город Иркутск |
|
11 декабря 2017 г. |
Дело N А19-1055/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Левошко А.Н.,
при участии в судебном заседании представителей: Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае Шаткус И.Н. (доверенность от 10.07.2017), Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Иркутский национальный исследовательский технический университет" Пенизовой О.Л. (доверенность от 31.10.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 июля 2017 года по делу N А19-1055/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 15 сентября 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Зарубина Т.Б., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Басаев Д.В., Сидоренко В.А.),
установил:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Иркутский национальный исследовательский технический университет" (ОГРН 1023801756120, ИНН 3812014066, г. Иркутск; далее - ФГБОУ ВО "ИРНИТУ", Учреждение, Университет) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным отказа территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, реорганизованного в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (далее - Межрегиональное ТУ Росимущества, Управление) об исключении сведений об объекте недвижимости из реестра федерального имущества.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 июля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 сентября 2017 года, заявленные требования удовлетворены.
Межрегиональное ТУ Росимущества обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества" (далее - Постановление N 834), постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" (далее - Постановление N 447), несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что Межрегиональное ТУ Росимущества не уполномочено на осуществление списания объекта федерального имущества, такие решения принимаются бюджетными учреждениями по согласованию с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя федеральных бюджетных учреждений; для внесения сведений в реестр федерального имущества Учреждением должен быть соблюден порядок списания объекта в соответствии с Постановлением N 834; документы, подтверждающие списание спорного объекта, ФГБОУ ВО "ИРНИТУ" не представлены, в связи с чем внесение требуемых сведений невозможно; объект - оздоровительный лагерь в соответствии с передаточным актом был передан Учреждению и закреплен за ним, включен в реестр федерального имущества; Управление действовало в пределах своих полномочий.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представитель Межрегионального ТУ Росимущества, в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель ФГБОУ ВО "ИРНИТУ" считает судебные акты законными и обоснованными.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с выпиской из реестра федерального имущества от 06.04.2017 N 104/1 в отношении объекта "Спортивно-оздоровительный лагерь", реестровый номер В12400000416, данное имущество зарегистрировано на праве оперативного управления за ФГБУ ВО "ИРНИТУ".
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.06.2007 N 789-р и приказом Федерального агентства по образованию (Рособразование) от 26.07.2007 N 1350 произведена реорганизация, в том числе государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Иркутский машиностроительный колледж" путем присоединения его к ГОУ ВПО "Иркутский государственный технический университет".
Согласно передаточному акту, утвержденному распоряжением от 19.06.2008 N 424-и Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, в ходе проведения инвентаризации комиссией установлено фактическое отсутствие Спортивно-оздоровительного лагеря на берегу Курминского залива. На основании сведений администрации Иркутской области и Управления Роснедвижимости по Иркутской области земельный участок в районе залива "Курма" является собственностью субъекта Российской Федерации - Иркутской области, кроме того, объекты недвижимого имущества на данном участке отсутствуют. Таким образом, документов - оснований для возникновения вещного права Колледжа на земельный участок не имеется. Данный объект снят с балансового учета на основании Приказа директора колледжа от 25.04.2008 N 55 (пункт 3 передаточного акта).
ФГБОУ ВО "ИРНИТУ" обратилось в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области с письмами от 22.12.2015 N 32/1-3678-09, от 26.10.2016, 27.10.2016, в которых просило внести изменения в реестр федерального имущества в части изменения правообладателя объекта - Спортивно-оздоровительный лагерь по адресу: Россия, Иркутская область, Курминский залив, реестровый номер В12400000416.
26.10.2016 на МВ-Портале ТУ Росимущества по Иркутской области размещена информация об отказе в исключении спорного объекта из перечня объектов недвижимости, закрепленных за ФГБОУ ВО "ИРНИТУ" на праве оперативного управления.
Письмом от 12.12.2016 N ШЕА-38/16522 Управление сообщило, что исключение объекта недвижимого имущества - Спортивно-оздоровительный лагерь, расположенного по адресу: Иркутская область, Курминский залив, возможно при представлении документов, подтверждающих списание объекта недвижимости в соответствии с действующим законодательством.
ФГБОУ ВО "ИРНИТУ", полагая, что названный отказ Управления не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемый отказ не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Положением об учете федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 (далее - Положение N 447), определено, что учет федерального имущества - это получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр федерального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом (пункт 2). Учет федерального имущества и ведение реестра осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом в отношении федерального имущества (включая земельные участки), принадлежащего правообладателям на вещном праве, по месту государственной регистрации (для юридических лиц) или по месту жительства (для физических лиц) в субъектах Российской Федерации, на территории которых осуществляют деятельность территориальные органы (за исключением случаев, когда учет имущества относится к компетенции иных территориальных органов) (пункт 6). Ведение реестра осуществляется путем внесения сведений о федеральном имуществе в карты сведений об объекте учета в соответствующих подразделах реестра и исключения из них изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателям на вещном праве или составляющем государственную казну Российской Федерации (пункт 16).
В соответствии с пунктом 27 Положения N 447 территориальный орган в 21-дневный срок со дня получения документов правообладателя обязан провести экспертизу документов правообладателя и по ее результатам принять одно из следующих решений: а) об учете в реестре объекта учета под постоянным реестровым номером федерального имущества, исключении изменившихся сведений об объекте учета из реестра и внесении в него новых сведений об объекте учета или исключении всех сведений о нем из реестра, если установлены подлинность и полнота документов правообладателя, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений; б) об отказе в учете в реестре объекта учета, если установлено, что представленное к учету имущество, в том числе имущество, право собственности Российской Федерации на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, не находится в собственности Российской Федерации; в) о приостановлении процедуры учета в реестре объекта учета в случаях, указанных в данном пункте.
При изменении сведений об объекте учета и (или) о лицах, обладающих сведениями о нем, в том числе в случае прекращения вещного права (кроме права собственности) на объект учета, принадлежавший правообладателю, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом или территориальный орган в 10-дневный срок со дня получения документов, подтверждающих указанные изменения: а) проводит экспертизу поступивших документов; б) формирует записи об изменениях сведений по форме, предусмотренной приложением N 2 к настоящему Положению, если по результатам экспертизы установлены подлинность и полнота поступивших документов, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений; в) исключает из карт сведений об объекте учета изменившиеся сведения и вносит в них новые сведения об объекте учета в соответствии с правилами ведения реестра федерального имущества (пункт 41 Положения).
ФГБОУ ВО "ИРНИТУ", обращаясь в Управление с заявлением о внесении изменений в реестр федерального имущества в части изменения правообладателя объекта недвижимости, указывало на то, что объект в установленном порядке Учреждению не был передан, на его балансе не значится и фактически отсутствует.
В обоснование правомерности оспариваемого отказа Управление указывает на то, что исключение объекта недвижимого имущества из реестра возможно при представлении документов, подтверждающих списание объекта недвижимости в установленном порядке.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе составленный в связи с реорганизацией ГОУ СП "Иркутский машиностроительный колледж" в виде присоединения к ГОУ ВПО "Иркутский государственный технический университет" передаточный акт от 19.06.2008, утвержденный Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области, распоряжение от 19.06.2008 N 424-и об утверждении этого акта, суды установили, что в ходе инвентаризации комиссией установлено фактическое отсутствие Спортивно-оздоровительного лагеря, расположенного по адресу: Иркутская область, Курминский залив; земельный участок в районе залива "Курма" является собственностью Иркутской области; объекты недвижимого имущества на данном участке отсутствуют; спорный объект снят с балансового учета на основании приказа директора колледжа от 25.04.2008 N 55.
Фактическое отсутствие Спортивно-оздоровительного лагеря Межрегиональное ТУ Росимущества не оспаривает, подтверждается это также актом осмотра объекта недвижимого имущества от 15.09.2016, составленным в результате проведенной Управлением проверки.
Факт направления Учреждением в порядке пункта 21 Положения N 447 пакета документов, необходимых для внесения достоверных и актуальных сведений в реестр федерального имущества в отношении Спортивно-оздоровительного лагеря на берегу Курминского залива, Межрегиональное ТУ Росимущества также не оспаривает.
Таким образом, поскольку суды установили, что Учреждению не был передан и им не был принят к своему пользованию объект - "Спортивно-оздоровительный лагерь, расположенный по адресу: Иркутская область, Курминский залив", в связи с отсутствием его как вещного, так и документарного содержания, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у Межрегионального ТУ Росимущества оснований утверждать, что данный объект был передан в оперативное управление ФГБОУ ВО "ИРНИТУ", вносить спорную запись в реестр федерального имущества и, соответственно, для отказа во внесении вышеприведённых изменений в реестр федерального имущества.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 июля 2017 года по делу N А19-1055/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 15 сентября 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М. М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.