• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 мая 2024 г. N Ф02-1204/24 по делу N А10-4451/2023

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Административным регламентом предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.02.2018 N 57 (далее - Административный регламент), предусмотрено, что основанием для начала административной процедуры является передача ответственным за предоставление государственной услуги представленных документов членам экспертной комиссии (пункт 3.18); каждый эксперт не позднее, чем за семь дней до утверждения комиссионного экспертного заключения, обязан представить ответственному за предоставление государственной услуги индивидуальное экспертное заключение с изложением своего мнения по проекту, имеющихся предложений и замечаний по нему (пункт 3.22); при проведении государственной экспертизы экспертная комиссия рассматривает соответствие предусмотренных проектом освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, требованиям, предъявляемым к составу проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, и порядку его разработки, а также законодательству Российской Федерации; проект экспертного заключения комиссии подготавливается ответственным за предоставление государственной услуги и подлежит обсуждению на заседании комиссии (пункт 3.23); результаты государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, оформляются в виде заключения, которое может быть положительным или отрицательным; критериями принятия решения о подготовке проекта положительного или отрицательного заключения экспертизы являются его оценка экспертами, выводы относительно возможности или невозможности реализации предусмотренных проектом мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов в связи с их соответствием или несоответствием установленным целям, видам использования лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (пункт 3.24); утверждение экспертного заключения комиссии проводится в присутствии только экспертов путем открытого голосования; решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей присутствующих экспертов; эксперт не может воздержаться при голосовании; заключение государственной экспертизы в двух экземплярах подписывают ответственный за предоставление государственной услуги и все участвовавшие в голосовании эксперты (пункт 3.25).

Изложенные положения Административного регламента разделяют порядок подготовки и представления каждым экспертом индивидуального экспертного заключения с изложением своего мнения по проекту, имеющихся предложений и замечаний по нему, и порядок подготовки и утверждения заключения государственной экспертизы; при этом представление индивидуальных экспертных заключений не является процедурой голосования по вопросу утверждения комиссионного экспертного заключения.

Таким образом, вопреки доводам выводам апелляционного суда, возведение, наличие и эксплуатация объектов капитального строительства на особо защитных участках леса арендуемого обществом лесного участка противоречит императивным требованиям статей 107 (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 N 442-ФЗ), 119 (введенной в действие Федеральным законом от 27.12.2018 N 538-ФЗ) ЛК РФ; при этом капитальные объекты, размещенные на особо защитных участках леса (выдел 21 в квартал 813 Монгойского участкового лесничества Витимского лесничества) лесного участка, предоставленного обществу в целях геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, не обладают признаками линейных объектов и гидротехнических сооружений, в связи с чем их эксплуатация не допускается в силу установленного законом императивного запрета; также согласно представленному 05.05.2023 на государственную экспертизу проекту освоения лесов на арендованном лестном участке, в том числе на особо защитных участках леса, размещены и проектируются объекты капитального строительства, не связанные с созданием лесной инфраструктуры (технологический полигон с соответствующей инфраструктурой для закачки и откачки из рудоностных зон выщелачивающего раствора для производства конечного уранового продукта, снабженный системой энергетического оборудования для передачи или распределения электрической энергии (провода, опоры), трубопроводов технологических, скважины закачные и откачные, пруд-отстойник, зумпфы, с целью их эксплуатации для обеспечения бесперебойной работы предприятия); наличие одного индивидуального отрицательного экспертного заключения при восьми положительных, предоставленных в пределах компетенции каждого эксперта, не свидетельствует о незаконности и необоснованности заключения государственной экспертизы, согласно которому все девять экспертов (члены комиссии) единогласно проголосовали за невозможность реализации представленного обществом проекта освоения лесов, то есть утвердили в установленном законодательством порядке отрицательное заключение государственной экспертизы; с учетом изложенных установленных в ходе судебного разбирательства по делу обстоятельств суд округа соглашается с выводами суда первой инстанции о соответствии оспариваемого приказа изложенным положениям законодательства и отсутствии нарушения прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."