город Иркутск |
|
15 мая 2024 г. |
Дело N А19-21889/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Курочкиной И.А., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Новиковой И.В. (доверенность от 09.01.2024, диплом, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 декабря 2023 года по делу N А19-21889/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 февраля 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (ИНН 3812122706, ОГРН 1093850013762, далее - АО "ИЭСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России, Управление) о признании незаконными и отмене постановления от 15.09.2023 N 038/1272/23 о назначении административного наказания и представления от 15.09.2023 N 038/4600/23.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено областное государственное унитарное энергетическое предприятие "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" (далее - ОГУЭП "Облкоммунэнерго").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14 декабря 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 февраля 2024 года, изменено постановление Иркутского УФАС России о назначении административного наказания в части размера назначенного наказания. Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
АО "ИЭСК" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты по мотивам неправильного применения судами норм материального права и нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы Иркутским УФАС России не доказано наличие оснований для квалификации действий АО "ИЭСК" по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Выводы судов о невозможности применения статьи 2.9 КоАП РФ являются необоснованными.
Также заявитель полагает, что разрешение данного спора подлежит урегулированию в судебном порядке в рамках разрешения разногласий по статье 445 Гражданского кодекса Российской Федерации
Управление в отзыве на кассационную жалобу выразило несогласие с доводами кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), ОГУЭП "Облкоммунэнерго" и АО "ИЭСК" своих представителей в судебное заседание не направили; от АО "ИЭСК" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В судебном заседании представитель Управления поддержал свои возражения на доводы кассационной жалобы.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в Иркутское УФАС России 06.04.2023 поступило обращение ОГУЭП "Облкоммунэнерго" на действия АО "ИЭСК", выразившиеся в нарушении срока направления проекта договора по заявке N 24507/22-СЦ от 28.07.2022 об осуществлении технологического присоединения и несоответствии направленного проекта договора Правилам технологического присоединения.
Управлением вынесено определение от 10.02.2023 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении общества по статье 9.21 КоАП РФ, назначено проведение административного расследования.
В ходе административного расследования Управлением установлено, что 28.07.2022 ОГУЭП "Облкоммунэнерго" обратилось в АО "ИЭСК" с заявкой об осуществлении технологического присоединения в целях увеличения максимальной мощности 787 кВт отходящих КЛ-10 кВ отяч. N 18 ПС "Западная N 3" по адресу: Иркутская область, г. Черемхово.
На основании уведомлений АО "ИЭСК" от 01.08.2022, от 31.08.2022, от 08.10.2022 ОГУЭП "Облкоммунэнерго" 29.08.2022 и 19.10.2022 представило недостающие документы и сведения.
Проект договора N 1444/22-ЦЭС и технических условий направлены АО "ИЭСК" через сервисный центр ООО "Иркутскэнергосбыт" 16.11.2022.
В пункте 5 проекта договора АО "ИЭСК" указало, что срок выполнения мероприятий составляет 2 года со дня заключения договора; в технические условия АО "ИЭСК" включило пункт 10, согласно которому сетевой организацией за счет инвестиционной программы запланирована реконструкция ПС 220 кВ "Черемхово", а также осуществление мероприятий "последней мили", что повлекло увеличение платы за технологическое присоединение в размере 80 463 835, 56 рублей, а также более длительный срок осуществления мероприятий по техническому присоединению. На ОГУЭП "Облкоммунэнерго" возложены обязанности по реконструкции существующей сети и иные мероприятия.
Не согласившись с содержанием проекта договора ОГУЭП "Облкоммунэнерго" 28.11.2022 направило в адрес АО "ИЭСК" мотивированный отказ с требованием приведения договора в соответствие с Правилами.
АО "ИЭСК" письмом от 01.12.2022 N 1546 отказалось внести изменения в проект договора, на дату вынесения оспариваемого постановления договор сторонами не подписан.
Управление пришло к выводу, что в действиях АО "ИЭСК" имеется нарушение установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, выразившегося в нарушении подпункта "б" пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), в части неправомерно установленного договором от 16.11.2022 срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению. Также антимонопольный орган признал, что включение в договор мероприятий "последней мили" при условии, что заявка подана в связи с необходимостью увеличения мощности в существующей точке присоединения, противоречит требованиям Правил N 861, а отказ привести договор в соответствие с требованиями действующего законодательства свидетельствует о навязывании не предусмотренных Правилами обязательств. В срок до 12.12.2022 новый проект договора АО "ИЭСК" не направлен.
По факту выявленных нарушений должностным лицом Управления 10.04.2023 в отношении АО "ИЭСК" составлен протокол об административном правонарушении 773/23 по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением от 15.09.2023 N 038/1272/23 АО "ИЭСК" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Также в отношении АО "ИЭСК" 15.09.2023 вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, согласно которому АО "ИЭСК" в 30-дневный срок со дня получения настоящего представления указано на обязанность привести проект договора N 1444/22-ЦЭС, направленный в адрес ОГУЭП "Облкоммунэнерго" по заявке N 24507/22-СЦ об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя (в целях увеличения максимальной мощности на 787 кВт отходящих КЛ-10 кВ от яч. N 18 ПС "Западная N 3" по адресу: Иркутская область, г. Черемхово), в соответствие с требованиями подпункта "б" пункта 16, пункта 25 Правил N 861 и направить проект договора и технические условия в адрес ОГУЭП "Облкоммунэнерго".
Не согласившись с постановлением и представлением антимонопольного органа, общество оспорило их в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности антимонопольным органом наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, об отсутствии нарушения процедуры привлечения к административной ответственности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет ответственность по части 2 статьи 9.21 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Пунктом 41 Правил N 861 установлены случаи, при которых сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации.
При получении заявки в силу абзаца 6 пункта 43 Правил N 861 сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора об осуществлении технологического присоединения.
Согласно абзацу 3 пункта 15 Правил N 861 в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
Пунктом 16 указанных Правил установлены предельные сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению. Для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет более 670 кВт, срок технологического присоединения не может превышать 1 год (подпункт "б").
Данная норма носит императивный характер и направлена на недопустимость злоупотребления сетевой организацией как сильной стороной в договоре с потребителем услуги.
Как правильно указали суды, технические условия должны содержать фактические мероприятия по технологическому присоединению, подлежащие выполнению со стороны сетевых организаций, для осуществления конкретного технологического присоединения.
Согласно пункту 25 (4) Правил N 861 технологического присоединения в технических условиях для заявителей - сетевых организаций, подающих заявки в соответствии с пунктом 13 (1) Правил технологического присоединения, должны быть указаны, в том числе, обоснованные требования к усилению электрической сети смежной сетевой организации.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 861 в случае направления заявителем в течение 10 рабочих дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием приведения его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия (как неотъемлемое приложение к договору).
Согласно абзацу 3 пункта 19 Правил N 861 запрещается навязывать потребителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.
По результатам исследования и оценки представленных доказательств, доводов и возражений сторон, суды установили, что требования пункта 15, подпункта "б" пункта 16, пункта 19 Правил N 861 АО "ИЭСК" не были соблюдены.
Суды обоснованно признали, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению для рассматриваемого случая должен составлять 1 год, который является предельным; правовые основания для установления срока 2 года со дня заключения договора у сетевой организации отсутствовали.
Также суды установили, что в проекте технических условий заложены необоснованные мероприятия, как в отношении сетевой организации, так и в отношении потребителя, что привело к повышению размера платы за технологическое присоединение. При этом суды учитывали, что заявка ОГУЭП "Облкоммунэнерго" была направлена в целях увеличения максимальной мощности по существующей схеме подключения без изменения точки присоединения. Вместе с тем, мероприятия по техническим условиям предусматривали строительство новых объектов электросетевого хозяйства без учета наличия фактического технологического присоединения объекта ОГУЭП "Облкоммунэнерго" к электрическим сетям АО "ИЭСК". Строительство новых объектов электросетевого хозяйства представляет собой развитие существующей сети и не может быть включено в плату за технологическое присоединение.
На направленные 28.11.2022 ОГУЭП "Облкоммунэнерго" в адрес АО "ИЭСК" мотивированный отказ и требование привести проект договора и технические условия в соответствие с Правилами N 861 в срок до 12.12.2022 новый проект договора и технические условия в адрес ОГУЭП "Облкоммунэнерго" не поступили, что правомерно расценено судами как несоблюдение АО "ИЭСК" требований пункта 15, абзаца 3 пункта 19 Правил N 861.
В ходе судебного разбирательства, в суде первой инстанции установлено, что новый проект договора и технические условия поступили в адрес ОГУЭП "Облкоммунэнерго" только 20.11.2023.
С учетом установленных обстоятельств, руководствуясь положениями части 1 статьи 1.5, части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях АО "ИЭСК" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доказательства, свидетельствующие о том, что общество предприняло все зависящие от него меры к выполнению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены и судами таких обстоятельств не установлено.
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, суды верно установили повторность совершения правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ и правильность квалификации настоящего деяния административным органом по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, что подтверждается вступившим в законную силу 20.04.2022 решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 февраля 2022 года по делу N А19-114/2022. С учетом положений статьи 4.6 КоАП РФ годичный срок со дня окончания исполнения постановления (оплата штрафа 19.08.2022), оспариваемого по делу N А19-114/2022, на момент совершения правонарушения рассматриваемого в настоящем деле, не истек.
Также судами установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении антимонопольным соблюден порядок и срок давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из установленных по делу фактических обстоятельств допущенного обществом нарушения порядка, установленного Правилами N 861, повлекшего нарушение прав потребителя, характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, суды первой и апелляционной инстанций пришли к мотивированным выводам об отсутствии оснований для признания вменяемого административного правонарушения малозначительным.
В силу пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Кроме того, суды обоснованно указали на наличие у Управления установленных статьей 29.13 КоАП РФ оснований для вынесения и направления обществу представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Доводы заявителя кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, фактически направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ, подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 декабря 2023 года по делу N А19-21889/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 февраля 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
И.А. Курочкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил правомерность привлечения к административной ответственности за нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, установив, что действия ответчика не соответствовали требованиям законодательства. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения, кассационная жалоба отклонена.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 мая 2024 г. N Ф02-1938/24 по делу N А19-21889/2023