город Иркутск |
|
24 апреля 2024 г. |
Дело N А19-21949/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Курочкиной И.А., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 декабря 2023 года по делу N А19-21949/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 февраля 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (ИНН 3812122706, ОГРН 1093850013762, далее - АО "ИЭСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России, Управление) о признании незаконным и отмене постановления N 038/1293/23 от 15.09.2023 о привлечении к административной ответственности и представления от 15.09.2023 N 038/4652/23.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено областное государственное унитарное энергетическое предприятие "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" (далее - ОГУЭП "Облкоммунэнерго").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 05 декабря 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 февраля 2024 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "ИЭСК" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты по мотивам неправильного применения судами норм материального права, нарушения норм процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в связи с необходимостью выполнения работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы, обществом правомерно установлен в договоре срок осуществления технологического присоединения 2 года; заявитель полагает, что разрешение данного спора подлежит урегулированию в судебном порядке в рамках разрешения разногласий по статье 455 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Также заявитель кассационной жалобы считает, что Иркутским УФАС России не доказано наличие оснований для квалификации действий АО "ИЭСК" по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Выводы судов о невозможности применения статьи 2.9 КоАП РФ являются необоснованными.
Управление и третье лица в отзывах на кассационную жалобу выразили несогласие с доводами кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие. От АО "ИЭСК" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в Иркутское УФАС России поступило обращение ОГУЭП "Облкоммунэнерго" от 06.04.2023 на действия АО "ИЭСК" по включению в проект договора и технические условия необоснованных условий по строительству сетевой организацией объектов электросетевого хозяйства, что повлекло увеличение платы за технологическое присоединение и установление более длительного срока осуществления технологического присоединения, а также по отказу внесения изменений в проект договора по заявке N 15760 от 20.05.2022.
Определением от 27.04.2023 N 4743/23 Иркутским УФАС России в отношении АО "ИЭСК" возбуждено дело об административном правонарушении по статье 9.21 КоАП РФ и назначено проведение административного расследования.
В ходе административного расследования Управлением установлено, что ОГУЭП "Облкоммунэнерго" обратилось в АО "ИЭСК" с заявкой N 15760 от 20.05.2022 об осуществлении технологического присоединения в целях увеличения максимальной мощности (увеличение отбора мощности с 3027 кВт до 3527 кВт).
В связи с не направлением в установленный срок проекта договора АО "ИЭСК" постановлением Управления от 16.06.2023 N 038/782/23 привлечено к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ.
ОГУЭП "Облкоммунэнерго" выдан проект договора от 14.09.2022, в пункте 5 которого АО "ИЭСК" указало, что срок выполнения мероприятий составляет 2 года со дня заключения договора; в технических условиях указано на необходимость выполнения сетевой организацией в рамках выполнения мероприятий "последней мили" строительство ВЛ 110 кВ, ПС 110/6 кВ с одним силовым трансформатором, а также возложение на ОГУЭП "Облкоммунэнерго" обязанности по строительству ВЛ 6 кВ от проектируемой ПС 110 кВ до ТП 6/0,4 кВ и иных мероприятий, что повлекло увеличение платы за технологическое присоединение в размере 42 598 566, 92 рублей.
Не согласившись с содержанием проекта договора ОГУЭП "Облкоммунэнерго" 27.09.2022 направило в адрес АО "ИЭСК" мотивированный отказ с требованием приведения договора в соответствие с Правилами.
АО "ИЭСК" письмом от 10.02.2023 отказалось внести изменения в проект договора.
Управление пришло к выводу, что в действиях АО "ИЭСК" имеется нарушение установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, выразившегося в нарушении подпункта "б" пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), в части неправомерно установленного договором от 14.09.2022 срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению. Также антимонопольный орган признал, что включение в договор мероприятий "последней мили" при условии, что заявка подана в связи с необходимостью увеличения мощности в существующей точке присоединения, противоречит требованиям Правил N 861, а отказ привести договор в соответствие с требованиями действующего законодательства свидетельствует о навязывании не предусмотренных Правилами обязательств. Проект договора в новой редакции подлежал направлению стороне 12.10.2022.
По факту выявленного нарушения должностным лицом Управления 19.06.2023 в отношении АО "ИЭСК" составлен протокол об административном правонарушении N 1029/23 по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 15.09.2023 N 038/1293/23 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
15.09.2023 Управлением вынесено представление N 038/4652/23 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, согласно которому АО "ИЭСК" в 30-дневный срок со дня получения настоящего представления обязано привести проект договора, направленный в адрес ОГУЭП "Облкоммунэнерго" на заявку N 15760 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя в целях увеличения максимальной мощности, в соответствие с требованиями подпункта "б" пункта 16, пункта 25 Правил N 861 и направить проект договора и технические условия в адрес ОГУЭП "Облкоммунэнерго".
Не согласившись с постановлением и представлением антимонопольного органа, общество оспорило их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности антимонопольным органом наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, отсутствия нарушения процедуры привлечения к административной ответственности и назначения административного наказания.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет ответственность по части 2 статьи 9.21 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Пунктом 41 Правил N 861 установлены случаи, при которых сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации.
При получении заявки в силу абзаца 6 пункта 43 Правил N 861 сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора об осуществлении технологического присоединения.
Согласно абзацу 3 пункта 15 Правил N 861 в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
Пунктом 16 указанных Правил установлены предельные сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению. Для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет более 670 кВт, срок технологического присоединения не может превышать 1 год (подпункт "б").
Данная норма носит императивный характер и направлена на недопустимость злоупотребления сетевой организацией как сильной стороной в договоре с потребителем услуги.
Как правильно указали суды, технические условия должны содержать фактические мероприятия по технологическому присоединению, подлежащие выполнению со стороны сетевых организаций, для осуществления конкретного технологического присоединения.
Согласно пункту 25 (4) Правил N 861 технологического присоединения в технических условиях для заявителей - сетевых организаций, подающих заявки в соответствии с пунктом 13 (1) Правил технологического присоединения, должны быть указаны, в том числе, обоснованные требования к усилению электрической сети смежной сетевой организации.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 861 в случае направления заявителем в течение 10 рабочих дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием приведения его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия (как неотъемлемое приложение к договору).
Согласно абзацу 3 пункта 19 Правил N 861 запрещается навязывать потребителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.
По результатам исследования и оценки представленных доказательств, доводов и возражений сторон, суды установили, что требования пункта 15, подпункта "б" пункта 16, пункта 19 Правил N 861 АО "ИЭСК" не были соблюдены.
Суды обоснованно признали, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению для рассматриваемого случая должен составлять 1 год, который является предельным; правовые основания для установления срока 2 года со дня заключения договора у сетевой организации отсутствовали.
Также суды установили, что в проекте технических условий заложены необоснованные мероприятия, как в отношении сетевой организации, так и в отношении потребителя, что привело к повышению размера платы за технологическое присоединение. При этом суды учитывали, что заявка ОГУЭП "Облкоммунэнерго" была направлена в целях увеличения максимальной мощности по существующей схеме подключения без изменения точки присоединения, без смены категории надежности. Вместе с тем, мероприятия по техническим условиям предусматривали строительство новых объектов электросетевого хозяйства без учета наличия фактического технологического присоединения объекта ОГУЭП "Облкоммунэнерго" к электрическим сетям АО "ИЭСК". Строительство новых объектов электросетевого хозяйства представляет собой развитие существующей сети и не может быть включено в плату за технологическое присоединение.
На направленные 27.09.2022 ОГУЭП "Облкоммунэнерго" в адрес АО "ИЭСК" мотивированный отказ и требование привести проект договора и технические условия в соответствие с Правилами N 861 в срок до 11.10.2022 новый проект договора и технические условия в адрес ОГУЭП "Облкоммунэнерго" не поступили, что правомерно расценено судами как несоблюдение АО "ИЭСК" требований пункта 15, абзаца 3 пункта 19 Правил N 861.
С учетом установленных обстоятельств, руководствуясь положениями части 1 статьи 1.5, части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях АО "ИЭСК" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доказательства, свидетельствующие о том, что общество предприняло все зависящие от него меры к выполнению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены и судами таких обстоятельств не установлено.
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, суды верно установили повторность совершения правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ и правильность квалификации настоящего деяния административным органом по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, что подтверждается вступившим в законную силу 20.04.2022 решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 февраля 2022 года по делу N А19-114/2022. Годичный срок со дня окончания исполнения постановления (оплата штрафа 19.08.2022), оспариваемого по делу N А19-114/2022, на момент совершения правонарушения рассматриваемого в настоящем деле, не истек.
Также судами установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении антимонопольным соблюден порядок и срок давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из установленных по делу фактических обстоятельств допущенного обществом нарушения порядка, установленного Правилами N 861, повлекшего нарушение прав потребителя, характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, суды первой и апелляционной инстанций пришли к мотивированным выводам об отсутствии оснований для признания вменяемого административного правонарушения малозначительным.
В силу пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Кроме того, суды обоснованно указали на наличие у Управления установленных статьей 29.13 КоАП РФ оснований для вынесения и направления обществу представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы заявителя кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, фактически направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ, подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа. По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 декабря 2023 года по делу N А19-21949/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 февраля 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
И.А. Курочкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, суды верно установили повторность совершения правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ и правильность квалификации настоящего деяния административным органом по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, что подтверждается вступившим в законную силу 20.04.2022 решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 февраля 2022 года по делу N А19-114/2022. Годичный срок со дня окончания исполнения постановления (оплата штрафа 19.08.2022), оспариваемого по делу N А19-114/2022, на момент совершения правонарушения рассматриваемого в настоящем деле, не истек.
...
В силу пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Кроме того, суды обоснованно указали на наличие у Управления установленных статьей 29.13 КоАП РФ оснований для вынесения и направления обществу представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 апреля 2024 г. N Ф02-1613/24 по делу N А19-21949/2023