город Иркутск |
|
06 мая 2024 г. |
Дело N А10-5547/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Железняк Е.Г.,
судей Дамбарова С.Д., Тютриной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пичуевой Е.П.,
при участии представителя Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Юрьева И.В. (доверенность N 08-01-05/44 от 18.07.2023, паспорт, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции кассационную жалобу Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 декабря 2023 года по делу N А10-5547/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" города Улан-Удэ (ОГРН 1150327010426, ИНН 0326540932, далее - МУП "Водоканал" г. Улан-Удэ, предприятие, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Забайкальскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047550021936, ИНН 7536056390, далее - ответчик) о взыскании 18 723 рублей 38 копеек задолженности, 759 рублей 02 копеек пени за период с 24.06.2023 по 24.08.2023.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 декабря 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2024 года, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой со ссылкой на нарушение судами норм материального и процессуального права просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о наличии оснований для взыскания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (далее - ЦСВ) в соответствии с пунктом 123(4) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644); указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие то, что сточные воды не отвечают требованиям к составу и свойствам сточных вод, установленным Правилами N 644.
МУП "Водоканал" г. Улан-Удэ в отзыве на кассационную жалобу указывает на несостоятельность доводов ответчика, полагает судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании 23.04.2024 представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы.
Истец о времени и месте судебного заседания извещен по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направил, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без его участия.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование о взыскании платы за негативное воздействие на работу ЦСВ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, правоотношения сторон (истец - организация водопроводно-канализационного хозяйства, ответчик - заказчик) урегулированы государственным контрактом холодного водоснабжения и водоотведения N 2765 (далее - контракт).
Согласно пункту 1 контракта, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять прием сточных вод заказчика от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а заказчик обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим контрактом.
В период с июля 2020 года по декабрь 2022 года истец оказал заказчику услуги водоотведения и начислил плату за негативное воздействие на работу ЦСВ в соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644.
Неисполнение обязанности по оплате задолженности послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций со ссылкой на статьи 329, 330, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пункты 113, 114, 118, 119, 123(4), 124 Правил N 644, исходили из правомерности начисления истцом платы за негативное воздействие на работу ЦСВ и пени.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
В пункте 123(4) Правил N 644 установлена формула расчета размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод для обозначенных в данном пункте объектов абонентов (при наличии любого из условий), в том числе если среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод менее объема, указанного в абзаце первом пункта 124 Правил, то есть менее 30 куб. метров в сутки.
Правильно применив нормы материального права, исследовав и оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства (в том числе счета-фактуры, карточку потребителя за период с июля 2020 года - декабрь 2022 года, расчет среднесуточного объема сточных вод в спорный период), арбитражные суды установили, что объем сбрасываемых сточных вод с объекта ответчика составляет менее 30 куб. метров в сутки, ответчик декларацию не представлял, в связи с чем пришли к выводу о соответствии последнего критериям для применения упрощенного порядка определения платы за негативное воздействие на работу ЦСВ и об обоснованности предъявляемой истцом платы, расчет которой произведен в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 123(4) Правил N 644.
Расчет платы и пени судами проверен и признан соответствующим действующему законодательству, ответчик контррасчет не представил. При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
К указанным выводам суды обеих инстанций пришли по результатам оценки всех представленных сторонами доказательств в их совокупности. Каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Довод о недоказанности того, что среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с объекта ответчика составляет меньше 30 куб. метров в сутки противоречит представленным в дело доказательствам (карточке потребителя за период с июля 2020 года по декабрь 2022 года, счету, контракту), которые ответчиком не опровергнуты (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований для начисления платы за негативное воздействие на работу ЦСВ отклоняется судом округа, поскольку основан на неверном толковании пункта 123(4) Правил N 644.
Из содержания пункта 123(4) Правил N 644 следует, что законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за негативное воздействие на работу ЦСВ для категории абонентов, указанных в пункте 123(4) Правил.
Плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения начисляется без анализа отобранных организацией водопроводно-канализационного хозяйства проб сточных вод, в случае, если абонентом не обеспечена возможность отбора проб сточных вод или возможность отбора проб сточных вод имеется, но отсутствует поданная абонентом в установленном порядке декларация, и при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев, предусмотренных пунктом 123(4) Правил N 644.
Такой подход к применению упрощенного порядка расчета платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения, предусмотренного пунктом 123(4) Правил N 644, изложен Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в решении от 16.12.2020 N АКПИ20-722.
В решении указано, что положения Правил N 644 предоставляют абоненту право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644 либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактического состава и свойств сточных вод абонента.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что ответчик соответствовал критерию, указанному в абзаце первом пункта 124 Правил N 644.
С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что истец правомерно начислил ответчику плату за негативное воздействие на ЦВС на основании пункта 123(4) Правил N 644.
Иное толкование заявителем кассационной жалобы положений примененных судами норм материального права не свидетельствует о неправильном применении судами норм права и не является основанием к отмене законных и обоснованных судебных актов по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 декабря 2023 года по делу N А10-5547/2023 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Железняк |
Судьи |
С.Д. Дамбаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил правомерность взыскания платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения, основанного на правилах, установленных правительством. Ответчик не представил доказательства, подтверждающие соответствие сточных вод установленным требованиям, что подтвердило законность начислений истца. Суд кассационной инстанции оставил без изменения решения нижестоящих судов, признав их обоснованными и соответствующими нормам права.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 мая 2024 г. N Ф02-1473/24 по делу N А10-5547/2023