город Иркутск |
|
03 октября 2018 г. |
Дело N А19-26949/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Сонина А.А.., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Ероповой С.П. (доверенность от 09.01.2018 N 1), общества с ограниченной ответственностью "Слава" Шумейко Е.В. (доверенность от01.01.2018 N 1Д-2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета городского обустройства администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 марта 2018 года по делу N А19-26949/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Дмитриенко Е.В.; суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.),
установил:
Комитет городского обустройства администрации города Иркутска (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - антимонопольный орган, Иркутское УФАС России) о признании незаконными пункта 2 решения N 1157 от 21.11.2017 в части нарушения управлением транспорта комитета статьи 23, пункта 1 части 3 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ), предписания N 457 от 21.11.2017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Слава" (далее - ООО "Слава").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 марта 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2018 года решение суда от 07 марта 2018 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет ставит вопрос о проверке законности судебных актов, полагая их принятыми с нарушением требований Федерального закона N 220-ФЗ, а также без учёта Положения "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в г. Иркутске", утверждённого постановлением администрации г. Иркутска от 24.12.2015 N 031-06-1231/5 (далее - Положение об организации регулярных перевозок), и конкурсной документации; просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Иркутское УФАС России просит оставить судебные акты без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители ООО "Слава", Иркутского УФАС России считают судебные акты обоснованными.
Комитет, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещён надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражный дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направил, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, 21.09.2017 на web-портале администрации г. Иркутска организатором торгов - управлением транспорта комитета городского обустройства администрации г. Иркутска опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок N 4 "Ц. рынок-м/р Университетский" в г. Иркутске, с размещением конкурсной документации.
Посчитав, что конкурсная документация содержит не основанные на нормах действующего законодательства Российской Федерации требования к содержанию, форме оформлению и составу конкурсной заявки, которые вводят ограничения по допуску на участие в конкурсе, ООО "Слава" обратилось в антимонопольный орган с жалобой.
Решением N 1157 от 21.11.2017 организатор открытого конкурса был признан нарушившим статью 23, пункт 1 части 3 статьи 24 Федерального закона N 220-ФЗ, пункта 8.2 Положения об организации регулярных перевозок (пункт 2 решения).
Согласно выданному организатору торгов предписанию следовало аннулировать данный открытый конкурс.
Комитет оспорил пункт 2 решения и предписание Иркутского УФАС России в Арбитражном суде Иркутской области.
Отказывая Комитету в удовлетворении заявленных им требований, суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.
Статьёй 23 Федерального закона N 220-ФЗ установлены требования к участникам открытого конкурса.
В силу пункта 1 части 3 статьи 24 данного закона оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по установленным критериям, в частности: количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса.
Пунктом 8.2. раздела 8 Положения об организации регулярных перевозок установлено, что организация открытого конкурса осуществляется управлением транспорта в порядке, установленном Федеральным законом N 220-ФЗ, а также настоящим положением.
Как установили суды, принимая оспариваемое по настоящему делу решение (пункт 2), антимонопольный орган посчитал неправомерным включение Комитетом в конкурсную документацию требований о представлении одного оригинала конкурсной заявки и одной электронной копии конкурсной заявки, в состав которой должны входить сведения о количестве дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса (дате размещения на официальном сайте извещения о проведении конкурса), выданные территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности дорожного движения (сведения должны быть представлены на фирменном бланке с печатью и подписью руководителя территориального органа). (далее - сведения о количестве ДТП),
Суды двух инстанций исходили из того, что Федеральный закон N 220-ФЗ не предусматривает требование о представлении сведений о количестве ДТП, так и предъявление сведений в определённой форме, а именно, на фирменном бланке с печатью и подписью руководителя территориального органа.
Суды признали, что предъявление к претендентам требования о представлении вышеуказанных сведений противоречит статье 23 Федерального закона N 220-ФЗ и является административным барьером по отношению к отдельным хозяйствующим субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность на рынке пассажирских перевозок в г. Иркутске.
Положение об организации регулярных перевозок также не содержит обязанности по представлению таких сведений участниками торгов, в том числе на фирменном бланке с печатью и подписью руководителя территориального органа.
Пунктом 4.1 данного Положения установлено, что в целях организации регулярных перевозок пассажиров и багажа управление транспорта осуществляет взаимодействие с ОГИБДД МУ МВД России "Иркутское" и Межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия и Иркутской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, структурными подразделениями комитета городского обустройства администрации г. Иркутска, общественными объединениями и другими заинтересованными органами в пределах их полномочий.
С учётом изложенного, является верным вывод судов о том, что в целях осуществления оценки претендентов по такому критерию как количество ДТП конкурсная комиссия может взаимодействовать с соответствующим государственным органом. В этой ситуации формирование конкурсного предложения участников конкурса (претендентов) не будет зависеть от действий третьих лиц.
Не соглашаясь с выводами судов о законности пункта 2 решения антимонопольного органа и предписания, заявитель кассационной жалобы указывает на то, что пункт 10.1 конкурсной документации содержит критерии оценки, в том числе количество ДТП, воспроизводит содержание пункта 1 части 3 статьи 24 Федерального закона N 220-ФЗ, а поэтому не может быть признан противоречащим закону; установление требований, прямо не противоречащих Федеральному закону N 220-ФЗ, является правом организатора торгов.
Названные доводы проверены, однако, учтены быть не могут. Антимонопольный орган не оспаривал законность пункта 10.1 раздела 10 конкурсной документации, касающегося такого критерия оценки как количество ДТП, однако, как верно указали суды, в целях оценки претендентов по этому критерию Комитет должен получить эти сведения в порядке межведомственного взаимодействия.
По этим мотивам не может быть учтён довод о том, что требование к представлению участником конкурса соответствующей справки, изложенное в подпункте 12 пункта 4.1 раздела 4 конкурсной документации, не противоречит Федеральному закону N 220-ФЗ. Заявитель в данном случае не разделяет понятия - требование в участникам конкурса (статья 23 Федерального закона N 220-ФЗ не содержит требования о представления рассматриваемой справки) и установленные критерии оценки и сопоставления заявок (статья 24 этого закона). Суды верно отметили, что требование представить справки (в том числе в строго определённой форме) является излишним административным барьером, не предусмотренным ни Федеральным законом N 220-ФЗ, ни Положением об организации регулярных перевозок, и данные сведения с достоверным содержанием в силу пункта 4.1 упомянутого Положения могут быть получены непосредственно организатором конкурса.
Иные доводы кассационной жалобы также не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 марта 2018 года по делу N А19-26949/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
А.А. Сонин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.