город Иркутск |
|
08 апреля 2024 г. |
Дело N А74-4562/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алферова Д.Е.,
судей Кушнаревой Н.П., Яцкевич Ю.С.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы веб-конференции помощником судьи Иванчиковым В.С.
при участии в судебном заседании представителя автономного учреждения Республики Хакасия "Государственная экспертиза Республики Хакасия" Оседко Елены Николаевны (доверенность от 12.01.2024, паспорт, диплом), представителя общества с ограниченной ответственностью "Меклен" Чеботарева Владимира Александровича (доверенность от 20.10.2023, паспорт, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу автономного учреждения Республики Хакасия "Государственная экспертиза Республики Хакасия" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 23 октября 2023 года по делу N А74-4562/2023, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 декабря 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Автономное учреждение Республики Хакасия "Государственная экспертиза Республики Хакасия" (ОГРН 1101901000805, ИНН 1901093820, далее - истец, учреждение, АУ РХ "Госэкспертиза Хакасия") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Меклен" (ОГРН 1191901000807, ИНН 1901140439, далее - ответчик, общество, ООО "Меклен") о взыскании 348 531 рубля 07 копеек долга по договорам N 7-Г/22 и N 94-Г/22, 35 734 рублей 15 копеек неустойки, начисленной за период с 23.02.2022 по 25.06.2023, с последующим начислением неустойки, начиная с 26.06.2023 по день фактического исполнения обязательств, а также 226 рублей 20 копеек судебных (почтовых) расходов.
ООО "Меклен" был предъявлен встречный иск о признании недействительными пункта 4.1 договора от 29.08.2022 N 94-Г/22; и договора от 15.02.2022 N 7-Г/22 в целом.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 23 октября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 декабря 2023 года, первоначальный иск удовлетворен частично: с ООО "Меклен" в пользу АУ РХ "Госэкспертиза Хакасия" взыскано 237 470 рублей 44 копейки долга, 31 282 рубля 77 копеек неустойки, а также 7 473 рубля 04 копейки расходов по уплате государственной пошлины и 158 рублей 20 копеек судебных расходов, произведено дальнейшее начисление неустойки, начиная с 26.06.2023 на сумму долга в размере 237 470 рублей 44 копейки по день фактической уплаты долга, исходя из одной трёхсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Банка России, от не уплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Встречный иск ООО "Меклен" удовлетворен частично: признан недействительным в силу ничтожности пункт 4.1 договора от 29.08.2022 N 94-Г/22, заключённого между АУ РХ "Госэкспертиза Хакасия" и ООО "Меклен", взыскано с АУ РХ "Госэкспертиза Хакасия" в пользу ООО "Меклен" 6 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части встречного иска отказано.
В результате зачета взаимных требований с ООО "Меклен" в пользу АУ РХ "Госэкспертиза Хакасия" взыскано 237 470 рублей 44 копейки долга, 31 282 рубля 77 копеек неустойки, а также 1 473 рубля 04 копейки расходов по уплате государственной пошлины и 158 рублей 20 копеек судебных расходов. АУ РХ "Госэкспертиза Хакасия" из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, АУ РХ "Госэкспертиза Хакасия" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их изменить в части отказа в удовлетворении требований истца с принятием в этой части судебного акта об удовлетворении иска в полном объеме, в части частичного удовлетворения встречного иска с принятием в этой части нового судебного акта об отказе в удовлетворении встречного иска, отменить судебные акты в части зачета взаимных требований.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что ответчиком по объекту "Строительство централизованной системы водоснабжения в с. Боград" заявление на проведение повторной государственной экспертизы проектной документации в объеме проверки сметной стоимости было подано по пункту 45.13 Порядка организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 (далее - Положение N145), в связи с чем размер платы за проведение повторной государственной экспертизы в объеме проверки сметной стоимости должен составлять 30% стоимости первичной государственной экспертизы, что подтверждается пунктом 18 "Таблица вопросов по разъяснению положений постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и приказа Минстроя России от 21.07.2021 N 500/пр "О внесении изменений в Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утверждённую приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 N 841/пр". Указывает, что на момент подачи заявления на повторную экспертизу по данному объекту контракт на строительство заключен не был, в связи с чем основания для применения размера платы за проведение повторной государственной экспертизы по пункту 45.14 Положения N145 отсутствовали. Полагает, что пунктами 45.13 и 45.14 Положения N145 предусмотрены разный порядок оплаты и разный порядок проведения экспертизы.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Меклен" указало на необоснованность кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель АУ РХ "Госэкспертиза Хакасия" поддержал доводы кассационной жалобы, представитель ООО "Меклен" полагал кассационную жалобу необоснованной.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах, определенных статьей 286 этого же Кодекса.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Хакасия и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между учреждением (исполнитель) и обществом (заказчик) заключён договор от 15.02.2022 N 7-Г/22 (далее договор N 7-Г/22) на проведение государственной экспертизы проектной документации (включая проверку сметной стоимости) и результатов инженерных изысканий по объекту: "Реконструкция здания вспомогательного назначения (гараж) под административное здание, расположенное по адресу: г. Абакан, ул. Советская, 173Б" (пункт 1.1 договора).
Стоимость оказываемых услуг составляет 237 470 рублей 44 копейки, оплачивается в размере 100% стоимости услуг в течение 5 рабочих дней с момента подписания договора (пункты 4.1, 4.2 договора).
Исполнителем выставлен заказчику счёт от 15.02.2022 N 0034 на оплату стоимости проведения государственной экспертизы по договору N 7-Г/22 в сумме 237 470 рублей 44 копейки.
Пунктами 5.7 и 5.8 договора N 7-Г/22 предусмотрена ответственность заказчика в виде неустойки в случае просрочки исполнения обязательств по договору.
По результатам исполнения договорных обязательств сторонами подписан акт об оказании услуг от 06.02.2023 N 0000-0049 на сумму 237 470 рублей 44 копейки.
Каких либо замечаний заказчика по срокам, объёму, качеству оказанных услуг в указанном документе не зафиксировано.
Также между учреждением (исполнитель) и обществом (заказчик) заключен договор от 29.08.2022 N 94-Г/22 (далее договор N 94-Г/22) на проведение повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости по объекту: "Строительство централизованной системы водоснабжения в с. Боград" (пункт 1.1 договора).
Стоимость оказываемых услуг составляет 333 181 рубль 91 копейка.
Исполнителем выставлен заказчику счёт на оплату стоимости проведения государственной экспертизы по договору N 94-Г/22 в сумме 333 181 рубль 91 копейка.
Пунктами 5.7 и 5.8 договора N 94-Г/22 предусмотрена ответственность заказчика в виде неустойки в случае просрочки исполнения обязательств по договору.
По результатам исполнения договорных обязательств сторонами подписан акт об оказании услуг от 22.02.2023 N 0000-0109 на сумму 333 181 рубль 91 копейка.
Каких либо замечаний заказчика по срокам, объёму, качеству оказанных услуг в указанном документе не зафиксировано.
Претензии истца об оплате задолженности по договорам ответчик отклонил, указав на необходимость компенсации задолженности по договору N 7-Г/22 в рамках договора от 29.07.2021 N 1, заключённого между учреждением (заказчиком) и обществом (исполнителем) на разработку документации в отношении объекта "Реконструкция здания вспомогательного назначения (гараж) под административное здание, а также указав на неверное определение в договоре N 94-Г/22 размера регулируемой платы за проведение государственной экспертизы, составляющей по расчету ответчика 222 121 рубль 28 копеек (20% от стоимости государственной экспертизы).
Платёжным поручением от 04.04.2023 N 69 на сумму 222 121 рубль 28 копеек общество оплатило услуги учреждения, оказанные в рамках договора N 94-Г/22.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг в рамках договоров N 7-Г/22 и N 94-Г/22, учреждение обратилось в арбитражный суд с первоначальным иском.
В обоснование встречного иска общество указало, что договор N 7-Г/22 является недействительным в связи с его заключением в рамках исполнения обязательств по договору от 29.07.2021 N 1 и в интересах учреждения, а не в собственных интересах общества. Применительно к пункту 4.1 договора N 94-Г/22 общество указало на его недействительность в части установления размера платы свыше 222 121 рубля 28 копеек в силу противоречия Положению N145.
Удовлетворяя первоначальный и встречный иски в части, на основании оценки представленных в дело доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ, руководствуясь положениями статей 168, 170, 329, 330, 421, 431.1, 432, 702, 779, 781, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктов 45.13, 45.14, 57.1 и 58 Положения N 145, суды исходили из отсутствия оснований для признания недействительным договора N 7-Г/22, недействительности пункта 4.1 N 94-Г/22 в силу его несоответствия пункту 57.1 Положения N145, наличия у общества перед учреждения основного долга по договору N 7-Г/22 в заявленном размере и неустойки с исключением из периода начисления неустойки моратория на возбуждение дел о банкротстве, отсутствия у ответчика перед истцом долга по договору N 94-Г/22 с учетом оплаты проведения повторной государственной экспертизы в размере в соответствии с пунктом 57.1 Положения N145. Судебные расходы распределены судами пропорционально удовлетворенным исковым требованиям, осуществлен зачет взаимных требований.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по результатам рассмотрения кассационной жалобы не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
В силу части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 настоящего Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьёй в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Согласно Положению N 145 размер платы за проведение государственной экспертизы является регулируемым.
В соответствии с пунктом 45 Положения N 145 экспертной оценке при проведении повторной государственной экспертизы подлежит часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией и (или) результатами инженерных изысканий, в отношении которых была ранее проведена государственная экспертиза.
Пункты 45.13 и 45.14 Положения N 145 предусматривают случаи проведения повторной государственной экспертизы проектной документации в объеме проверки сметной стоимости строительства.
Пунктом 57.1 Положения N 145 установлено, что за проведение государственной экспертизы проектной документации в объёме проверки сметной стоимости, осуществляемой без проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и оценки соответствия проектной документации, взимается плата в размере 20 процентов стоимости государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, рассчитанной на день представления документов для проведения государственной экспертизы проектной документации в объёме проверки сметной стоимости.
Пунктом 58 Положения N 145 установлено, что за проведение повторной государственной экспертизы взимается плата в размере 30 процентов размера платы за проведение первичной государственной экспертизы, рассчитанной на дату заключения договора о проведении повторной государственной экспертизы.
По вопросам применения Положения N 145 Федеральным автономным учреждением "Главгосэкспертиза России" даны разъяснения подведомственным учреждениям в виде "Таблицы вопросов по разъяснению положений постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и приказа Минстроя России от 21.07.2021 N 500/пр "О внесении изменений в Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утверждённую приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 N 841/пр". В ответе на вопрос 20 разъяснено, что при расчёте стоимости за проведение повторной государственной экспертизы проектной документации в объёме проверки сметной стоимости строительства, предусмотренной пунктом 45.14 Положения N 145, необходимо применять пункт 57.1 Положения N 145, которым предусмотрено, что за проведение государственной экспертизы проектной документации в объёме проверки сметной стоимости, осуществляемой без проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и оценки соответствия проектной документации, взимается плата в размере 20 процентов стоимости государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, рассчитанной на день представления документов для проведения государственной экспертизы проектной документации в объёме проверки сметной стоимости.
С учетом аналогичности объема работ в соответствии с пунктами 45.13 и 45.14 Положения N 145, ответа на вопрос N 20 вышеуказанной таблицы, а также наличия у нормы пункта 57.1 специального характера (общеправовой принцип приоритета нормы специального характера перед нормой общего характера) применительно к установлению размера платы за проведение государственной экспертизы проектной документации в объёме проверки сметной стоимости, осуществляемой без проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и оценки соответствия проектной документации, суды пришли к правильному выводу о несоответствии пункта 4.1 договора N 94-Г/22 императивному пункту 57.1 Положения N145, необходимости определения размера платы по договору N 94-Г/22 в соответствии с пунктом 57.1 Положения N145 (222 121 рубль 28 копеек), а не в соответствии с пунктом 58 Положения N145 (333 181 рубль 91 копейка).
Ответ на вопрос N 18 таблицы дан по иной, нежели рассматриваемая ситуация, и не влияет на правильность выводов судов.
Доводы кассационной жалобы о разном порядке оплаты специального объема работ по пунктам 45.13 и 45.14 Положения N 145 отклоняются судом округа за необоснованностью как противоречащие вышеуказанному правовому регулированию.
Оснований не согласиться с выводами судов суд кассационной инстанции не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела установлены судами, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права. Указанный в решении суда расчет является верным, расчет кассатора не соответствует расчету, представленному с иском и определенному судом размеру оплаты услуг за проведение государственной экспертизы.
Зачет требований в решении правомерно произведен судами в соответствии с частью 5 статьи 170 АПК РФ.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом судебного рассмотрения и получили надлежащую оценку судов. Доводы кассационной жалобы, по существу, свидетельствуют не о нарушении судами норм права, а о несогласии ее подателей с данной судами оценкой фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств; переоценка доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 23 октября 2023 года по делу N А74-4562/2023, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 декабря 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.Е. Алферов |
Судьи |
Н.П. Кушнарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом аналогичности объема работ в соответствии с пунктами 45.13 и 45.14 Положения N 145, ответа на вопрос N 20 вышеуказанной таблицы, а также наличия у нормы пункта 57.1 специального характера (общеправовой принцип приоритета нормы специального характера перед нормой общего характера) применительно к установлению размера платы за проведение государственной экспертизы проектной документации в объёме проверки сметной стоимости, осуществляемой без проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и оценки соответствия проектной документации, суды пришли к правильному выводу о несоответствии пункта 4.1 договора N 94-Г/22 императивному пункту 57.1 Положения N145, необходимости определения размера платы по договору N 94-Г/22 в соответствии с пунктом 57.1 Положения N145 (222 121 рубль 28 копеек), а не в соответствии с пунктом 58 Положения N145 (333 181 рубль 91 копейка)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 апреля 2024 г. N Ф02-1021/24 по делу N А74-4562/2023