город Иркутск |
|
25 апреля 2024 г. |
Дело N А78-4093/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Курочкиной И.А., Левошко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа помощником судьи Лю-фа-хуан Д.А.
с участием судьи Арбитражного суда Забайкальского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Обуховой М.И., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Мишиной К.В.,
при участии в судебном заседании представителей Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю Мороз Н.И. (доверенность от 10.01.2022, диплом, служебное удостоверение), государственного казенного учреждения "Служба единого заказчика" Забайкальского края" Стародумовой Е.Г. (доверенность от 29.12.2023, диплом, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 октября 2023 года по делу N А78-4093/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 января 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение "Служба единого заказчика" Забайкальского края" (ОГРН 1027501178154, ИНН 7536050020, далее - ГКУ "Служба единого заказчика", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Забайкальскому краю (далее - УФК по Забайкальскому краю, Управление) о признании недействительным пункта 1 представления от 13.01.2023 N 23-1/1.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственная инспекция Забайкальского края, Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края (далее - Министерство), Прокуратура Забайкальского края.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 23 октября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 января 2024 года, заявленное требование удовлетворено.
УФК по Забайкальскому краю обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции по мотивам неправильного применения судами норм материального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В кассационной жалобе заявитель указал, что средства Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) могут расходоваться получателями средств на разработку проектно-сметной документации при строительстве многоквартирных домов начиная с 01.01.2022, то есть с начала действия редакции пункта 1 части 6 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ).
До внесения изменений учреждение не вправе было оплачивать такие работы за счет средств Фонда.
По мнению заявителя кассационной жалобы, заключенные учреждением государственные контракты и договоры на оказание услуг по экспертному сопровождению, на осуществление авторского надзора по строительству, на оказание услуг в области кадастровой деятельности по изготовлению технических планов, на выполнение работ (оказание услуг) по проведению лабораторных исследований проб воды, на оказание услуг в области технических испытаний, исследований и анализа, на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям - не относятся к работам по разработке проектно-сметной документации и не являются основными видами работ по строительству объекта капитального строительства (многоквартирного дома), в связи с чем, оплата по ним также должна была быть произведена без использования средств Фонда.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу выразило несогласие с доводами заявителя. Третьими лицами отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), третьи лица явку в судебное заседание не обеспечили, представителей не направили, в связи с чем, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
В судебном заседании представители Управления и учреждения поддержали свои доводы и возражения.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа от 20.10.2022 УФК по Забайкальскому краю в отношении ГКУ "Служба единого заказчика" проведена внеплановая выездная проверка на предмет использования средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на реализацию федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" и проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а также использования средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, сформированных за счет средств Фонда национального благосостояния, на представление займов юридическим лицам в целях реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры, проверяемый период 2017 - истекший период 2022 года.
По результатам проверки составлен акт от 05.12.2022, которым установлено нарушение пункта 1 части 6 статьи 16, пункта 2.1 статьи 20 Закона N 185-ФЗ, разделов 3,5 Региональной адресной программы Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 11.04.2019 N 124, а именно: ГКУ "Служба единого заказчика" в 2021 году оплачены затраты в общей сумме 1 781 074 рублей 57 копеек на выполнение повторных проектно-геологических изысканий; выполнение корректировки проектно-сметной документации альбома архитектурно-строительные решения, оказание услуг по экспертному сопровождению; осуществление авторского надзора по строительству; оказание услуг в области кадастровой деятельности по изготовлению технических планов; выполнение работ (оказание услуг) по проведению лабораторных исследований проб воды; оказание услуг в области технических испытаний, исследований и анализа; осуществление технологического присоединения к электрическим сетям, что является нецелевым расходованием средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Управлением вынесено представление от 13.01.2023 N 91-12-18/22-116, согласно которому учреждение обязано по пункту 1 - устранить нарушение, а именно вернуть в Фонд средства в сумме 1 781 074 рублей 57 копеек, а также принять меры по устранению его причин и условий в срок до 20.12.2023.
Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным представления в части первого пункта.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленное требование, исходили из того, что представление в оспариваемой части не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы учреждения.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене в связи со следующим.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (подпункт 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ).
Законом N 185-ФЗ регламентирована деятельность Фонда, созданного для целей финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизации систем коммунальной инфраструктуры.
Статьей 14 Закона N 185-ФЗ установлен перечень условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, одним из которых является наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда (пункт 11 части 1).
Согласно пункту 1 части 6 статьи 16 Закона N 185-ФЗ (в редакции, действовавшей в период сложившихся правоотношений) полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений.
В соответствии со статьей 16 Закона N 185-ФЗ, в целях финансового и организационного обеспечения переселения граждан из аварийных многоквартирных домов постановлением Правительства Забайкальского края от 11.04.2019 N 124 утверждена Региональная адресная программа Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы (далее - Региональная адресная программа).
Согласно раздела 3 Региональной адресной программы средства бюджета Забайкальского края, полученные за счет средств Фонда и предусмотренные в бюджете Забайкальского края на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, направляются Министерством на строительство многоквартирных домов и домов, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, на основании государственного контракта, заключенного подведомственным учреждением в соответствии с программой.
УФК по Забайкальскому краю проверкой установлено, что в 2020-2021 годы учреждением заключено 6 государственных контрактов и 2 договора на выполнение работ (оказание услуг), сопутствующих строительству жилья для расселения в городском округе "Город Чита" и в городском округе "Город Петровск-Забайкальский" на общую сумму 1 800 549 рублей 99 копеек.
Оплата выполненных работ (оказанных услуг) в рамках вышеуказанных государственных контрактов и договоров произведена в 2021 году за счет средств Фонда в общей сумме 1 781 074 рублей 57 копеек, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
Данные затраты были связаны с выполнением повторных проектно-геологических изысканий; выполнением корректировки проектно-сметной документации альбома архитектурно-строительные решения, оказанием услуг по экспертному сопровождению; осуществлением авторского надзора по строительству; оказанием услуг в области кадастровой деятельности по изготовлению технических планов; выполнением работ (оказание услуг) по проведению лабораторных исследований проб воды; оказанием услуг в области технических испытаний, исследований и анализа; осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.
Управление полагает, что учреждением нарушен принцип целевого характера бюджетных средств, так как средства Фонда были израсходованы на цели, не связанные со строительством, а по трем сопутствующим строительству контрактам (договору) (инженерно-геологические изыскания, корректировка проектно-сметной документации, авторский надзор) оплата за счет средств Фонда произведена в период, когда норма Закона N 185-ФЗ не позволяла использовать средства Фонда на разработку проектно-сметной документации.
Вместе с тем, суды установили, что указанные контракты и договоры были заключены для завершения строительства многоквартирных жилых домов для обеспечения жилыми помещениями граждан по переселению из аварийного жилищного фонда в городском округе "Город Чита" по государственному контракту N Ф.2020.6725 и 27 квартирного жилого дома в городском округе "Город Петровск-Забайкальский" по государственному контракту N Ф.2020.3690 от 27.04.2020.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Суды двух инстанций, руководствуясь пунктом 13 статьи 1, пунктами 7, 12 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениями ГОСТ Р 58179-2018 "Инжиниринг в строительстве, Термины и определения", ГОСТ Р 58033-2017 "Здания и сооружения. Словарь. Часть I. Общие термины", приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", пришли к обоснованному выводу о том, что процесс строительства включает в себя не только непосредственно строительные работы: земляные, каменные, бетонные, штукатурные, кровельные, изоляционные и т.д., но и сопутствующие работы: изыскательские, проектные, пусконаладочные работы и пр. Результатом строительства в любом случае является законченное и подготовленное к вводу в эксплуатацию новое или реконструированное здание и сооружение.
Правильно применяя нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации и ГОСТ Р 58179-2018, ГОСТ Р 58033-2017 суды установили, что выполненные заявителем работы в рамках 6 заключенных контрактов и 2 договоров, являются сопутствующими строительству, без которых невозможно ввести объект в эксплуатацию.
Как верно указали суды, по итогам использования выделенных в рамках Региональной программы средств учреждением реализованы определенные данной программой цели. Учитывая, что выделенные в рамках региональной программы средства использованы на цели, подпадающие под программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, и в материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие данные обстоятельства, суды пришли к обоснованным выводам о недоказанности Управлением использование учреждением средств Фонда в размере 1 781 074 рублей 57 копеек не по целевому назначению.
Пунктом 5 Правил возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 N 1134 установлено, что при рассмотрении вопроса о возврате финансовой поддержки, предоставленной за счет средств Фонда, следует исходить из того, что нецелевым в том числе является использование указанных средств на цели, не соответствующие целям, определенным региональными адресными программами, для реализации которых предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, включая направление средств Фонда на банковские депозиты, приобретение активов (валютных ценностей, ценных бумаг, иного имущества), осуществление расходов без документального обоснования таких расходов, а также на оплату работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в нарушение требований, установленных частью 5 статьи 15 и частью 9 статьи 20 Закона N 185-ФЗ, и на проведение мероприятий в отношении многоквартирных домов, не включенных в региональную адресную программу.
В настоящем случае таких обстоятельств судами не установлено. Суды признали, что использованные учреждением средства не могут быть отнесены к случаям возврата финансовой поддержки.
Ввиду изложенного, суды мотивированно признали представление УФК по Забайкальскому краю от 13.01.2023 N 23-1/1 в оспариваемой части не соответствующим вышеприведенным нормам и нарушающим права и законные интересы учреждения.
Доводы кассационной жалобы о том, что средства были израсходованы не на строительство, и на разработку проектно-сметной документации в 2021 году Закон N 185-ФЗ не позволял использовать средства Фонда, выводы судов не опровергают, поскольку как правильно указали суды, все работы, которые проведены в рамках заключенных контрактов и договоров, возможно отнести к строительству. Приведенные Управлением доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права, по существу направлены на переоценку доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа. По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 октября 2023 года по делу N А78-4093/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 января 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
И.А. Курочкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 5 Правил возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 N 1134 установлено, что при рассмотрении вопроса о возврате финансовой поддержки, предоставленной за счет средств Фонда, следует исходить из того, что нецелевым в том числе является использование указанных средств на цели, не соответствующие целям, определенным региональными адресными программами, для реализации которых предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, включая направление средств Фонда на банковские депозиты, приобретение активов (валютных ценностей, ценных бумаг, иного имущества), осуществление расходов без документального обоснования таких расходов, а также на оплату работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в нарушение требований, установленных частью 5 статьи 15 и частью 9 статьи 20 Закона N 185-ФЗ, и на проведение мероприятий в отношении многоквартирных домов, не включенных в региональную адресную программу."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 апреля 2024 г. N Ф02-1540/24 по делу N А78-4093/2023