город Иркутск |
|
16 апреля 2024 г. |
Дело N А58-6469/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа помощником судьи Лю-фа-хуан Д.А.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Андреева В.А., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Ивановой А.А.,
при участии в судебном заседании до перерыва представителей муниципального казенного учреждения "Службы эксплуатации городского хозяйства" городского округа "город Якутск" - Ильиной С.А. (доверенность от 09.01.2024, диплом, служебное удостоверение), Окружной администрации города Якутска Антоновой С.Д. (доверенность от 27.02.2023, диплом, паспорт), Ильиной С.А. (доверенность от 10.01.2023),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 октября 2023 года по делу N А58-6469/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение "Служба эксплуатации городского хозяйства" городского округа "город Якутск" (далее - МКУ "СЭГХ", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее - Якутское УФАС России, Управление) о признании незаконным решения от 14.04.2023 по делу N 014-06/49-540/2023.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Окружная администрация города Якутска.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 октября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2023 года, заявленное требование удовлетворено. Решение Якутского УФАС России признано незаконным. Суд обязал антимонопольный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов МКУ "СЭГХ".
Якутское УФАС России обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой и дополнениями к ней, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования Учреждения.
В кассационной жалобе Управление приводит доводы о том, что Учреждением не доказан факт подачи заявления в суд в установленные законом сроки. Также заявитель считает, что судами не в полной мере исследованы обстоятельства дела, не дана оценка конкретным доводам антимонопольного органа, не правильно истолкованы нормы материального права, подлежащие применению. По мнению заявителя жалобы работы, перечисленные в описании объекта закупки в виде озеленения территории, относятся к благоустройству территории.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Определением суда округа от 01 марта 2024 года было удовлетворено ходатайство Управления об участии в судебном заседании 02 апреля 2024 года путем использования систем видеоконференц-связи.
В судебном заседании, проводимом с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), Учреждение и третье лицо возражали против доводов кассационной жалобы, просили оставить судебные акты без изменения. Управление явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В судебном заседании 02 апреля 2024 года, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 10 часов 40 минут 11 апреля 2024 года, о чем было размещено публичное извещение.
После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей сторон и без использования систем видеоконференц-связи. От Управления поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства, обоснованное предоставлением возможности участия представителя Управления путем онлайн-заседания.
Суд кассационной инстанции рассмотрев ходатайство Управления, не находит в соответствии с частью 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его удовлетворения.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 30.03.2023 МКУ "СЭГХ" на сайте https:zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0116300000123000434 о проведении аукциона по оказанию услуг по озеленению и текущему содержанию мест общего пользования городского округа "город Якутск".
Согласно извещению в перечень услуг указанной закупки включены работы: посадка цветов и уход за цветами (полив, прополка, удобрение). Требования к оказанию услуг предусматривают составление эскиза, подготовку почвы для высадки цветочных насаждений, уборку цветников.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 781 680 рублей. Дата окончания срока подачи заявок - 07.04.2023.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 07.04.2023 на участие подана одна заявка (N 113934285), в связи с чем аукцион признан несостоявшимся и контракт подлежал заключению с единственным участником.
В Управление поступила жалоба предпринимателя Тожибаева З.П. на аукционную документацию, в которой приведены доводы о том, что предметом закупки являются работы по благоустройству, однако в аукционной документации не установлены дополнительные требования к участникам закупки согласно пункту 9 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольный орган пришел к выводу, что работы, перечисленные в описании объекта закупки, относятся к благоустройству территории, действия заказчика в части не установления дополнительного требования, предусмотренного пунктом 9 приложения к Постановлению N 2571, нарушают положения части 4 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Комиссией Якутского УФАС России принято решение от 14.04.2023 N 014-06/49-540/2023, которым жалоба предпринимателя Тожибаева З.П. признана обоснованной, заказчик - МКУ "СЭГХ" признан нарушившим часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании данного решения заявителю было выдано предписание от 14.04.2023, в соответствии с которым в срок до 19.05.2023 необходимо внести изменения в извещение и электронные документы электронного аукциона и продлить сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Не согласившись с решением, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленное требование, исходили из того, что решение Управления не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены судебных актов в связи со следующим.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В целях выполнения работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории пунктом 9 приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки на установлены дополнительные требования о наличии у участника закупки опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории; 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта); 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Положение пункта 9 указанного приложения применяется при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 миллионов рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 миллионов рублей (пункт 3 Постановления N 2571).
Понятие благоустройства территории дано в пункте 36 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
В соответствии с пунктом 3.2 "Свода правил 82.13330.2016 Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП Ш-10-75", утвержденного Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 972/пр (далее - Свод правил), благоустройство территории: комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
Указанный свод правил устанавливает основные требования к проектным решениям, параметрам и необходимым сочетаниям элементов благоустройства при их планировке в различных градостроительных условиях (пункт 1.1 свода правил).
По мнению Управления, поскольку согласно пункту 3.23 Свода правил озеленение является элементом благоустройства, то в силу указанных выше положений Градостроительного кодекса РФ и Свода правил работы, перечисленные в описании объекта закупки, относятся к благоустройству территории.
Вместе с тем, как верно отметили судебные инстанции, под благоустройством территории понимается именно комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству и размещению объектов и прочее.
Применительно к пункту 9 приложения к Постановлению N 2571 благоустройство территории включено в одну позицию наряду с общестроительными работами.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 2571 если приложением в графе "Дополнительные требования к участникам закупки" предусмотрено несколько видов опыта выполнения работ, то соответствующим требованию о наличии опыта выполнения работ является участник закупки, обладающий хотя бы одним из таких видов опыта.
Таким образом, учитывая содержание графы "Дополнительные требования к участникам закупки" пункта 9 приложения к Постановлению N 2571, названным пунктом установлена необходимость подтверждения опыта в отношении выполнения общестроительных работ, в том числе работ по инженерной подготовке, устройству, размещению объектов как комплекса мероприятий по благоустройству территории.
В настоящем случае, озеленение, являясь лишь элементом благоустройства, не образует всего комплекса работ по благоустройству, подтверждение опыта для которого требуется в соответствии с пунктом 9 приложения к Постановлению N 2571.
Суды установили, что согласно пункту 2 Технического задания исполнитель контракта проводит работы по высадке цветов и по уходу за ними (полив, прополка, удобрение) в уже существующих и обустроенных местах общего пользования городского округа "город Якутск". Перечень услуг по закупке не предполагает проведение комплекса работ по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов и т.д.
Руководствуясь положениями Градостроительного кодекса РФ, Свода правил, Правилами благоустройства территории городского округа "город Якутск", утвержденными решением Якутской городской Думой от 30.06.2021 N 477-НПА (далее - Правила N 477-НПА), по результатам исследования и оценки представленных доказательств, доводов и возражений сторон, суды пришли к обоснованным выводам, что работы, являющиеся предметом закупки, не направлены на устройство или создание индивидуально-определенной вещи, а направлены исключительно для поддержания в нормальном состоянии уже существующих архитектурных решений и в данном конкретном случае не подпадают под действие установленных пунктом 9 приложения к Постановлению N 2571 дополнительных требований.
Доводы Управления, оспаривающие выводы судов, не могут быть учтены судом округа. Кроме того, если рассматривать высадку цветов в качестве самостоятельного мероприятия по благоустройству территории, то в таком случае в соответствии с пунктом 9 приложения к Постановлению N 2571 опыт выполнения работ может быть подтвержден, в том числе, любым другим мероприятием, относящимся в соответствии с Правилами N 477-НПА к благоустройству территории города (например, по созданию объекта, не связанного с элементом озеленения, содержанием уличного освещения или содержанием дорог), что не будет соответствовать цели закупаемой услуги.
Иные приведенные в кассационной жалобе и дополнениях доводы ранее заявлялись Управлением при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, где им дана полная и объективная оценка, о чем изложено в судебных актах, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Ссылка Управления на иную судебную практику является несостоятельной, поскольку судебные акты были приняты по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
В частности, в приведенной судебной практике имеет значение, что аукционная документация не была оспорена.
Довод заявителя жалобы о том, что Учреждением пропущен срок на оспаривание решения антимонопольного органа, являлся предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, получил надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонен. Суды установили, что с заявлением об оспаривании решения антимонопольного органа от 14.04.2023 Учреждение обратилось в суд 14.07.2023, посредством внесения документов в почтовый ящик арбитражного суда, то есть в установленные законом сроки. Регистрация арбитражным судом поданных заявителем документов произведена 17.07.2023, то есть в первый рабочий день после наступления срока, что не свидетельствует о пропуске установленного срока для обжалования со стороны заявителя.
Выводы судов основаны на исследовании и оценке имеющихся в деле доказательствах и доводов сторон. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Судом кассационной инстанции не установлено неправильного применения судами норм материального и процессуального права, на которые ссылается заявитель кассационной жалобы. Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа. По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 октября 2023 года по делу N А58-6469/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3.2 "Свода правил 82.13330.2016 Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП Ш-10-75", утвержденного Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 972/пр (далее - Свод правил), благоустройство территории: комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
...
По мнению Управления, поскольку согласно пункту 3.23 Свода правил озеленение является элементом благоустройства, то в силу указанных выше положений Градостроительного кодекса РФ и Свода правил работы, перечисленные в описании объекта закупки, относятся к благоустройству территории.
...
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 2571 если приложением в графе "Дополнительные требования к участникам закупки" предусмотрено несколько видов опыта выполнения работ, то соответствующим требованию о наличии опыта выполнения работ является участник закупки, обладающий хотя бы одним из таких видов опыта."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 апреля 2024 г. N Ф02-1088/24 по делу N А58-6469/2023