город Иркутск |
|
15 мая 2024 г. |
Дело N А19-17760/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Ананьиной Г.В., Рудых А.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 декабря 2023 года по делу N А19-17760/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Иркутска (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству финансов Иркутской области (далее - министерство финансов, ответчик) о взыскании убытков в размере 5 839 702 рублей 60 копеек, связанных со льготным обеспечением отдельных категорий граждан жилыми помещениями.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство социального развития).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 декабря 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2024 года по тому же делу, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, министерство финансов обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило решение и постановление судов отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Заявитель жалобы оспаривает выводы судов о наличии оснований для взыскания с Иркутской области в лице министерства финансов убытков, полагает, что обеспечение жилыми помещениями лиц, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, не относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (Иркутской области) и должно производиться за счет средств Российской Федерации; главным распорядителем бюджетных средств Иркутской области в сфере социальной поддержки инвалидов является министерство социального развития, а не министерство финансов; суды необоснованно отклонили доводы о существенном завышении размера убытков и необходимости его определения исходя из средней стоимости 1 кв.м жилья по Иркутской области.
Министерство социального развития в отзыве на кассационную жалобу просило обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении иска отказать.
Министерство финансов в представленном ходатайстве просило провести судебное заседание в отсутствие своих представителей.
Участвующие в деле лица уведомлены о времени и месте рассмотрения жалобы в соответствии с требованиями статей 123, 186 АПК РФ, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, вступившими в законную силу решениями Кировского районного суда города Иркутска от 10 января 2021 года и от 15 ноября 2021 года на администрацию возложена обязанность по предоставлению Воронину Я.Г. и Гурулевой Т.С., страдающим заболеваниями, входящими в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 N 987н (далее - Перечень N 987н) (поставленным на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 01.01.2005), по договорам социального найма во внеочередном порядке благоустроенных жилых помещений площадью не менее 15 кв.м с учетом права на дополнительную площадь.
Во исполнение данных решений суда общей юрисдикции администрацией Воронину Я.Г. по договору социального найма N 005136 от 05.06.2023 предоставлено приобретенное на основании заключенного по результатам проведения электронного аукциона муниципального контракта N 010-64-000461/3 от 11.04.2023 изолированное жилое помещение, расположенное по адресу: г. Иркутск ул. Центральная, д. 19, кв. 2, общей площадью 30,0 кв.м, стоимостью 3 297 702 рубля 60 копеек; Гурулевой Т.С. по договору социального найма N 005205 от 05.09.2023 предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Баумана, д. 190, кв. 58, общей площадью 30,2 кв.м, стоимостью 2 542 000 рублей.
Полагая, что понесенные расходы по предоставлению жилых помещений Воронину Я.Г. и Гурулевой Т.С. подлежат возмещению за счет бюджета субъекта Российской Федерации, администрация обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании соответствующих убытков в сумме 5 839 702 рублей 60 копеек.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из законности и обоснованности заявленных администрацией требований.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков.
Инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, страдающих тяжелыми формами заболеваний, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди (пункт 4 части 1 статьи 51, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Перечень N 987н).
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 49 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Из системного анализа положений статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", разъяснений, приведенных в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016, пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", вопреки доводам министерства финансов обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Отнесение указанных расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит положениям статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, правильно применив изложенные нормы права с учетом разъяснений высших судебных инстанций по их применению, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили факт несения администрацией во исполнение вступивших в законную силу решений Кировского районного суда города Иркутска от 10 января 2021 года и от 15 ноября 2021 года за счет собственных средств расходов в сумме 5 839 702 рублей 60 копеек на приобретение в муниципальную собственность по муниципальному контракту N 010-64-000461/3 от 11.04.2023 жилого помещения, расположенного по адресу: г. Иркутск ул. Центральная, д. 19, кв. 2, общей площадью 30,0 кв.м, впоследствии переданного Воронину Я.Г. по договору социального найма N 005136 от 05.06.2023, а также предоставление из муниципального фонда жилого помещения, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Баумана, д. 190, кв. 58, общей площадью 30,2 кв.м, Гурулевой Т.С. по договору социального найма N 005205 от 05.09.2023, и поскольку обязанность по возмещению расходов, понесенных в связи с обеспечением жильем лиц, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, лежит на субъекте Российской Федерации (Иркутской области), а министерство финансов является органом, уполномоченным представлять интересы указанного публично-правового образования в соответствующей сфере, суды правомерно удовлетворили иск к Иркутской области в лице министерства финансов за счет казны Иркутской области в указанной сумме.
Доводы заявителя жалобы о необоснованном завышении заявленных убытков мотивированно отклонены судами, поскольку размер последних определен администрацией по цене муниципального контракта, заключенного по результатам проведения конкурентных процедур определения продавца в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также в соответствии с отчетом N 41/112023 ООО "Деловой центр-оценка", при непредставлении в материалы дела каких-либо доказательств, опровергающих обоснованность их определения; кроме того, удовлетворение исковых требований в заявленном размере в рассматриваемом случае отвечает принципу полного возмещения убытков, установленному положениями статей 15, 16, 1069 ГК РФ.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 декабря 2023 года по делу N А19-17760/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность требований о взыскании убытков с бюджета субъекта Российской Федерации за предоставление жилых помещений инвалидам, страдающим тяжелыми заболеваниями. Суд установил, что расходы на обеспечение жильем данных лиц должны покрываться за счет бюджета региона, а не федерального бюджета, что обосновывает удовлетворение иска.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 мая 2024 г. N Ф02-1370/24 по делу N А19-17760/2022