город Иркутск |
|
16 апреля 2024 г. |
Дело N А19-1749/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Ананьиной Г.В., Рудых А.И.,
при участии в судебном заседании представителей Акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" - Шиховой М.В. (доверенность N юр-28 от 09.11.2022, паспорт, диплом), Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории - Сакуна М.Г. (N ОК/02-2502 от 12.03.2024, паспорт, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 октября 2023 года по делу N А19-1749/2023 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706, после изменения наименования - Акционерное общество "Иркутская электросетевая компания", далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным предписания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории (далее - управление, административный орган) N Э-938-в от 30.11.2022 об устранении выявленных нарушений.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 октября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2024 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление судов отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы оспаривает выводы судов о законности оспариваемого предписания, указывает на то, что административный орган вышел за установленные решением N 529-р от 14.11.2022 о проведении внеплановой проверки пределы, поскольку проверка соблюдения требований пункта 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) в предмет проверки, объект негативного воздействия на окружающую среду (далее - НВОС) 25-0238-001095-П, территория вблизи ЛЭП 1ВЛ-110 кВ 28/1 (охранная зона), в отношении которых выявлены нарушения действующего законодательства, объектами указанной проверки также не являлись, в связи с чем обязанность по актуализации сведений об объекте НВОС 25-0238-001095-П у общества отсутствовала, а вменение обществу захламления отходами лесопиления территории вблизи сооружения с кадастровым номером 38:31:000007:1269 является неправомерным; суды не проверили соответствие предписания требованиям пункта 7(1) постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336); в рассматриваемом случае по вменяемым нарушениям не подтверждено наступление непосредственной угрозы конкретным охраняемым общественным ценностям, при наличии которой предписание подлежит выдаче; выводы судов о неотражении обществом в данных первичного учета отходов сведений о растительных отходах не основаны на фактических обстоятельствах дела и имеющихся доказательствах, в соответствии с которыми данные виды отходов в 2021 году не образовывались; суды, признавая обоснованным искажение информации, содержащейся в декларации о плате за НВОС за 2021 год, не приняли во внимание статус представленной обществом соответствующей декларации - "принято", а также необоснованно отклонили документы о выводе из эксплуатации объекта недвижимости - сооружение отпайка ВЛ-110 кВ "Усольская-ТЭЦ-11" и ВЛ-110 кВ "Вокзальная - ТЭЦ-11" на ПС "УХК" (кадастровый номер 38:31:000007:1269), необоснованно превысив пределы проведения проверки.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы кассационной жалобы, просила обжалуемые судебные акты отменить, представитель управления выразил согласие с обжалуемыми судебными актами, просил в удовлетворении кассационной жлобы отказать.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании решения руководителя управления N 529-р от 14.11.2022, принятым во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 24.10.2022 N ВА-П11-17970, распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 03.11.2022 N 61-р, в отношении общества в период с 17.11.2022 по 30.11.2022 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды, предусмотренных пунктом 2 Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1096.
В ходе проверки управлением выявлены нарушения обществом положений пунктов 3, 8 статьи 16.4, пункта 1 статьи 34, пункта 6 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ, пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), выразившиеся в: неисполнении обязанности по актуализации сведений об объекте НВОС 25-0238-001095-П, допущении захламления отходами лесопиления территории вблизи сооружения с кадастровым номером 38:31:000007:1269, неотражении в данных первичного учета отходов сведений о растительных отходах при расчистке охранных зон и полос отвода объектов инженерной инфраструктуры малоопасные (код по ФККО 7 33 382 01 20 4) и растительных отходах при расчистке охранных зон и полос отвода объектов инженерной инфраструктуры (код по ФККО 7 33 382 02 20 5), искажении информации, содержащейся в декларации о плате за НВОС за 2021 год, в частности, отсутствии информации об указанных выше растительных отходах, невнесении за 2019-2021 годы платы за НВОС в части размещения отходов, образующихся при расчистке охранных зон и полос отвода объектов инженерной инфраструктуры.
Результаты внеплановой выездной проверки отражены в акте N Э938-в от 30.11.2022.
По итогам проверки должностным лицом административного органа обществу выдано предписание N Э-938-в от 30.11.2022, которым предписано устранить выявленные в ходе проверки нарушения в срок до 01.03.2023.
Не согласившись с предписанием административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из соответствия оспариваемого предписания действующему законодательству, его исполнимости и отсутствия нарушения прав и законных интересов общества.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании предписания может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствия данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ). Установив отсутствие совокупности указанных условий, арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определены Законом N 7-ФЗ.
В соответствии со статьей 1 указанного закона негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Согласно статье 34 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (пункт 1); при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (часть 2).
В силу статьи 69.2 данного Закона объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (пункт 1); сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами сведений: о замене юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения); об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления (часть 6).
На основании пункта 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
Из статьи 16.4 данного закона следует, что плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 3); не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 8).
Законом N 89-ФЗ определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Согласно статье 1 данного закона под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что обществом в ходе осуществления своей деятельности допущены нарушения требований пунктов 3, 8 статьи 16.4, пункта 1 статьи 34, пункта 6 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ, пункта 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ; в частности, общество, в собственности которого находится сооружение электроэнергетики с кадастровым номером 38:31:000007:1269 - отпайка ВЛ-110 кВ "Усольская-ТЭЦ-11" и ВЛ-110 кВ "Вокзальная - ТЭЦ-11" на ПС "УХК", являющееся сложным объектом капитального строительства и обладающее признаками оказывающего негативное воздействие на окружающую среду объекта IV категории, части которого функционально взаимосвязаны с объектом НВОС 25-0238-001095-П ввиду наличия единого назначения - энергообеспечение, сведения об указанном сооружении в составе объекта НВОС 25-0238-001095-П отсутствуют (то есть не актуализированы сведения об объекте НВОС 25-0238-001095-П); обществом допущено захламление отходами лесопиления территории вблизи указанного сооружения и на прилегающей к нему местности, что выражается в наличии на соответствующих участках древесной коры, опилок и реек из натуральной чистой древесины, относящихся к отходам производства и потребления (код по ФККО 30523000000, 30510001214, 30522002215) и подтверждается протоколом осмотра N 1 от 17.11.2022, фототаблицей, размещение которых в силу подпункта "г" пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" в охранных зонах электрических сетей запрещено; обществом нарушен порядок учета и отчетности в области обращения с отходами, а именно в данных первичного учета отходов (журнал учета в области обращения с отходами) и декларации о плате за НВОС за 2021 год не отражены сведения о растительных отходах, образующихся при расчистке охранных зон и полос отвода объектов инженерной инфраструктуры малоопасные (код по ФККО 7 33 382 01 20 4), при расчистке охранных зон и полос отвода объектов инженерной инфраструктуры (код по ФККО 7 33 382 02 20 5); плата за НВОС в части размещения отходов, образующихся при расчистке охранных зон и полос отвода объектов инженерной инфраструктуры, за 2019-2021 годы не внесена; учли, что требования, предъявленные в предписании, основаны на нормах закона, сроки для устранения выявленных нарушений являются реальными, спорное предписание является исполнимым, в связи с чем при совокупности установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств правомерно признали вынесенное управлением предписание N Э-938-в от 30.11.2022 об устранении выявленных нарушений соответствующим закону и не нарушающим права и законные интересы общества.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на надлежащей оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.
Доводы заявителя жалобы о том, что административный орган при осуществлении проверки вышел за установленные решением N 529-р от 14.11.2022 пределы, подлежит отклонению, поскольку проверка проведена в соответствии с решением, принятым на основании поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации N ВА-П11-17970 от 24.10.2022, в котором были указан конкретный предмет проверки, в частности управлению поручено провести выездные внеплановые проверки в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) на предмет соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, в области охраны атмосферного воздуха и в области обращения с отходами производства и потребления в отношении объектов недвижимости, находящихся в частной собственности и эксплуатируемых юридическими лицами, также указан конкретный объект проверки - общество (сооружение: отпайка ВЛ-110 кВ "Усольская-ТЭЦ-11" и ВЛ-110 кВ "Вокзальная - ТЭЦ-11" на ПС "УХК", кадастровый номер 38:31:000007:1269) (приложение N 1 к поручению), аналогичные положения продублированы в распоряжении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 03.11.2022 N 61-р; при этом в ходе судебного разбирательства установлено, что сведения о данном сооружении не заявлены обществом в составе функционально взаимосвязанного с ним объекта НВОС 25-0238-001095-П (не актуализированы сведения об объекте НВОС), а неисполнение обществом обязанности по надлежащему содержанию установлено в отношении охранной зоны указанного сооружения.
Довод общества о несоответствии оспариваемого предписания требованиям пункта 7(1) Постановления N 336, рассмотрен судами и обоснованно отклонен ввиду установления в ходе проверки обстоятельств, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан; при этом содержание указанной нормы, как правильно отмечено судами, регулирует вопрос возможности выдачи предписания по результатам проверки, а не содержание последнего.
Доводы заявителя жалобы о непринятии судами во внимание документов, содержащих указание на статус декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год - "принято", и необоснованном отклонении документов о выводе из эксплуатации сооружения с кадастровым номером 38:31:000007:1269, подлежат отклонению, поскольку факт принятия управлением указанной декларации еще не свидетельствует о верности изложенных в ней сведений, а документы, указывающие на вывод спорного сооружения из эксплуатации (датированные 2005, 2019, 2020 годами), критически оценены судами, поскольку являются локальными документами самого общества, объективно не исключают возможности осуществления работ на данном объекте в рассматриваемый период и не препятствует изданию обществом документов с иным содержанием.
Иные доводы заявителя жалобы по существу направлены на переоценку представленных участвующими в деле лицами доказательств и установление обстоятельств, отличных от установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу требований статьи 286 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", не входит в полномочия суда округа.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа. По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 октября 2023 года по делу N А19-1749/2023 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя жалобы о непринятии судами во внимание документов, содержащих указание на статус декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год - "принято", и необоснованном отклонении документов о выводе из эксплуатации сооружения с кадастровым номером 38:31:000007:1269, подлежат отклонению, поскольку факт принятия управлением указанной декларации еще не свидетельствует о верности изложенных в ней сведений, а документы, указывающие на вывод спорного сооружения из эксплуатации (датированные 2005, 2019, 2020 годами), критически оценены судами, поскольку являются локальными документами самого общества, объективно не исключают возможности осуществления работ на данном объекте в рассматриваемый период и не препятствует изданию обществом документов с иным содержанием.
Иные доводы заявителя жалобы по существу направлены на переоценку представленных участвующими в деле лицами доказательств и установление обстоятельств, отличных от установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу требований статьи 286 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", не входит в полномочия суда округа."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 апреля 2024 г. N Ф02-1399/24 по делу N А19-1749/2023