город Иркутск |
|
25 декабря 2017 г. |
Дело N А58-7092/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А. Н.,
судей: Загвоздина В. Д., Кадниковой Л. А.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Окружной администрации города Якутска на постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2017 года по делу N А58-7092/2016 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) (суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Никифорюк Е.О.),
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Степанов Илья Петрович (ОГРН 316144700060811; ИНН 143502252125; г. Якутск; далее - глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением к Окружной администрации города Якутска (далее - администрация) о признании незаконным бездействия, выраженного в не подготовке, не подписании и не направлении трех проектов договора купли-продажи земельного участка, находящегося по адресу: г. Якутск, местность Тибигине-Юряхское с кадастровым номером 14:35:000000:2885; о признании незаконным решения Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - департамент) N 2626-ДИЗО/17 от 01.03.2017 об отказе в предоставлении земельного участка, обязании подготовить проект договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося по адресу: г. Якутск, местность Тибигине-Юряхское с кадастровым номером 14:35:000000:2885, для использования под сельскохозяйственное производство, общей площадью - 153 750 кв. м.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) (далее - Департамент по лесным отношениям).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2017 года решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2017 года отменено в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным решения департамента N 2626-ДИЗО/17 от 01.03.2017, в данной части по делу принят новый судебный акт о признании незаконным решения департамента об отказе в предоставлении главе КФХ земельного участка, на администрацию возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов главы КФХ. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с указанным постановлением суда апелляционной инстанции в части признания незаконным оспариваемого решения департамента, администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Согласно доводам кассационной жалобы, вывод апелляционного суда о незаконности отказа департамента в предоставлении испрашиваемого земельного участка противоречит нормам земельного и лесного законодательства, поскольку земельные участки из состава земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, ограничиваются в обороте; в связи с тем, что Департаментом по лесным отношениям установлен факт наложения испрашиваемого главой КФХ земельного участка на земли лесного фонда, департамент не вправе предоставлять такой участок в порядке, предусмотренном статьёй 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
До начала судебного заседания главой КФХ заявлены ходатайства об отложении рассмотрения кассационной жалобы администрации в связи с неполучением копии кассационной жалобы и, следовательно, отсутствием возможности представить отзыв на кассационную жалобу, и о предоставлении возможности участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Республики Саха (Якутия).
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05 декабря 2017 года в удовлетворении ходатайства главы КФХ об участии в судебном заседании по делу N А58-7092/2016 путем использования систем видеоконференц-связи отказано в связи с отсутствием в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия) технической возможности осуществления видеоконференц-связи 19.12.2017 в 14 часов 00 минут (время в г.Иркутске).
Согласно статье 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий (часть 5).
Из указанной нормы следует, что отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда. При этом положенные в обоснование заявленного участвующим в деле лицом ходатайства об отложении рассмотрения дела доводы оцениваются судом с точки зрения необходимости и уважительности.
При подаче кассационной жалобы согласно требованиям статьи 277 АПК администрацией была приложена копия почтовой квитанции от 16.10.2017 о направлении главе КФХ РФ копий кассационной жалобы и документов, которые у него отсутствуют (почтовый идентификатор 67701816056179); согласно отчету об отслеживании отправления с указанным почтовым идентификатором главой КФХ данное отправление получено 22.11.2017.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения ходатайства главы КФХ об отложении рассмотрения кассационной жалобы администрации.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение им норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, глава КФХ обратился в администрацию с заявлением от 04.08.2016 о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, местность Тибигине-Юряхское, с кадастровым номером 14:35:000000:2885 площадью 153 750 кв.м (далее - земельный участок) для сельскохозяйственного производства в собственность с приложением, в том числе кадастрового паспорта, схемы земельного участка, распоряжения об изменении вида разрешенного использования.
В периодическом печатном издании "Эхо столицы" 23.08.2016 опубликовано извещение о возможном предоставлении на праве собственности указанного земельного участка для использования под сельское хозяйство.
Письмом N 01-10/2504 от 30.08.2016, направленным в адрес департамента, Департамент по лесным отношениям сообщил о выявлении наложения на земельный участок с кадастровым номером 14:35:00000:2885 с установленной категорией земель "земли сельскохозяйственного назначения" на участок лесного фонда с рекомендацией об отмене аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 14:35:00000:2885.
На основании указанного письма 23.09.2016 в периодическом печатном издании "Эхо столицы" опубликовано извещение об аннулировании извещения о возможном предоставлении на праве собственности земельного участка, опубликованного в газете "Эхо столицы" 23.08.2016 N 61 и на официальном сайте администрации 22.08.2016.
Письмом N 2626-ДИЗО/17 от 01.03.2017 департамент сообщил главе КФХ о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка для использования под сельское хозяйство со ссылкой на письмо Департамента по лесным отношениям N 01-10/2504 от 30.08.2016.
Вышеизложенные обстоятельства явились причиной обращения главы КФХ в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в конкретном рассматриваемом случае у администрации правовых оснований для подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление их главе КФХ, поскольку администрацией осуществлены действия по аннулированию извещения в связи с поступлением письма Департамента по лесным отношениям о выявлении наложения испрашиваемого земельного участка на участок лесного фонда. Кроме того, суд установил, что оспариваемые бездействие администрации и решение департамента не нарушают прав и законных интересов главы КФХ.
Признавая неправомерным решение суда в части отказа в признании незаконным решения департамента N 2626-ДИЗО/17 от 01.03.2017, Четвёртый арбитражный апелляционный суд правильно исходил из следующего.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании решения может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности установлены статьёй 39.18 ЗК РФ.
В случае поступления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса (пункт 1).
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", и направляет указанное решение заявителю (пункт 5).
Судом апелляционной инстанции установлено, что по истечении тридцати дней с момента опубликования извещения о возможном предоставлении на праве собственности указанного земельного участка для использования под сельское хозяйство и не поступлении заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченным органом не произведены действия, предусмотренные пунктом 5 указанной статьи, при этом аннулировано ранее опубликованное извещение о возможном предоставлении на праве собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и принято решение N 2626-ДИЗО/17 от 01.03.2017. Единственным основанием для принятия оспариваемого решения явилось письмо Департамента по лесным отношениям N 01-10/2504 от 30.08.2016, сообщающее о наложении земельного участка с кадастровым номером 14:35:00000:2885 на земли лесного фонда.
Согласно правилам распределения бремени доказывания, установленным статьёй 65, частью 5 статьи 200 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений; обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение.
Исследовав и оценив в порядке главы 7 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд пришел к мотивированному выводу о недоказанности вышеуказанного обстоятельства, поскольку из представленных администрацией и Департаментом по лесным отношениям копий документов невозможно сделать однозначный вывод о наложении на земельный участок с кадастровым номером 14:35:00000:2885 участка лесного фонда; данные документы не содержат сведений о точках пересечения спорного земельного участка с землями лесного фонда и их координатах; пояснения и сведения о таких точках и их координатах администрацией не приведены; документы, с которых изготовлены указанные копии, не содержат наименования и подписей уполномоченных лиц, в силу чего невозможно сделать вывод об источнике происхождения данных документов. Таким образом, какие-либо относимые, допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие выводы администрации и Департамента по лесным отношениям о наложении на земельный участок с кадастровым номером 14:35:00000:2885 участка лесного фонда в материалы дела не представлены.
Кроме того, как было указано выше, иных оснований, предусмотренных ЗК РФ, либо Административным регламентом предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности" (утв. постановлением администрации от 27.02.2015 N 55п) оспариваемое решение об отказе в предоставлении земельного участка не содержит.
При таких обстоятельствах выводы Четвёртого арбитражного апелляционного суда о том, что решение департамента N 2626-ДИЗО/17 от 01.03.2017 об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует ЗК РФ и нарушает права и законные интересы главы КФХ в сфере предпринимательской деятельности, создавая препятствия в реализации права на приобретение в собственность земельного участка, являются законными и обоснованными.
Доводы, изложенные администрацией в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства, получили соответствующую правовую оценку и по существу направлены исключительно на переоценку доказательств по делу, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебного акта, вследствие чего постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2017 года по делу N А58-7092/2016 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.