город Иркутск |
|
14 мая 2024 г. |
Дело N А10-4451/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Ананьиной Г.В., Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой И.Г.,
при участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции представителя Акционерного общества "Хиагда" - Костроминой О.А. (доверенность N 098/26/2024-ДОВ от 04.03.2024, паспорт, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Республиканского агентства лесного хозяйства на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 февраля 2024 года по делу N А10-4451/2023 Арбитражного суда Республики Бурятия,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Хиагда" (ОГРН 1020300523308, ИНН 0302001219, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Республиканскому агентству лесного хозяйства (далее - агентство) о признании недействительным приказа N 433 от 19.05.2023 об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, об обязании утвердить положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 02 октября 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 февраля 2024 года решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 02 октября 2023 года отменено, по делу принят новый судебный акт, которым приказ агентства N 433 от 19.05.2023 признан недействительным, на агентство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, агентство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило данное постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель жалобы оспаривает выводы апелляционного суда о недействительности приказа агентства N 433 от 19.05.2023, а также об отсутствии оснований для вынесения отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов ввиду отсутствия на момент заключения договора аренды лесного участка N 5 от 12.05.2011 и государственной экспертизы в 2012 году запретов и ограничений на возведение объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры; указывает на то, что в период действия указанного договора аренды пунктами 1, 3 части 2.1 статьи 107 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) в редакции Федерального закона от 29.12.2010 N 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ) были установлены запреты на проведение сплошных рубок и размещение объектов капитального строительства на особо защитных участках леса, при этом проект освоения лесов на 2012-2018 годы указания на проектирование объектов капитального строительства не содержал, в связи с чем агентство не располагало и не могло располагать сведениями о том, что указанные в проекте объекты относятся к объектам капитального строительства, об этом последнему стало известно только при проведении экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка N 95-21 от 22.06.2021, в котором содержались положения о вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства; предметы договоров аренды лесного участка N 5 от 12.05.2011 и N 95-21 от 22.06.2021 являются разными, отличающимися по площади, конфигурации, иным адресным характеристикам, при этом в отношении обоих лесных участков в период их эксплуатации обществом действовал императивный запрет, установленный первоначально пунктами 1, 3 части 2.1 статьи 107 ЛК РФ, в дальнейшем - пунктами 1, 3 части 4 статьи 119 ЛК РФ; оснований для выдачи положительного заключения государственной экспертизы не имелось, поскольку один из разделов представленного проекта освоения лесов заключением эксперта признан не соответствующим законодательству, а отрицательное заключение государственной экспертизы, послужившее основанием для вынесения оспариваемого приказа, подписано всеми членами комиссии.
Общество в отзыве на кассационную жалобу выразило согласие с обжалуемым судебным актом.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 апреля 2024 года судебное разбирательство по делу отложено до 12 часов 00 минут 02 мая 2024 года.
Агентство ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
Участвующий в судебном заседании представитель общества поддержала доводы отзыва на кассационную жалобу, указала на законность обжалуемого судебного акта.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 23.06.2021 между агентством (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка для осуществления разведки и добычи полезных ископаемых N 98-21, по условиям которого арендодатель на основании распоряжения N 249-рл от 09.06.2021 предоставил, а арендатор принял во временное пользование находящийся в государственной собственности лесной участок с кадастровым номером 03:02:360102:188 площадью 5,249 га, расположенный в частях выделов 21, 22, 30 квартала 813 Республики Бурятия, Муниципального образования "Баунтовский эвенкийский район", в границах Витимского лесничества, Монгойского участкового лесничества, для осуществления разведки и добычи полезных ископаемых, сроком c момента государственной регистрации договора до 31.12.2035; арендатор обязан в течение 6 месяцев со дня заключения договора разработать и предоставить проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы (пункты 1.2,1.3, 3.4, 6.1 договора).
Арендатором во исполнение указанного договора аренды подготовлен проект освоения лесов и направлен на экспертизу.
09.03.2023 агентством издан приказ N 222 об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов в связи с несоответствием проекта требованиям действующего законодательства и невозможности его реализации: указанные существующие объекты лесной инфраструктуры, не соответствуют договору аренды лесного участка N 98-21 от 23.06.2021; указанные существующие объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, не соответствуют договору аренды лесного участка N 98-21 от 23.06.2021; проектируемые объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, должны быть указаны в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 N 1084-р "Об утверждении перечня объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов"; в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 119 ЛК РФ на особо защитных участках лесов запрещается строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.
02.12.2022 между арендатором и арендодателем к договору аренды N 98-21 от 23.06.2021 заключено дополнительное соглашение N 1, которым Приложение N 2 к договору "Характеристики лесного участка" изложено в новой редакции: в таблицу 4 включены объекты, связанные с лесной инфраструктурой, и в таблицу 6 включены имеющиеся на лесном участке объекты, не связанные с лесной инфраструктурой.
17.04.2023 проект освоения лесов, доработанный в соответствии с дополнительным соглашением N 1 от 02.12.2022, направлен на повторную экспертизу.
Приказом агентства N 366 от 26.04.2023 утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, согласно которому одним из замечаний является то, что указанные существующие объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, не соответствуют дополнительному соглашению N 1 к договору аренды лесного участка N 98-21 от 23.06.2021.
05.05.2023 обществом проект освоения лесов направлен на повторную экспертизу.
Приказом агентства N 433 от 19.05.2023 утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, согласно которому на арендованном лесном участке размещены и проектируются объекты капитального строительства, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, что не соответствует пункту 3 части 4 статьи 119 ЛК РФ, где строительство и эксплуатация объектов капитального строительства на особо защитных участках лесов запрещается, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.
Не согласившись приказом агентства N 433 от 19.05.2023, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об его оспаривании.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности агентством наличия оснований для утверждения отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов ввиду размещения в нарушение требований пункта 3 части 4 статьи 119 ЛК РФ на особо защитных участках лесов (выдел 21 в квартал 813 Монгойского участкового лесничества Витимского лесничества), расположенных на арендуемом обществом лесном участке, объектов капитального строительства, не обладающих признаками линейных объектов и гидротехнических сооружений, (трубопровод технологический и скважины поглощающие, добычные, вентиляционные, технологичные).
Повторно рассматривая дело, апелляционный суд пришел к выводам об отсутствии у агентства оснований для утверждения отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов ввиду нарушения агентством порядка утверждения заключения (наличия лишь одного отрицательного заключения эксперта из девяти), а также размещения (возведения) обществом объектов капитального строительства на особо защитных участках лесов, расположенных на арендуемом обществом лесном участке, в соответствии с законодательством, действовавшим в период действия договора аренды N 5 от 12.05.2011 и проведения в 2012 году государственной экспертизы, не предусматривающим запретов и ограничений на возведение объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (пункт 3 части 4 статьи 119 ЛК РФ вступил в силу с 1 июля 2019 года), в связи с чем признал оспариваемый приказ агентства недействительным.
Между тем, апелляционным судом не учтено следующее.
На основании части 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Согласно статье 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса (часть 1); состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2).
В силу статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе и порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1); государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 названной статьи (часть 2).
В соответствии со статьей 107 ЛК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 N 442-ФЗ, действовавшей в период заключения и исполнения договора аренды лесного участка N 5 от 12.05.2011) особо защитные участки лесов выделяются в защитных лесах, эксплуатационных лесах, резервных лесах (часть 1); на особо защитных участках лесов запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений (пункт 3 части 2.1).
Согласно статье 119 ЛК РФ (введенной в действие Федеральным законом от 27.12.2018 N 538-ФЗ и действовавшей в период заключения и исполнения договора аренды лесного участка N 98-21 от 23.06.2021) особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах (часть 1); на особо защитных участках лесов запрещается строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений (пункт 3 части 4).
Таким образом, изложенными положениями лесного законодательства, действовавшими в период действия заключенных между агентством и обществом договоров аренды лесного участка, установлен императивный запрет на размещение (строительство и эксплуатацию) объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений, на особо защитных участках лесов.
Порядком государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 N 513, предусмотрено, что государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 Порядка, в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ (пункт 2); результат экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ; заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным (пункт 9); отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки (пункт 10.1).
Административным регламентом предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.02.2018 N 57 (далее - Административный регламент), предусмотрено, что основанием для начала административной процедуры является передача ответственным за предоставление государственной услуги представленных документов членам экспертной комиссии (пункт 3.18); каждый эксперт не позднее, чем за семь дней до утверждения комиссионного экспертного заключения, обязан представить ответственному за предоставление государственной услуги индивидуальное экспертное заключение с изложением своего мнения по проекту, имеющихся предложений и замечаний по нему (пункт 3.22); при проведении государственной экспертизы экспертная комиссия рассматривает соответствие предусмотренных проектом освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, требованиям, предъявляемым к составу проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, и порядку его разработки, а также законодательству Российской Федерации; проект экспертного заключения комиссии подготавливается ответственным за предоставление государственной услуги и подлежит обсуждению на заседании комиссии (пункт 3.23); результаты государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, оформляются в виде заключения, которое может быть положительным или отрицательным; критериями принятия решения о подготовке проекта положительного или отрицательного заключения экспертизы являются его оценка экспертами, выводы относительно возможности или невозможности реализации предусмотренных проектом мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов в связи с их соответствием или несоответствием установленным целям, видам использования лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (пункт 3.24); утверждение экспертного заключения комиссии проводится в присутствии только экспертов путем открытого голосования; решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей присутствующих экспертов; эксперт не может воздержаться при голосовании; заключение государственной экспертизы в двух экземплярах подписывают ответственный за предоставление государственной услуги и все участвовавшие в голосовании эксперты (пункт 3.25).
Изложенные положения Административного регламента разделяют порядок подготовки и представления каждым экспертом индивидуального экспертного заключения с изложением своего мнения по проекту, имеющихся предложений и замечаний по нему, и порядок подготовки и утверждения заключения государственной экспертизы; при этом представление индивидуальных экспертных заключений не является процедурой голосования по вопросу утверждения комиссионного экспертного заключения.
Таким образом, вопреки доводам выводам апелляционного суда, возведение, наличие и эксплуатация объектов капитального строительства на особо защитных участках леса арендуемого обществом лесного участка противоречит императивным требованиям статей 107 (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 N 442-ФЗ), 119 (введенной в действие Федеральным законом от 27.12.2018 N 538-ФЗ) ЛК РФ; при этом капитальные объекты, размещенные на особо защитных участках леса (выдел 21 в квартал 813 Монгойского участкового лесничества Витимского лесничества) лесного участка, предоставленного обществу в целях геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, не обладают признаками линейных объектов и гидротехнических сооружений, в связи с чем их эксплуатация не допускается в силу установленного законом императивного запрета; также согласно представленному 05.05.2023 на государственную экспертизу проекту освоения лесов на арендованном лестном участке, в том числе на особо защитных участках леса, размещены и проектируются объекты капитального строительства, не связанные с созданием лесной инфраструктуры (технологический полигон с соответствующей инфраструктурой для закачки и откачки из рудоностных зон выщелачивающего раствора для производства конечного уранового продукта, снабженный системой энергетического оборудования для передачи или распределения электрической энергии (провода, опоры), трубопроводов технологических, скважины закачные и откачные, пруд-отстойник, зумпфы, с целью их эксплуатации для обеспечения бесперебойной работы предприятия); наличие одного индивидуального отрицательного экспертного заключения при восьми положительных, предоставленных в пределах компетенции каждого эксперта, не свидетельствует о незаконности и необоснованности заключения государственной экспертизы, согласно которому все девять экспертов (члены комиссии) единогласно проголосовали за невозможность реализации представленного обществом проекта освоения лесов, то есть утвердили в установленном законодательством порядке отрицательное заключение государственной экспертизы; с учетом изложенных установленных в ходе судебного разбирательства по делу обстоятельств суд округа соглашается с выводами суда первой инстанции о соответствии оспариваемого приказа изложенным положениям законодательства и отсутствии нарушения прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда принято с неправильным применением норм материального права и подлежит отмене на основании положений частей 1, 2 статьи 288 АПК РФ. Поскольку выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого приказа по изложенным выше основаниям основаны на правильном применении норм материального права, соблюдении норм процессуального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, решение Арбитражного суда Республики Бурятия подлежит оставлению в силе в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 06 февраля 2024 года по делу N А10-4451/2023 Арбитражного суда Республики Бурятия отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 02 октября 2023 года по делу N А10-4451/2023.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Административным регламентом предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.02.2018 N 57 (далее - Административный регламент), предусмотрено, что основанием для начала административной процедуры является передача ответственным за предоставление государственной услуги представленных документов членам экспертной комиссии (пункт 3.18); каждый эксперт не позднее, чем за семь дней до утверждения комиссионного экспертного заключения, обязан представить ответственному за предоставление государственной услуги индивидуальное экспертное заключение с изложением своего мнения по проекту, имеющихся предложений и замечаний по нему (пункт 3.22); при проведении государственной экспертизы экспертная комиссия рассматривает соответствие предусмотренных проектом освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, требованиям, предъявляемым к составу проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, и порядку его разработки, а также законодательству Российской Федерации; проект экспертного заключения комиссии подготавливается ответственным за предоставление государственной услуги и подлежит обсуждению на заседании комиссии (пункт 3.23); результаты государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, оформляются в виде заключения, которое может быть положительным или отрицательным; критериями принятия решения о подготовке проекта положительного или отрицательного заключения экспертизы являются его оценка экспертами, выводы относительно возможности или невозможности реализации предусмотренных проектом мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов в связи с их соответствием или несоответствием установленным целям, видам использования лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (пункт 3.24); утверждение экспертного заключения комиссии проводится в присутствии только экспертов путем открытого голосования; решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей присутствующих экспертов; эксперт не может воздержаться при голосовании; заключение государственной экспертизы в двух экземплярах подписывают ответственный за предоставление государственной услуги и все участвовавшие в голосовании эксперты (пункт 3.25).
Изложенные положения Административного регламента разделяют порядок подготовки и представления каждым экспертом индивидуального экспертного заключения с изложением своего мнения по проекту, имеющихся предложений и замечаний по нему, и порядок подготовки и утверждения заключения государственной экспертизы; при этом представление индивидуальных экспертных заключений не является процедурой голосования по вопросу утверждения комиссионного экспертного заключения.
Таким образом, вопреки доводам выводам апелляционного суда, возведение, наличие и эксплуатация объектов капитального строительства на особо защитных участках леса арендуемого обществом лесного участка противоречит императивным требованиям статей 107 (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 N 442-ФЗ), 119 (введенной в действие Федеральным законом от 27.12.2018 N 538-ФЗ) ЛК РФ; при этом капитальные объекты, размещенные на особо защитных участках леса (выдел 21 в квартал 813 Монгойского участкового лесничества Витимского лесничества) лесного участка, предоставленного обществу в целях геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, не обладают признаками линейных объектов и гидротехнических сооружений, в связи с чем их эксплуатация не допускается в силу установленного законом императивного запрета; также согласно представленному 05.05.2023 на государственную экспертизу проекту освоения лесов на арендованном лестном участке, в том числе на особо защитных участках леса, размещены и проектируются объекты капитального строительства, не связанные с созданием лесной инфраструктуры (технологический полигон с соответствующей инфраструктурой для закачки и откачки из рудоностных зон выщелачивающего раствора для производства конечного уранового продукта, снабженный системой энергетического оборудования для передачи или распределения электрической энергии (провода, опоры), трубопроводов технологических, скважины закачные и откачные, пруд-отстойник, зумпфы, с целью их эксплуатации для обеспечения бесперебойной работы предприятия); наличие одного индивидуального отрицательного экспертного заключения при восьми положительных, предоставленных в пределах компетенции каждого эксперта, не свидетельствует о незаконности и необоснованности заключения государственной экспертизы, согласно которому все девять экспертов (члены комиссии) единогласно проголосовали за невозможность реализации представленного обществом проекта освоения лесов, то есть утвердили в установленном законодательством порядке отрицательное заключение государственной экспертизы; с учетом изложенных установленных в ходе судебного разбирательства по делу обстоятельств суд округа соглашается с выводами суда первой инстанции о соответствии оспариваемого приказа изложенным положениям законодательства и отсутствии нарушения прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 мая 2024 г. N Ф02-1204/24 по делу N А10-4451/2023