город Иркутск |
|
01 октября 2018 г. |
Дело N А19-26486/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Новогородского И.Б., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей закрытого акционерного общества "ТСЖ Октябрьское" Ронжиной Е.М. (доверенность от 15.05.2018 N 10), Службы государственного жилищного надзора Иркутской области Степановой И.С. (доверенность от 10.08.2018 N 29-08/18),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "ТСЖ Октябрьское" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 марта 2018 года по делу N А19-26486/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 14 июня 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Назарьева Л.В.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Желтоухов Е.В.),
установил:
закрытое акционерное общество "ТСЖ Октябрьское" (г. Иркутск, ИНН: 3808138277, ОГРН: 1063808135104, далее - общество, ЗАО "ТСЖ Октябрьское") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Службе государственного жилищного надзора Иркутской области (далее - Служба) с заявлением о признании незаконным предписания N 2291/17 от 31.10.2017 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 марта 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 14 июня 2018 года решение суда от 20 марта 2018 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ЗАО "ТСЖ Октябрьское" ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неприменения судами части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку общество действовало, выполняя решение собственников многоквартирного жилого дома (далее - МКД); Службой не было установлено, какие требования законодательства не выполнило общество; суды не учли, что, хотя шлагбаум и установлен за пределами отмостки, но в его границах имеется подземная стоянка, являющаяся имуществом многоквартирного жилого дома, полагает нарушенными требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) при проведении проверки, что не учли суды; просит судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу Служба считает доводы жалобы необоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ЗАО "ТСЖ Октябрьское" поддержала доводы кассационной жалобы.
Представитель Службы считает доводы кассационной жалобы необоснованными.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрели оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании распоряжения временно замещающей должность руководителя Службы N 2291 ср-п от 11.10.2017 в отношении ЗАО "ТСЖ Октябрьское" проведена внеплановая выездная проверка.
Внеплановая выездная проверка проведена с целью осуществления лицензионного контроля на основании представления по результатам рассмотрения информации, содержащейся в обращении, поступившей в Службу (вх.N 04-86-17299/17 от 22.08.2017) о факте нарушения прав потребителей, выразившегося в ограничении доступа к общему имуществу многоквартирных домов по адресу: г. Иркутск, ул. Депутатская, дом N 84/1, N 84/2.
В ходе проверки установлено, что обществом возведено ограничивающее устройство (шлагбаум) за пределами общего имущества многоквартирного жилого дома N 84/2 по ул. Депутатская в г. Иркутске. Установка шлагбаума повлекла нарушение прав граждан, проживающих в МКД N 84/1 по ул. Депутатская в г. Иркутске, на проезд к дому, а также нарушены требования подпункта "е" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), так как шлагбаум является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном жилом доме N 84/2, а установлен за пределами отмостки МКД N 84/2, которая является границей общего имущества собственников помещений этого дома (земельного участка).
По результатам проверки составлен акт N 2291/17 от 31.10.2017 и выдано оспариваемое предписание.
Предписанием N 2291/17 от 31.10.2017 обществу предписано устранить выявленные нарушения, демонтировать шлагбаум и предоставить в Службу подтверждающие документы. Срок исполнения указанного предписания 06.12.2017.
Общество оспорило предписание в Арбитражном суде Иркутской области.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных им требований, суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.
ЗАО "ТСЖ Октябрьское" заключены договоры управления многоквартирными домами по ул. Депутатская, N 84/1 и N 84/2.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом установлены "Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
Решением общего собрания собственников помещений МКД N 84/2, проведенного в форме очно-заочного голосования и оформленного протоколом N 2/2016 от 01.09.2016, собственниками принято решение об установке шлагбаума на придомовой территории.
На основании принятого решения между ЗАО "ТСЖ Октябрьское" и индивидуальным предпринимателем Гук М.Н. 28.09.2016 заключен договор N 162 на выполнение работ по изготовлению шлагбаума, а также дальнейшее гарантийное и постгарантийное обслуживание, после чего обществом произведена установка шлагбаума.
Вместе с тем, как установила Служба и суды, данный шлагбаум в нарушение действующего законодательства был смонтирован за пределами территории, относящейся к общему имуществу собственников помещений многоквартирных жилых домов N 84/1 и N 84/2.
Названное усматривается из следующего.
На основании пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Процесс формирования спорного земельного участка не завершен, кадастровый паспорт отсутствует.
В этих условиях суды применительно к возникшему спору верно учли следующее.
В состав общего имущества включаются, в том числе, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Отмостка по периметру многоквартирного дома (асфальтированная полоса вдоль периметра наружных стен дома) является неотъемлемой частью конструкции фундамента многоквартирного дома и является границей общего имущества собственников помещений в доме и земельного участка, на котором он расположен.
На основании пункта 4 Правил N 491, границей земельных участков, на которых расположены МКД N 84/1 и МКД N 84/2, является отмостка этих домов, в связи с чем суды признали, что земельные участки, расположенные за границей отмостки, не относятся к общему имуществу собственников помещений в данных домах, в связи с чем управляющей организацией произведены работы на земельном участке, не являющемся общим имуществом упомянутых собственников.
Названное нарушает права не только собственников многоквартирного дома N 84/1, но и других лиц на пользование общей территорией, ограничивает проезд к дому.
При таких обстоятельствах ссылка общества на то, что оно действовало в соответствии с решением собственников, не может быть учтена. Исполнение воли собственников не должно нарушать действующее законодательство. К данному законодательству суды верно отнесли пункт 4 Правил N 491, часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судами также дана мотивированная оценка доводам общества, повторенным также и в кассационной жалобе, о том, что при проверке были нарушены требования Федерального закона N 294-ФЗ.
К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ и положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании".
В части 11 статьи 19 Закона о лицензировании указано, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям требований могут относиться нарушения, повлёкшие за собой, в частности, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан ( пункт 1 части 11 статьи 19 Закона о лицензировании).
В этой связи не могут быть учтены доводы кассационной жалобы о том, что Служба не доказала, какие именно непредвиденные обстоятельства, угрожающие жизни и здоровью граждан, могут возникнуть. Суды установили возможность наступления таких последствий, с чем соглашается и суд кассационной инстанции.
Доводы общества о том, что в границах земельного участка находится имущество, являющееся составной частью многоквартирного жилого дома - подземная стоянка, не опровергают мотивированные выводы судов о том, что шлагбаум был установлен за пределами территории, являющейся общим имуществом собственников помещений многоквартирного жилого дома N 84/2 по ул. Депутатская.
С учётом изложенного у судов в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имелось оснований для признания незаконным выданного Службой предписания.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 марта 2018 года по делу N А19-26486/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 14 июня 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.