город Иркутск |
|
24 апреля 2024 г. |
Дело N А19-22931/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Новиковой И.В. (доверенность от 09.01.2024, диплом, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 ноября 2023 года по делу N А19-22931/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (ИНН 3812122706, ОГРН 1093850013762, далее - АО "ИЭСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России, Управление) о признании незаконным и отмене постановления N 038/1311/23 от 21.09.2023 по делу о назначении административного наказания и представления N 038/4744/23 от 21.09.2023.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено областное государственное унитарное энергетическое предприятие "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" (далее - ОГУЭП "Облкоммунэнерго").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 ноября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2024 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "ИЭСК" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты по мотивам неправильного применения судами норм материального права и нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы Иркутским УФАС России не доказано наличие оснований для квалификации действий АО "ИЭСК" по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Выводы судов о невозможности применения статьи 2.9 КоАП РФ являются необоснованными.
Управление и ОГУЭП "Облкоммунэнерго" в отзывах на кассационную жалобу выразили несогласие с доводами кассационной жалобы. Управление указало, что требования пункта 2 части 1 статьи 4.3, статьи 4.6 КоАП РФ при квалификации действий повторными были соблюдены; штраф, по оспариваемому в рамках дела N А19-114/2022 постановлению, был оплачен 19.08.2022.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), ОГУЭП "Облкоммунэнерго" и АО "ИЭСК" своих представителей в судебное заседание не направили; от АО "ИЭСК" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В судебном заседании представитель Управления поддержал свои возражения на доводы кассационной жалобы.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в Иркутское УФАС России 06.04.2023 поступило обращение ОГУЭП "Облкоммунэнерго" на действия АО "ИЭСК", выразившиеся в нарушении срока направления проекта договора по заявке N 42088 об осуществлении технологического присоединения в целях увеличения максимальной мощности.
Управлением вынесено определение от 27.04.2023 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении общества по статье 9.21 КоАП РФ, назначено проведение административного расследования.
В ходе административного расследования Управлением установлено, что по заявке ОГУЭП "Облкоммунэнерго" N 42088 от 23.12.2022 об осуществлении технологического присоединения в целях увеличения максимальной мощности на 399,2 кВт ЗРУ - 35 кВ яч.9, 10 ТЭЦ-11 по адресу: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, АО "ИЭСК" направило письмо N 1624, которым сообщило о том, что указанная в заявке мощность не совпадает с мощностью указанной в приложенных технических условиях.
ОГУЭП "Облкоммунэнерго" 11.01.2023 письмом N ИК/04-1-50 направило откорректированную заявку (вх. от 12.01.2023).
Вместо проекта договора АО "ИЭСК" сообщило ОГУЭП "Облкоммунэнерго" (исх. от 30.01.2023) о некорректно оформленном между ООО "БЭК" и ОГУЭП "Облкоммунэнерго" акте N 08-35/Т11 и предложило его переоформить.
В ответ на письмо ОГУЭП "Облкоммунэнерго" от 03.03.2023 о легитимности акта N 08-35/Т11, подписанного сторонами, АО "ИЭСК" повторно отказало в направлении проекта договора, указывая в письме от 16.03.2023 N 208-ТП на представление некорректного акта. При этом письма АО "ИЭСК" не содержали информации, обосновывающей некорректность акта.
На повторное требование ОГУЭП "Облкоммунэнерго" от 28.03.2023 направить проект договора и технические условия, АО "ИЭСК" проект договора и технические условия не направило.
Антимонопольный орган пришел к выводу, что в нарушение пункта 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) АО "ИЭСК" не направило в установленный срок (до 09.02.2023) и после истечения такого срока проект договора и технические условия в адрес ОГУЭП "Облкоммунэнерго"; в соответствии с требованиями пункта 11 Правил N 861 АО "ИЭСК" не вправе было требовать предоставление сведений и документов, не предусмотренных Правилами, в том числе в составе заявки копию акта об осуществлении технологического присоединения, оформленного между ООО "БЭК" и ОГУЭП "Облкоммунэнерго" и его исправление.
По факту выявленных нарушений должностным лицом Управления 19.06.2023 в отношении АО "ИЭСК" составлен протокол об административном правонарушении N 1031/23 по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением от 21.09.2023 N 038/1311/23 АО "ИЭСК" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Также в отношении АО "ИЭСК" 21.09.2023 вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствии с которым АО "ИЭСК" в 30-дневный срок со дня получения представления обязано направить в адрес ОГУЭП "Облкоммунэнерго" проект договора и технические условия по заявке N 42088 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств ОГУЭП "Облкоммунэнерго" (в целях увеличения максимальной мощности).
Не согласившись с постановлением и представлением антимонопольного органа, общество оспорило их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности антимонопольным органом наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, отсутствия нарушения процедуры привлечения к административной ответственности и назначения административного наказания.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Частью 1 статьи 9.21 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет ответственность по части 2 статьи 9.21 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Пунктом 41 Правил N 861 установлены случаи, при которых сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации.
При получении заявки в силу абзаца 6 пункта 43 Правил N 861 сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора об осуществлении технологического присоединения.
Согласно пункту 15 Правил N 861 в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
В силу указанного пункта сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12-14 настоящих Правил.
При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12-14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 861 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 АПК РФ, представленных доказательств и пояснений сторон суды установили нарушение АО "ИЭСК" установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, а именно в срок установленный пунктом 15 Правил N 861 АО "ИЭСК" не направило ОГУЭП "Облкоммунэнерго" по заявке об осуществлении технологического присоединения в целях увеличения максимальной мощности проект договора и технические условия (в срок до 09.02.2023 с учетом даты представления скорректированных сведений 12.01.2023); проект договора и технические условия не были направлены АО "ИЭСК" на момент вынесения оспариваемого постановления. В нарушение пункта 11 Правил N 861 АО "ИЭСК" необоснованно требовало предоставление ОГУЭП "Облкоммунэнерго" в составе заявки сведений и документов, не предусмотренных Правилами.
С учетом установленных обстоятельств, руководствуясь положениями части 1 статьи 1.5, части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях АО "ИЭСК" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доказательства, свидетельствующие о том, что общество предприняло все зависящие от него меры к выполнению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены и судами таких обстоятельств не установлено.
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, судами верно установлена повторность совершения правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ (до истечения одного года со дня оплаты штрафа 19.08.2022 по постановлению от 28.12.2021 о назначении обществу административного наказания по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, вступившего в силу 20.04.2022, с даты принятия постановления судом апелляционной инстанции по делу N А19-114/2022) и обоснованность квалификации настоящего деяния административным органом по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Также судами установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении антимонопольным соблюден порядок и срок давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из установленных по делу фактических обстоятельств допущенного обществом нарушения порядка, установленного Правилами N 861, повлекшего нарушение прав потребителя, в том числе на своевременное заключение договора и технологическое присоединение в целях увеличения максимальной мощности, характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, суды первой и апелляционной инстанций пришли к мотивированным выводам об отсутствии оснований для признания вменяемого административного правонарушения малозначительным, указав, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества, как доминирующего субъекта на соответствующем рынке, к исполнению своих публично-правовых обязанностей и к требованиям законодательства.
В силу пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Кроме того, суды обоснованно указали на наличие у Управления установленных статьей 29.13 КоАП РФ оснований для вынесения и направления обществу представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы заявителя кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, фактически направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ, подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 ноября 2023 года по делу N А19-22931/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, судами верно установлена повторность совершения правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ (до истечения одного года со дня оплаты штрафа 19.08.2022 по постановлению от 28.12.2021 о назначении обществу административного наказания по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, вступившего в силу 20.04.2022, с даты принятия постановления судом апелляционной инстанции по делу N А19-114/2022) и обоснованность квалификации настоящего деяния административным органом по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Также судами установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении антимонопольным соблюден порядок и срок давности привлечения к административной ответственности.
...
В силу пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Кроме того, суды обоснованно указали на наличие у Управления установленных статьей 29.13 КоАП РФ оснований для вынесения и направления обществу представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 апреля 2024 г. N Ф02-1483/24 по делу N А19-22931/2023