город Иркутск |
|
17 октября 2018 г. |
Дело N А58-1109/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Сонина А. А., Шелёминой М. М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 мая 2018 года по делу N А58-1109/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Андреев В. А, суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Ломако Н.В., Сидоренко В.А.),
установил:
индивидуальный предприниматель Ноговицын Егор Егорович (ОГРНИП 305143505300121; ИНН 1430001589230; г. Якутск; далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - департамент) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, изложенного в письме N 992-дизо/18 от 06.02.2018; обязании принять решение о представлении предпринимателю без торгов земельного участка по адресу: г. Якутск, Намский тракт, 13 км, с кадастровым номером 14:35:106004:886.
Решением Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) от 24 мая 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2018 года, заявленные требования удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с указанными судебными актами, Окружная администрация города Якутска (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить.
Согласно доводам кассационной жалобы, примененная судом восстановительная мера в виде возложения на департамент обязанности повторно рассмотреть заявление предпринимателя о предоставлении в собственность без торгов земельного участка не соответствует нормам процессуального права и существу заявленных предпринимателем требований; отказ публично-правового образования в заключении на новый срок договора аренды земельного участка не подлежит оспариванию в порядке главы 24 АПК РФ, такие требования подлежат рассмотрению в порядке искового производства; предпринимателем при обращении с соответствующим заявлением не представлены необходимые документы, подтверждающие надлежащее использование земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить её без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) и Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 18.05.2017 предпринимателем было подано заявление о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, Намский тракт, 13 км, с кадастровым номером 14:35:106004:886, площадью 200 003 кв. м в целях использования "сельскохозяйственное использование" в порядке, установленном пунктом 1.2 Административного регламента предоставления администрацией муниципальной услуги "Предоставление земельных участков без торгов из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена" (утв. постановлением администрации от 27.02.2015 N 50п) (далее - Административный регламент).
Данный земельный участок предприниматель, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, использует под сельскохозяйственное производство на основании договора аренды N 14 от 19.06.2012, заключенного с Министерством имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) сроком на 5 лет, а также на основании договора аренды N 09-1/2017-0585 от 25.09.2017, заключенного с департаментом сроком на 5 лет (до 25.09.2022).
Указанный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, имеет категорию: земли сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства.
Департамент письмом N 992-дизо/18 от 06.02.2018 сообщил предпринимателю об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении указанного земельного участка без торгов в собственность ввиду наличия информации МКУ "Управление сельского хозяйства" городского округа "город Якутск" N СЗ 70355 от 07.12.2017, согласно которой земельный участок не используется по назначению (сельскохозяйственное производство) и данных по производству не имеется.
Не согласившись с указанным решением департамента, предприниматель оспорил его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности департаментом наличия оснований, предусмотренных земельным законодательством, для принятия оспариваемого решения об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка без проведения торгов.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании решения может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Установив совокупность указанных условий, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
По правилам распределения бремени доказывания, установленным статьёй 65, частью 5 статьи 200 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений; обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Согласно пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность в случае и в порядке, которые предусмотрены ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа, земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ).
Аналогичные положения предусмотрены подпунктом 9 пункта 1.2.1 Административного регламента.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ, согласно которой в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из указанных в данном пункте действий, в том числе принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (пункт 5).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, арбитражные суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии у департамента правовых оснований, установленных вышеизложенными нормами земельного законодательства, для отказа в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка.
В частности, предприниматель при использовании спорного земельного участка не привлекался к административной ответственности по статье 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (использование земельных участков не по целевому назначению), что следует из письма Управления Росреестра по Республике Саха (Якутия) N 17-12-1/05828-17 от 01.09.2017.
Кроме того, согласно акту обследования земельного участка N 2371 от 20.10.2017 Управления муниципального контроля администрации земельный участок с кадастровым номером 14:35:106004:886 освоен и используется по целевому назначению.
При этом ссылка департамента на письмо МКУ "Управление сельского хозяйства" ГО "город Якутск" N СЗ 70355 от 07.12.2017 в качестве мотива принятия решения об отказе обоснованно отклонена судами, поскольку указанное письмо не содержит надлежащих сведений, в том числе предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации", и не является доказательством неиспользования предпринимателем земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка, в том числе ссылок на какие-либо нормы земельного законодательства, Административного регламента, которым не соответствует предприниматель, оспариваемое решение не содержит.
При указанных обстоятельствах арбитражные суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали незаконным отказ департамента, изложенный в письме N 992-дизо/18 от 06.02.2018.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что заявленное предпринимателем требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства и избранная судом восстановительная мера не соответствует существу указанного требования, отклоняются судом кассационной инстанции на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предметом судебной проверки в рамках настоящего дела являлась законность ненормативного правового акта - решения департамента, вынесенного им в рамках оказания соответствующей муниципальной услуги; при этом предпринимателем испрашивалось право собственности на арендуемый им земельный участок, а вопрос о понуждении департамента к заключению нового договора аренды заявителем не поднимался, в связи с чем правовая позиция, изложенная в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.2012 N 17540/11 в рассматриваемом деле применению не подлежит.
Поскольку суд не вправе подменять уполномоченный орган местного самоуправления и возлагать на него обязанность по предоставлению предпринимателю в собственность испрашиваемого земельного участка, судом первой инстанции правомерно избрана восстановительная мера в виде обязания департамента повторно рассмотреть соответствующее заявление предпринимателя с учетом приведенных в судебном решении выводов.
Довод администрации о наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о неиспользовании предпринимателем испрашиваемых земель сельскохозяйственного назначения, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку они не являлись основанием для принятия оспариваемого решения.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 мая 2018 года по делу N А58-1109/2018 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
А.А. Сонин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.