город Иркутск |
|
09 апреля 2024 г. |
Дело N А19-27249/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Ананьиной Г.В., Рудых А.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 октября 2023 года по делу N А19-27249/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования города Братска (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (далее - министерство финансов, ответчик) о возмещении убытков в размере 2 318 269 рублей 72 копеек, из которых: 2 312 571 рубль убытков, понесенных в связи с обеспечением жилым помещением гражданки Черниго С.А., 5 698 рублей 72 копейки судебных расходов по уплате государственной пошлины.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство социального развития).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 03 октября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2023 года, исковые требования удовлетворены частично, с Иркутской области в лице министерства финансов за счет казны Иркутской области в пользу администрации взысканы убытки в сумме 2 312 571 рубля, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, министерство финансов обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило решение и постановление судов отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Заявитель жалобы оспаривает выводы судов о наличии оснований для взыскания с Иркутской области в лице министерства финансов убытков, полагает, что обеспечение жилыми помещениями лиц, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, не относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (Иркутской области) и должно производиться за счет средств Российской Федерации; главным распорядителем бюджетных средств Иркутской области в сфере социальной поддержки инвалидов является министерство социального развития, а не министерство финансов; администрацией при предоставлении жилого помещения Черниго С.А. необоснованно превышена установленная законодательством норма предоставления.
Министерство социального развития в представленном отзыве полагало кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Администрация в представленном ходатайстве просила провести судебное заседание в отсутствие своих представителей, полагала кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Участвующие в деле лица уведомлены о времени и месте рассмотрения жалобы в соответствии с требованиями статей 123, 186 АПК РФ, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса не является препятствием для рассмотрения жалоб в их отсутствие.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Братского городского суда Иркутской области от 21 марта 2022 года по гражданскому делу N 2-688/2022 на администрацию возложена обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке Черниго С.А., страдающей хроническим заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 N 987н (далее - Перечень N 987н), принятой на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, после 01.01.2005.
Во исполнение данного решения суда общей юрисдикции администрацией Черниго С.А. по договору социального найма N 339/10/22 от 24.10.2022 предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Братск, жилой район Энергетик, ул. Приморская, д. 27, кв. 63, площадью 40,8 кв.м, рыночная стоимость которого на дату оценки (25.11.2022) составила 2 312 571 рубль.
Администрация, полагая, что расходы на предоставление жилого помещения в размере 2 312 571 рубля, а также судебные расходы, взысканные с администрации в пользу Черниго С.А. в рамках гражданского дела N 2-688/2022 в размере 5 698 рублей 72 копеек, являются убытками и подлежат возмещению за счет бюджета субъекта Российской Федерации, обратилась в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания убытков в размере 2 312 571 рубля, суды первой и апелляционной инстанций исходили из законности и обоснованности заявленных администрацией требований в соответствующей части; отказывая в удовлетворении остальной части иска, суды исходили из того, что понесенные администрацией в рамках гражданского дела N 2-688/2022 судебные расходы в размере 5 698 рублей убытками не являются.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков.
Инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, страдающих тяжелыми формами заболеваний, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди (пункт 4 части 1 статьи 51, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Перечень N 987н).
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 49 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Из системного анализа статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", разъяснений, приведенных в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016, пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", вопреки доводам министерства финансов обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Отнесение указанных расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит положениям статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, правильно применив изложенные нормы права с учетом разъяснений высших судебных инстанций по их применению, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили факт предоставления во исполнение вступившего в законную силу решения суда общей юрисдикции администрацией Черниго С.А. по договору социального найма N 339/10/22 от 24.10.2022 обособленного жилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Братск, жилой район Энергетик, ул. Приморская, д. 27, кв. 63, площадью 40,8 кв.м, с рыночной стоимостью в 2 312 571 рубль, обоснованность установления которой в ходе судебного разбирательства не оспаривалась; поскольку обязанность по возмещению расходов, понесенных в связи с обеспечением жильем лиц, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, лежит на субъекте Российской Федерации (Иркутской области), а министерство финансов является органом, уполномоченным представлять интересы указанного публично-правового образования в соответствующей сфере, суды правомерно удовлетворили иск к Иркутской области в лице министерства финансов за счет казны Иркутской области в указанной сумме.
Довод заявителя жалобы о превышении норм предоставления жилых помещений обоснованно отклонен в ходе судебного разбирательства, поскольку в муниципальном жилом фонде г.Братска свободные от прав третьих лиц изолированные жилые помещения меньшей по сравнению с предоставленной Черниго С.А. общей площадью отсутствовали, что подтверждается представленной Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации, ОГБУ "Центр государственной кадастровой оценки недвижимости" информацией и ответчиком не опровергнуто; в ином случае имело бы место неисполнение вступившего в силу судебного акта и продолжающееся нарушение прав и законных интересов Черниго С.А., страдающей тяжелой формой хронического заболевания, входящего в Перечень N 987н, вопреки изложенным выше требованиям законодательства и общеправовым принципам справедливости и гуманизма.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 октября 2023 года по делу N А19-27249/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу -без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из системного анализа статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", разъяснений, приведенных в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016, пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", вопреки доводам министерства финансов обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Отнесение указанных расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит положениям статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 апреля 2024 г. N Ф02-1237/24 по делу N А19-27249/2022