город Иркутск |
|
01 октября 2018 г. |
Дело N А78-20032/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Новогородского И.Б., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Каштак" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 мая 2015 года по делу N А78-20032/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Горкин Д.С.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Ломако Н.В., Сидоренко В.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Каштак" (г. Чита, ИНН: 7536076369, ОГРН: 1067536052363, далее - ООО УК "Каштак", общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Государственной инспекции Забайкальского края (далее - Госинспекция) о признании недействительным предписания N 935 от 19.09.2017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" (далее - ПАО "ТГК-14").
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 15 мая 2015 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2018 года решение суда от 15 мая 2018 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО УК "Каштак" ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения судами части 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее -Федеральный закон N 261-ФЗ); полагает, что лицом, ответственным за поверку общедомовых приборов учёта тепловой энергии, является ПАО "ТГК-14"; указывает на то, что суды не исследовали протоколы общих собраний собственников, согласно которым были приняты решения о заключении договоров с ПАО "ТГК-14", регулирующих условия замены и эксплуатации приборов учёта тепловой энергии; просит судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражный дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
ООО УК "Каштак" заявило ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы; учитывая отсутствие оснований, суд кассационной инстанции отклонил ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, многоквартирные дома, расположенные по адресам: Забайкальский край, г. Чита, пос. Каштак, ДОСы N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, управление которыми осуществляет ООО УК "Каштак" на основании лицензии N 100 от 30.04.2015, оборудованы коллективными приборами учета тепловой энергии.
По итогам проверочных мероприятий, проведенных по жалобе ПАО "ТГК-14", составлен акт проверки N 1899 от 19.09.2017, согласно которому надзорному органу не представлены в ввиду отсутствия акты периодической поверки, акты ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах по адресу: г. Чита, мкр. Каштак, д. д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13.
Обществу выдано предписание N 835 от 19.09.2017, которым установлено, что ОДПУ тепловой энергии выведены из эксплуатации в связи с истечением межповерочного интервала поверки, чем нарушены пункт 81 (12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354; пункт 18 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения" (далее - постановление N 290); пункты 10, 11 "и", "к" Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Обществу предложено в срок до 20.10.2017 устранить нарушение (ввести ОДПУ тепловой энергии в эксплуатацию).
Общество оспорило предписание в Арбитражном суде Забайкальского края.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суды двух инстанци исходили из того, что независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
При этом суды правомерно исходили из следующего правового регулирования возникших правоотношений.
Правилами N 491 установлено, что в состав общего имущества включается в том числе, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование.
В этой связи суды верно посчитали, что общедомовые приборы учета тепловой энергии относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно Правилам N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) (пункт 11).
Статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3).
Пунктом 18 постановлением N 290 установлено, что общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, состоят в том числе, в проверке исправности, работоспособности, регулировки и техническом обслуживании насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах).
В этой связи суды пришли к правильным выводам о том, что что именно управляющая организация несет бремя надлежащего содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе общедомовых приборов учёта тепловой энергии.
Кроме того, суды не усмотрели, что содержание ОДПУ было передано обществом специализированной организации.
Следовательно, требование предписания Госинспекции о том, что именно общество как управляющая организация ввиду истечения межповерочного интервала обязана ввести ОДПУ тепловой энергии к эксплуатацию, основано на действующем законодательстве.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что ПАО "ТГК-14" оснастило дома ОДПУ, является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей снабжение домов тепловой энергией через присоединённую сеть, в связи с чем именно это публичное общество в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ обязано осуществлять деятельность по эксплуатации приборов учёта в указанных домах.
Названные доводы проверены, однако, учтены быть не могут как не исключающие обязанность управляющей организации по эксплуатации приборов учёта в силу прямого указания приведённых выше законов и нормативных правовых актов, Аналогичная обязанность ресурсоснабжающей организации может возникнуть в связи с заключением с нею договора, регулирующего условия установления, замены и (или) эксплуатации приборов учёта.
Общество таких договоров суду не представило, ссылки на протоколы собраний собственников помещений, выразивших волю на заключение упомянутых договоров, не имеют правового значения, поскольку соответствующие договоры с ПАО "ТГК-14" не были заключены.
Лицом, ответственным за содержание многоквартирных жилых домов, является лицо, на которое в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации возложена обязанность по управлению многоквартирным жилым домом (часть 11 статьи 2 Федерального закона N 261-ФЗ), в связи с чем Госинспекция правомерно адресовала предписание обществу как управляющей организации.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на положения части 9 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ неосновательны, поскольку приведённой нормой законодатель определил организации, которые наравне с указанными в части 4 статьи 12 того же закона лицами обязаны осуществлять деятельность по установке, замене и эксплуатации приборов учёта отпускаемого ими ресурса при обращении к ним потребителя на условиях заключённого договора, однако не ограничил круг лиц, правомочных заниматься указанной деятельностью. Изложенный вывод соответствует позиции, отраженной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.04.2015 N 308-КГ14-6110.
Иные доводы кассационной инстанции направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 мая 2015 года по делу N А78-20032/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.