город Иркутск |
|
26 апреля 2024 г. |
Дело N А58-4260/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Курочкиной И.А.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ким Олеси Валерьевны на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2023 года по делу N А58-4260/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 декабря 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ким Олеся Валерьевна (ОГРНИП 310143501900019, ИНН 143523642750, далее - ИП Ким О.В., предприниматель, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к комиссии по отбору получателей средств субсидии из бюджета городского округа "город Якутск" на поддержку сельскохозяйственного производства (далее - комиссия) о признании недействительным пункта 2.3 протокола заседания комиссии по отбору получателей субсидии в части установления размера субсидии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Окружная администрация города Якутска (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907, далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 декабря 2023 года, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые судебные акты и принять постановление об удовлетворении требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды не дали оценку всем обстоятельствам по делу, а именно не исследовали вопрос о составе комиссии и ее осведомленности о наличии/отсутствии арендных правоотношений между предпринимателем и третьим лицом; комиссией не были применены положения статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации; определение размера предоставляемой субсидии находится в компетенции комиссии.
В отзыве на кассационную жалобу третье лицо отклонило ее доводы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания по ее рассмотрению выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 03.03.2023 ИП Ким О.В. подана заявка на участие в отборе получателей субсидии из бюджета городского округа "город Якутск" на финансовое обеспечение части затрат на проведение агротехнологических работ в области картофелеводства.
В подтверждение наличия в собственности или аренде (субаренде) земельного участка под посев сельскохозяйственных культур к заявке приложены:
- договор купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от 19.06.2020, для ведения К(Ф)Х общей площадью 100 000 кв.м. или 10 га (17.08.2020 государственная регистрация права собственности);
- договор аренды земельного участка от 25.06.2014 N 09-1/2014-0546 для использования под сельскохозяйственное производство, общей площадью 22 670 кв.м. или 2,2 га, со сроком его действия с 25.06.2014 по 25.06.2019;
- договор аренды земельного участка от 25.06.2014 N 09-1/2014-0545 для использования под сельскохозяйственное производство, общей площадью 61 260 кв.м. или 6,1 га, со сроком его действия с 25.06.2014 по 25.06.2019.
22.03.2023 состоялось заседание комиссии, которое оформлено Протоколом N Пр-31-СХП.
Пунктом 2.1. указанного Протокола ИП Ким О.В. признана прошедшей отбор получателей субсидии из бюджета городского округа "город Якутск" на финансовое обеспечение части затрат на проведение агротехнологических работ в области картофелеводства.
Согласно пункту 2.3 Протокола в соответствии с пунктом 3.6 Порядка предоставления субсидий в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных решением Якутской городской Думы "О бюджете городского округа "город Якутск" и Соглашением с Министерством сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) на 2023 год, ИП Ким О.В. определен объем субсидированной площади в размере 10 Га и сумма субсидии в размере 261 685 рублей 80 копеек.
Не согласившись с определенным размером субсидии, с учетом исключения из ее расчета объемов площадей земельных участков, арендуемых предпринимателем, ИП Ким О.В. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из соответствия пункта 2.3 Протокола в оспариваемой части Порядку предоставления из бюджета городского округа "город Якутск" субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на проведение агротехнических работ в области картофелеводства, утвержденному постановлением Окружной администрация города Якутска от 15.03.2022 N 51п, и отсутствия нарушения прав и законных интересов предпринимателя.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из взаимосвязанных положений статей 69 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер - возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами.
Пунктом 3 статьи 78 названного выше Кодекса установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Постановлением Окружной администрации города Якутска от 15.03.2022 N 51п утвержден Порядок предоставления из бюджета городского округа "город Якутск" субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на проведение агротехнологических работ в области картофелеводства (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.4 Порядка уполномоченной организацией по приему и оценке документов на конкурсный отбор по предоставлению субсидии является муниципальное казенное учреждение "Управление сельского хозяйства" городского округа "город Якутск" (далее - Управление).
Получателями субсидии, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, подсобных хозяйств юридических лиц, казенных предприятий, учреждений), признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями (пункт 1.5 Порядка).
Согласно пункту 1.6 Порядка критериями отбора получателя субсидии являются: а) наличие посевных площадей картофеля за предыдущий отчетный год по данным статистической отчетности; б) наличие в собственности или в аренде (субаренде) земельного участка под посев сельскохозяйственных культур.
Получатель субсидии определяется на основании заявок, направленных участниками отбора для участия в отборе исходя из соответствия участника отбора категориям отбора, установленным пунктом 1.5 настоящего Порядка, и критериям отбора, установленным пунктом 1.6 настоящего Порядка, и очередности поступления заявок на участие в отборе (пункт 2.1 Порядка).
В силу положений подпункта "ж" пункта 2.4 Порядка участник отбора на день подачи заявок на участие в отборе должен соответствовать требованиям, в том числе в части предоставления Управлению полного пакета документов, перечень которых установлен в пункте 3.3 настоящего Порядка, и соблюдения сроков предоставления документов.
Пунктом 3.3 Порядка установлен перечень документов, предоставляемых получателем субсидии, в силу подпункта "в" которого является копия документа, подтверждающего о наличии в собственности или аренде (субаренде) земельного участка.
При этом проверку соответствия получателя субсидии требованиям, установленным подпунктом "ж" пункта 2.4 Порядка на основании документов, указанных в пункте 3.3 осуществляет Управление (пункт 3.2 Порядка).
В силу пункта 3.7 Порядка размер субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на проведение агротехнологических работ в области картофелеводства рассчитывается по соответствующей формуле (с учетом площадей посева картофеля, в гектарах).
В соответствии с пунктом 2.16 Порядка комиссия, формируемая на основании распоряжения Окружной администрации города Якутска, в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока подачи (приема) заявок участников отбора рассматривает, а также проверяет заявку на участие в отборе и приложенные к ним документы на предмет их соответствия установленным в объявлении о проведении отбора требованиям и принимает решение о предоставлении субсидии или об отклонении заявки участника отбора.
Распоряжением Окружной администрации города Якутска от 04.08.2022 N 1721р образована комиссия по отбору получателей субсидии из бюджета городского округа "город Якутск" на поддержку сельскохозяйственного производства, утверждены ее состав и Положение о комиссии (пункты 1, 2.1, 2.2 распоряжения).
Согласно подпункту "б" пункта 2.1 Положения о комиссии основными задачами комиссии являются принятие решения о прохождении организацией отбора или об отклонении заявки на участие в отборе в соответствии с Правилами предоставления субсидии.
Правильно применив указанные положения бюджетного законодательства, а также Порядка и Положения о комиссии, арбитражные суды, оценив доводы сторон и представленные в дело доказательства по правилам главы 7, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что субсидия предоставляется на основании соглашения, заключаемого между Управлением и получателем субсидии по соответствующей типовой форме; в полномочиях комиссии находится принятие решения о прохождении отбора получателя средств субсидии или отклонение его заявки; комиссия положительно разрешила вопрос о наличии оснований признать предпринимателя получателем субсидии, а, следовательно, оспариваемым решением права заявителя не нарушены; вопрос размера предоставляемой субсидии находится в компетенции Управления.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводам об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на надлежащей оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что определение размера предоставляемой субсидии находится в компетенции комиссии, подлежит отклонению с учетом указанных выше положений Порядка и Положения о комиссии, а также пункта 6 оспариваемого Протокола.
Доводы предпринимателя относительно не исследования судами вопроса о составе комиссии и ее осведомленности о наличии/отсутствии арендных правоотношений между предпринимателем и третьим лицом, не принимаются во внимание, поскольку положениями Порядка и Положением о комиссии не предусмотрена такая осведомленность членов комиссии, а также возможность или их обязанность в указанном случае по запросу и выяснению дополнительной информации по заявкам получателей субсидии. Кроме того, приложенные заявителем к заявке документы должны четко соответствовать требованиям Порядка и исключать их неоднозначного толкования.
В части довода ИП Ким О.В., что комиссией не были применены положения статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации о продлении спорных договоров аренды на неопределенный срок, суды верно указали, что разрешение правового вопроса о пролонгации договоров аренды не находится в компетенции ответчика.
Доводы кассационной жалобы являются позицией предпринимателя по делу, приводились им в судах двух инстанций, судами рассмотрены и отклонены со ссылкой на установленные обстоятельства и приведенные выше нормы права с изложением мотивов их непринятия.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя кассационной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа. По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2023 года по делу N А58-4260/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 декабря 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Курочкина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из взаимосвязанных положений статей 69 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер - возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами.
Пунктом 3 статьи 78 названного выше Кодекса установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий.
...
В части довода ИП Ким О.В., что комиссией не были применены положения статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации о продлении спорных договоров аренды на неопределенный срок, суды верно указали, что разрешение правового вопроса о пролонгации договоров аренды не находится в компетенции ответчика."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 апреля 2024 г. N Ф02-1580/24 по делу N А58-4260/2023