город Иркутск |
|
07 мая 2024 г. |
Дело N А78-8006/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
при участии в открытом судебном заседании представителя Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю - Безбородовой М.А. (доверенность от 10.01.2024, диплом),
рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Мальцева Николая Михайловича на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12 октября 2023 года по делу N А78-8006/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Мальцев Николай Михайлович (ОГРН 304752721000055, ИНН 752700026440) (далее - предприниматель, ИП Мальцев Н.М., налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края к Управлению Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю (ОГРН 1047550033739, ИНН 7536057354) (далее - налоговый орган, Управление) с заявлением о признании недействительным решения от 17.02.2023 N 2006 о привлечении к налоговой ответственности.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 12 октября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2024 года, в удовлетворении требования отказано.
В кассационной жалобе предприниматель, частично процитировав и указав на нарушение судами следующих норм права: статьи 23, 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статья 3, часть 2 статьи 11, статья 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пункт 5 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ (далее - Закон N 129-ФЗ), а также правовых позиций, изложенных в пунктах 1, 3, 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - Постановление N 53), просит судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению налогоплательщика: судами не учтены его доводы о том, что он с 2012 года не осуществлял розничную торговлю пивом, пивными напитками, сидром, пуаре, медовухой, а также спиртосодержащей непищевой продукцией, классифицируемую по коду Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС редакция 2), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст (ОКВЭД) 47.25 "Торговля розничными напитками в специализированных магазинах" (далее - код ОКВЭД 47.25), а налоговым органом не установлено от какого вида деятельности фактически был получен доход.
Предприниматель полагает, что он правомерно рассчитал свои налоговые обязательства по упрощенной системе налогообложения (УСН) за 2021 год, исходя из пониженной ставки в размере 1% в соответствии с Законом Забайкальского края от 04.05.2010 N 36-ЗЗК "О размерах налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков при применении упрощенной системы налогообложения" (далее - Закон N 360-ЗЗК), в связи с осуществлением им в 2021 году вида деятельности по коду ОКВЭД 47.54 "Торговля розничная бытовыми электротоварами в специализированных магазинах" (далее - ОКВЭД 47.54) и розничной торговли мебелью.
Налоговый орган в отзыве на кассационную жалобу против доводов возразил, ссылаясь на их несостоятельность, просил судебные акты ставить без изменения.
Предприниматель о времени и месте судебного заседания извещен по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (почтовые уведомления о вручении первичных извещений о судебных заседаниях, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке (в сети "Интернет" на сайтах fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru)), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Присутствующий в судебном заседании представитель налогового органа поддержали возражения, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив в порядке главы 35 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно неё, суд округа приходит к следующим выводам.
Судами установлено и материалами дела подтверждается следующее.
По результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2021 год (сумма полученных доходов указана 72 364 181 рублей, ставка налога 1%, объект налогообложения - доходы), налоговым органом составлен акт N 12700 от 07.09.2022 и принято решение N 2006 от 17.02.2022, которым начислено 3 618 209 рублей налога по УСН и 22 613 рублей 81 копейка штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Основанием для начисления указанных сумм послужили выводы налогового органа о несоблюдении налогоплательщиком условий подпункта 2 части 1 статьи 1 (1), части 3 статьи 1 (1) Закона N 360-ЗЗК для применения пониженной ставки 1% при применении УСН за 2021 год.
Полагая указанное решение незаконным и необоснованным, соблюдая досудебный порядок урегулирования спора, предприниматель обратился в суд с рассматриваемым требованием.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из отсутствия у налогоплательщика правовых оснований для применения ставки налога в размере 1% при исчислении налога по УСН, в связи с отражением в Едином государственном реестре предпринимателей (ЕГРИП) по состоянию на 01.11.2020 в качестве его основного вида экономической деятельности кода ОКВЭД 47.25.1 "Торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах" (далее - код ОКВЭД 47.25.1, розничная торговля алкогольными напитками).
Суд округа оснований для отмены судебных актов не усматривает, исходя из следующего.
В пункте 7 статьи 12 НК РФ предусмотрено право законодательных органов субъекта Российской Федерации устанавливать налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
В силу пункта 1 статьи 346.20 НК РФ для целей исчисления налога, взимаемого, в связи с применением УСН, налоговая ставка устанавливается в размере 6% в случае, если объектом налогообложения являются доходы и иное не установлено настоящим пунктом и пунктами 1.1, 3 и 4 этой статьи.
Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1% до 6% в зависимости от категорий налогоплательщиков.
В связи с отменой единого налога на вмененный доход (ЕНВД), в целях поддержки налогоплательщиков, сохранения налоговой базы по основным видам деятельности и соблюдении баланса интересов налогоплательщиков и бюджета Забайкальского края Законом Забайкальского края от 27.11.2020 N 1856-ЗЗК "О внесении изменений в Закон Забайкальского края "О размерах налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков при применении упрощенной системы налогообложения" (далее - Закон N 1856-ЗЗК) внесены изменения в Закон N 360-ЗЗК и с 01.01.2021 установлены пониженные ставки для налогоплательщиков, применяющих УСН.
Согласно подпункту 2 части 1 статьи 1 (1) Закона N 360-ЗЗК налоговая ставка при применении УСН для налогоплательщиков, применявших в 2020 году в отношении осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности систему налогообложения в виде ЕНВД, в том числе одновременно с УСН, установлена в размере 1% в 2021-2023 годах в случае, если объектом налогообложения являются доходы.
В соответствии с частью 2 статьи 1 (1) Закона N 360-ЗЗК налоговые ставки, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 1 (1) данного закона, применяются налогоплательщиками при одновременном соблюдении следующих условий: основным видом деятельности налогоплательщика в соответствии со сведениями, содержащимися в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) или в ЕГРИП по состоянию на 01.11.2020, является вид экономической деятельности, в отношении которого налогоплательщиком в 2020 году применялась система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности; за соответствующий налоговый период не менее 70% доходов, определяемых в порядке, установленном статьей 346.15 НК РФ, составили доходы от основного вида предпринимательской деятельности, указанного в пункте 1 части 2 статьи 1 (1) Закона N 360-ЗЗК.
В силу части 3 данной нормы закона действие её частей 1 и 2 не распространяется на налогоплательщиков, основным видом деятельности которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРИП по состоянию на 01.11.2020, является один из видов экономической деятельности, входящих в группу кода ОКВЭД 47.25.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11, пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребителя (распития) алкогольной продукции" производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также розничная продажа алкогольной продукции осуществляется организациями. При этом индивидуальные предприниматели вправе осуществлять деятельность в части розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также спиртосодержащей непищевой продукции.
В пункте 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022) (утвержден Президиумом 01.06.2022, далее - Обзор 1(2022), разъяснено, что по смыслу закона налоговые льготы выступают формой имущественной поддержки (государственной помощи) отдельных категорий субъектов экономического оборота и признаются оправданным исключением из принципа всеобщности и равенства налогообложения в той мере, в какой это позволяет налогоплательщику эффективно распорядиться оставшимися после налогообложения финансовыми ресурсами и одновременно обеспечить удовлетворение лежащего в основе предоставления льготы публичного интереса, связанного со стимулированием деятельности отдельных отраслей экономики, улучшением социально-экономического положения территорий. При их предоставлении должен быть обеспечен равный подход - условия применения льгот должны толковаться и применяться таким образом, чтобы дифференциация прав налогоплательщиков осуществлялась по объективным и разумным критериям, отвечающим цели соответствующих законоположений.
Исходя из указанных норм права, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, суды, установили следующее.
Предприниматель с 19.09.2004 по 31.12.2020 являлся плательщиком ЕНВД по виду деятельности "Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы" и согласно выписке из ЕГРИП по состоянию на 01.11.2020 им заявлен ОКВЭД, включенный в группу 47.25, а именно код ОКВЭД 47.25.1 "Торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах".
Норм, позволяющих налоговому органу определять возможность применения налогоплательщиком ставки 1% по результатам проверки его экономической деятельности и дельнейшего сопоставления заявленного им в ЕГРИП кода ОКВЭД с фактическим осуществляемым видом деятельности Законом N 360-ЗЗК, в том числе его статьей 1(1) не предусмотрено.
Факт внесения налогоплательщиком в ЕГРИП после 01.11.2020 изменений в части основного вида деятельности иного кода (ОКВЭД 47.54) не свидетельствует о соблюдении им требований для применения пониженной налоговой ставки, поскольку согласно буквальному содержанию статьи 1 (1) Закона N 360-ЗЗК такой вид экономической деятельности должен быть указан в качестве основного по состоянию на 01.11.2020.
Поскольку вид экономической деятельности, в том числе и основной, определяется хозяйствующим субъектом самостоятельно при подаче им соответствующего заявления в регистрирующий орган, то это лицо и несет риск неблагоприятных последствий, связанных с отказом предоставления определенных льгот в рамках налогового законодательства.
В связи с изложенным, суды пришли к обоснованным выводам: об отсутствии у предпринимателя права на применение ставки налога в размере 1% при применении УСН за 2021 год; о законности и обоснованности оспариваемого решения и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения требования.
Данные выводы основаны на правильном толковании и применении приведенных выше норм права, регулирующих спорные правоотношения, к установленным в настоящем деле фактам.
Доводы предпринимателя о том, что указанный в ЕГРИП вид деятельности по коду ОКВЭД 47.25.1 не является для него основным и фактически им осуществлялся вид деятельности по иному коду, в связи с чем налоговому органу следовало определить размер дохода от этой деятельности в целях применения ставки 1% отклоняется, как основанный на ошибочном толковании предпринимателем положений статьи 1(1) Закона N 360-ЗЗК, поскольку из буквального содержания данной нормы возможность применения пониженной ставки прямо исключается наличием в ЕГРИП по состоянию на 01.11.2020 записи об основном виде экономической деятельности, входящем в группу кода ОКВЭД 47.25, что свидетельствует о направленности волеизъявления законодателя на поддержку только законодательно обозначенной категории налогоплательщиков, ранее уплачивающих ЕНВД.
Суд округа также учитывает, что решением Забайкальского краевого суда от 02 февраля 2024 года в удовлетворении административного иска о признании недействующим части 3 статьи 1 (1) Закона N 360-ЗЗК отказано.
Неправильного применения положений приведенных выше норм права, а также указанных в тексте кассационной жалобы статей 23, 49 ГК РФ, статьи 3, части 2 статьи 11, статьи 45 НК РФ, пунктов 1, 3, 7 Постановление N 53, с учетом рассматриваемых отношений и установленных в настоящем дел фактов, суд округа не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
В связи с изложенным, обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа и по ходатайству лиц, участвующих в деле, его копия на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12 октября 2023 года по делу N А78-8006/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2024 года по тому же делу, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Председательствующий |
А.И. Рудых |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил кассационную жалобу индивидуального предпринимателя, который оспаривал решение налогового органа о начислении налога по упрощенной системе налогообложения. Суд установил, что предприниматель не имел права на применение пониженной ставки налога в размере 1%, так как его основной вид деятельности, зарегистрированный в ЕГРИП, относился к группе, не подпадающей под льготы.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 мая 2024 г. N Ф02-1850/24 по делу N А78-8006/2023