгосрочная целевая программа "Территориальное планирование и обеспечение градостроительной деятельности на территории Забайкальского края (2013- 2015 годы)", в перечень мероприятий которой включено оказание государственной поддержки из бюджета Забайкальского края городским и сельским поселениям, городским округам Забайкальского края в виде субсидий местным бюджетам на мероприятия по подготовке документов территориального планирования в рамках аналогичных программ, реализуемых за счет местных бюджетов (пункт 6.4.1).
Постановлением администрации сельского поселения "Верх-Читинское" от 09.04.2013 N 84 утверждена долгосрочная целевая программа "Территориальное планирование и обеспечение градостроительной деятельности на территории сельского поселения "Верх-Читинское" (2013-2015 годы)".
Согласно закону Забайкальского края от 26.12.2012 N 776-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" на реализацию мероприятий программы предусмотрено 5 000 000 рублей.
В целях реализации краевой долгосрочной целевой программы Министерством территориального развития Забайкальского края и администрацией муниципального района "Читинский район" подписаны соглашения от 29.04.2013, 22.06.2014, 30.07.2015, которыми Минтерразвития Забайкальского края обязалось в том числе обеспечить предоставление субсидии на разработку проекта генерального плана городского поселения "Верх-Читинское" (в частности, 918 885 рублей 49 копеек по соглашению от 22.06.2014).
Администрация сельского поселения "Верх-Читинское" (заказчик) по результатам открытого аукциона в электронной форме заключила с обществом с ограниченной ответственностью "Корпус" (исполнитель) муниципальный контракт от 27.08.2013 N 0191300020413000096-0208657-01, предметом которого стали отношения по разработке исполнителем и оплате заказчиком проекта генерального плана сельского поселения "Верх-Читинское" Читинского района Забайкальского края по цене 1 312 693 рублей 55 копееек (пункты 1.1, 2.1). Размер финансирования работ из краевого бюджета составил 918 885 рублей 49 копеек (70%) (пункт 2.5).
Администрацией сельского поселения "Верх-Читинское", администрацией муниципального района "Читинский район" и Минтерразвития Забайкальского края выполнены условия, предусмотренные Порядком, для получения субсидии в 2013 - 2015 годах.
Минтерразвития Забайкальского края направляло в Министерство финансов плановые реестры расходных обязательств распорядителя средств бюджета края на каждый финансовый год и заявки на финансирование. Однако обязательства краевого бюджета перед муниципальным районом "Читинский район", установленные соглашениями с Минтерразвития Забайкальского края, полностью не исполнены. Из бюджета Забайкальского края в 2013 году Минтерразвития Забайкальского края на указанные цели вместо предусмотренных 5 000 000 выделено 1 00 000 рублей, распределенные в соответствии с реестром получателей субсидий с учетом очередности. В 2013 году администрации сельского поселения "Верх-Читинское" субсидия не была предоставлена. В 2014, 2015 годах финансирование из бюджета Забайкальского края на выплату субсидий местным бюджетам на осуществление мероприятий по подготовке документов территориального планирования не осуществлялось.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Забайкальского края от 24 июня 2016 года по делу N А78-5661/2016 в связи с неисполнением обязательства по оплате работ, заказанных по муниципальному контракту от 27.08.2013 N 0191300020413000096-0208657-01, с муниципального образования сельское поселение "Верх-Читинское" муниципального района Читинский район Забайкальского края в лице администрации сельского поселения "Верх-Читинское" за счет средств казны в пользу исполнителя работ - общества с ограниченной ответственностью "Корпус" взыскано 921708 рублей 88 копеек задолженности по контракту, 255 591 рублей 59 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, 5 000 рублей расходов на оплату услуг представителя и 24 773 рублей расходов на уплату государственной пошлины, с 13.05.2016 - проценты за пользование чужими денежными средствами на сумму основного долга 921708 рублей 88 копеек по день уплаты задолженности в полном объеме.
27.06.2016 Минтерразвития Забайкальского края и администрация муниципального района "Читинский район" заключили соглашение о предоставлении в 2016 году из бюджета Забайкальского края субсидии бюджету Читинскому района на реализацию мероприятий по подготовке документов территориального планирования. В 2016 году администрации муниципального района "Читинский район" предоставлена субсидия на указанные цели в размере 715 072 рублей. В 2016 году администрации сельского поселения "Верх-Читинское" перечислена субсидия в размере 43 010 рублей.
Неисполнение Забайкальским краем обязательства по предоставлению администрации сельского поселения "Верх-Читинское" субсидии в размере, установленном соглашением между Министерством территориального развития Забайкальского края и администрацией муниципального района "Читинский район", стало основанием обращения истца в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, установив, что неисполнение Забайкальским краем своего обязательства по соглашениям о выплате субсидий повлекло на стороне истца убытки в виде взысканных в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде по иску исполнителя муниципального контракта денежных средств, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Предметом иска по настоящему делу является требование администрации муниципального образования о взыскании убытков, возникших в связи с невыплатой субъектом Российской Федерации субсидий на мероприятия по подготовке документов территориального планирования.
На основании пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Исходя из пункта 3 названной статьи, цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Согласно части 2 указанной статьи арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, учитывая, что Забайкальский край является обязанным лицом по соглашениям и лицом, ответственным за неисполнение обязательства, в лице его финансового органа - Министерства финансов Забайкальского края (на основании постановления Правительства Забайкальского края от 31.10.2012 N 473, соглашений от 29.04.2013, 22.06.2014, 30.07.2015 между администрацией муниципального района "Читинский район" и Минтерразвития Забайкальского края), установив факт невыплаты истцу субсидии из краевого бюджета, что повлекло на стороне истца убытки перед исполнителем по муниципальному контракту в размере основного долга, процентов за пользование чужими денежными средствами, судебных расходов, суды пришли к правомерному и обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Ввиду изложенного доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований подлежат отклонению как не соответствующие установленным по делу фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводы заявителя о том, что выводы судов о наличии оснований для взыскания убытков сделаны без исследования обстоятельств наличия вины министерства подлежат отклонению, поскольку согласно пункту 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное; отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
Доводы заявителя жалобы о том, что у Министерства финансов Забайкальского края отсутствуют полномочия по распределению средств бюджета по статьям расходов и получателям бюджетных средств подлежат отклонению с учетом положений пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", Положения о Министерстве финансов Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 N 93.
Неправильного применения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 марта 2017 года по делу N А78-13868/2016 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.Н. Бандуров |
Судьи |
О.Н. Буркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя о том, что выводы судов о наличии оснований для взыскания убытков сделаны без исследования обстоятельств наличия вины министерства подлежат отклонению, поскольку согласно пункту 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное; отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
Доводы заявителя жалобы о том, что у Министерства финансов Забайкальского края отсутствуют полномочия по распределению средств бюджета по статьям расходов и получателям бюджетных средств подлежат отклонению с учетом положений пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", Положения о Министерстве финансов Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 N 93."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 октября 2017 г. N Ф02-5177/17 по делу N А78-13868/2016