город Иркутск |
|
20 мая 2024 г. |
Дело N А33-6092/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Курочкиной И.А., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа помощником судьи Лю-фа-хуан Д.А.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Винокуровой М.Ю., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Немцевой И.С.,
при участии в судебном заседании представителей администрации города Игарки Куликова В.Ю. (доверенность от 15.06.2023, диплом, паспорт), общества с ограниченной ответственностью "Многоотраслевой энергопромышленный комплекс" конкурсного управляющего Малькова О.А. (паспорт), представителя Афонькина А.И. (доверенность от 01.08.2022, диплом, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Игарки на решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 июня 2023 года по делу N А33-6092/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 января 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Многоотраслевой энергопромышленный комплекс" (ИНН: 2449002945, ОГРН: 1142411000973, далее - ООО "Энергопром", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному образованию город Игарка в лице администрации города Игарки (далее - администрация) и к Красноярскому краю в лице Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее - Министерство) о взыскании 40 659 700 рублей неполученной субсидии по договору N 2 от 21.12.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Красноярскому краю, дочернее общество с ограниченной ответственностью "Водоканал".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 июня 2023 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 января 2024 года, иск удовлетворен частично. С муниципального образования город Игарка в лице администрации города Игарки в пользу ООО "Энергопром" взыскано 40 659 700 рублей - субсидии за счет казны муниципального образования город Игарка. В удовлетворении требования к Красноярскому краю в лице Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края отказано.
Администрация города Игарки обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции по мотивам неправильного применения судами норм материального права, нарушения норм процессуального права, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
В кассационной жалобе заявитель приводит доводы о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является лицом в результате действий (бездействия) которого возник ущерб и причинены убытки истцу. По мнению заявителя, надлежащим ответчиком по делу является Управление ЖКХ и строительства администрации Туруханского района. Администрация считает ошибочной ссылку суда апелляционной инстанции на пункт 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), поскольку в данном случае произошло не исчерпание выделенных лимитов бюджетных обязательств со стороны администрации, а данные лимиты просто не были выделены администрации для последующего предоставления субсидий ООО "Энергопром".
ООО "Энергопром" в отзыве на кассационную жалобу выразило несогласие с ее доводами.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
В судебном заседании представители администрации и общества поддержали свои доводы и возражения.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Энергопром" создано администрацией города Игарки, 100% доли ООО "Энергопром" принадлежит муниципальному образованию город Игарка в лице администрации города Игарки.
Постановлением администрации города Игарки от 24.12.2014 N 369-п "Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования город Игарка" единой теплоснабжающей организацией на территории города Игарки утверждено ООО "Энергопром".
Решением Игарского городского Совета депутатов от 25.09.2018 N 72-365 "О внесении изменений в решение Игарского городского Совета депутатов от 13.12.2017 N 57-300 "О городском бюджете на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов" была предусмотрена субсидия на возмещение недополученных доходов ресурсоснабжающим организациям, возникших в связи с невыполнением показателей производственной программы по полезному отпуску энергетических ресурсов и/или понесённых в связи с непредставлением платы потребителям за энергетические ресурсы в 2017 году.
21.12.2018 между ООО "Энергопром" и администрацией города Игарки был заключен договор N 2 "О предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов ресурсоснабжающим организациям города Игарки, возникших в связи с невыполнением показателей производственной программы по полезному отпуску энергетических ресурсов и/или понесенных в связи с непредставлением платы потребителям за энергетические ресурсы в 2017 году".
По данному договору N 2 от 21.12.2018 администрация обязалась предоставить получателю - ООО "Энергопром" субсидию в размере 40 659 700 рублей (пункт 1.1 договора).
Решением Игарского городского Совета депутатов от 04.03.2019 N 9-35 "О внесении изменений в решение Игарского городского Совета депутатов "О городском бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов" невыплаченная субсидия на возмещение недополученных доходов ресурсоснабжающим организациям, возникших в связи с невыполнением показателей производственной программы по полезному отпуску энергетических ресурсов и/или понесенных в связи с непредставлением платы потребителям за энергетические ресурсы в 2017 году предусмотрена как гашение кредиторской задолженности в рамках непрограммных расходов общего пользования в размере 67 365 500 рублей (в том числе 40 659 700 рублей для ООО "Энергопром").
Решением Игарского городского Совета депутатов от 31.10.2019 N 22-66 "О внесении изменений в решение Игарского городского Совета депутатов "О городском бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов" из расходной части бюджета исключены расходные обязательства на предоставление субсидии на возмещение недополученных доходов ресурсоснабжающим организациям, возникших в связи с невыполнением показателей производственной программы по полезному отпуску энергетических ресурсов и/или понесённых в связи с непредставлением платы потребителям за энергетические ресурсы в 2017 году.
Между администрацией города Игарки и ООО "Энергопром" 26.12.2019 заключено дополнительное соглашение N 1, которым обязательства в неисполненной части субсидии по договору сторонами прекращены.
Вступившим в законную силу решением Красноярского краевого суда от 20 июля 2021 года по делу N 3а-351/2021 удовлетворено административное исковое заявление ООО "Энергопром" к Игарскому городскому Совету депутатов о признании недействующим решения Игарского городского Совета депутатов от 31.10.2019 N 22-66.
При рассмотрении указанного дела суд установил, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит положениям статей 9, 15, 31, 86 Бюджетного кодекса РФ, не допускающим произвольное исключение расходных обязательств бюджета, а также Постановлению Правительства РФ от 18.09.2020 N 1492 в том, что при недостаточности лимитов расходные обязательства не исключаются, а предоставляются в очередном финансовом году получателю субсидии. Суд признал требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, а решение Игарского городского Совета депутатов от 31.10.2019 N 22-66 "О внесении изменений в решение Игарского городского Совета депутатов "О городском бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов" в части исключения из расходной части бюджетных средств на погашение кредиторской задолженности на возмещение недополученных доходов ресурсоснабжающими организациям, возникших в связи с невыполнением показателей производственной программы по полезному отпуску энергетических ресурсов и/или понесённых в связи с непредставлением платы потребителям за энергетические ресурсы в 2017 году, недействующим.
Вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Красноярского края от 03.03.2023 по делу N А33-13987-18/2021 признано недействительной сделкой соглашение N 1 от 26.12.2019 о расторжении договора N 2 от 21.12.2018.
При рассмотрении указанного дела суд установил, что при совершении сделки воля обеих сторон была направлена на то, чтобы должник не получил субсидию в виде денежных средств в размере 40 659 700 рублей. Вместе с тем, на момент совершения указанной сделки должник зная о том, что имеет задолженность перед иными кредиторами, при этом осознавая реальную возможность получения денежных средств в виде субсидии, в добровольном порядке отказался от её получения, что в свою очередь привело к причинению вреда имущественным правам кредиторов; в результате совершения оспариваемого действия был причинен вред имущественным правам кредиторов ООО "Энергопром", поскольку должник необоснованно при наличии признаков неплатёжеспособности, являясь по отношению к ответчику заинтересованным лицом, осознавая и преследуя цель причинения вреда имущественным правам кредиторов отказался от предоставления субсидии в размере 40 659 700 рублей.
Истец, ссылаясь на то, что в результате принятия городским Советом депутатов незаконного нормативного правового акта ООО "Энергопром" недополучило денежные средства в размере 40 659 700 рублей, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности истцом факта несения убытков и наличия у ответчика обязанности возместить ООО "Энергопром" 40 659 700 рублей субсидию за счет казны муниципального образования город Игарка.
Выводы судов соответствуют положениям статей 69, 78, 86, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 15, 16, 309, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 16, 17, 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), статей 6, 28 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьи 6 Устава муниципального образования города Игарка, Постановления администрации города Игарки от 01.10.2018 N 363-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов ресурсоснабжающим организациям, возникших в связи с невыполнением показателей производственной программы по полезному отпуску энергетических ресурсов понесенных в связи с непредставлением платы потребителям за энергетические ресурсы в 2017 году" (далее - Порядок N 363-п), статей 65, 69 АПК РФ.
Согласно статье 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 Гражданского кодекса РФ, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти.
Как правильно установили суды, организация обеспечения теплоснабжения на территории города Игарка отнесена к вопросам местного значения города Игарка. Теплоснабжение города осуществлялось единой теплоснабжающей организацией - ООО "Энергопром".
В соответствии со статьей 18 Закона N 131-ФЗ, статьей 86 Бюджетного кодекса РФ, статьей 6 Устава муниципального образования города Игарка муниципальное образование самостоятельно устанавливает расходные обязательства городского бюджета и исполняет их за счет средств местного бюджета.
Пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ установлено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Абзацем втором пункта 7 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
Согласно Порядку N 363-п целью предоставления субсидии ресурсоснабжающим организациям города Игарки является возмещение недополученных доходов, возникших в связи с невыполнением показателей производственной программы по полезному отпуску энергетических ресурсов в 2017 году; субсидия осуществляется за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных решением Игарского городского Совета депутатов от 13.12.2017 N 57-300 "О городском бюджете на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов" (пункт 3); главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на предоставление субсидии, органом осуществляющим координацию и контроль предоставления субсидии является администрация города Игарки (пункт 4); субсидия предоставляется на основании договора о предоставлении субсидии, заключенного между администрацией города Игарки и получателем субсидии, по форме согласно Приложению N 4 к настоящему Порядку (пункт 11).
В настоящем случае суды обоснованно признали, что заключенный администрацией на основании Порядка N 363-п с ООО "Энергопром" договор N 2 от 21.12.2018 о предоставлении субсидии является правовым основанием для возникновения у муниципального образования город Игарка обязательств перед ресурсоснабжающей организацией. Указанное сторонами не оспаривается.
Вместе с тем, решением Игарского городского Совета депутатов от 31.10.2019 N 22-66 из расходной части бюджета города были исключены расходные обязательства муниципального образования на предоставление субсидии ресурсоснабжающим организациям, в том числе ООО "Энергопром".
Вступившим в законную силу решением Красноярского краевого суда от 03.08.2021 по делу N 3а-351 решение Игарского городского Совета депутатов от 31.10.2019 N 22-66 в соответствующей части признано недействующим со дня вступления в законную силу судебного решения.
Однако, решение от 31.10.2019 N 22-66 повлекло неисполнение администрацией ранее принятых решений о городском бюджете, предусматривающих выплату субсидии ООО "Энергопром" в размере 40 659 700 рублей, договора N 2 от 21.12.2018 о предоставлении ООО "Энергопром" субсидии в размере 40 659 700 рублей.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, установив, что убытки истца возникли из невыполнения условий договора N 2 от 28.12.2018 и неправомерного исключения из расходной части бюджета города Игарки суммы средств субсидии решением Игарского городского Совета депутатов от 31.10.2019 N 22-66 "О городском бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов", суды пришли к правильным выводам о доказанности истцом требований и о наличии у администрации, являющейся главным распорядителем бюджетных средств, обязанности возместить ООО "Энергопром" 40 659 700 рублей субсидию за счет казны муниципального образования город Игарка.
С учетом положений частей 2, 3 статьи 69 АПК РФ суды обоснованно учли вступившие в законную силу судебные акты (решение Красноярского краевого суда от 20.07.2021 по делу N 3а-351/2021, определение Арбитражного суда Красноярского края от 03.03.2023 по делу N А33-13987-18/2021).
Суды также правомерно указали, что при недостаточности лимитов, расходные обязательства предоставляются в очередном финансовом году получателю субсидии.
На основании установленных обстоятельств и указанном правовом регулировании суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении иска ООО "Энергопром".
При рассмотрении дела судами было установлено и администрацией подтверждено, что Красноярский край не имеет никакого отношения к субсидированию ООО "Энергопром" в соответствии с договором, в связи с чем в удовлетворении требований к Министерству было отказано.
Вопреки доводам администрации об обязательствах Туруханского района суды правильно указали, что администрация города Игарки является надлежащим ответчиком по делу, поскольку на основании Порядка N 363-п является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на предоставление субсидии, органом осуществляющим координацию и контроль предоставления субсидии.
В силу статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает определенными бюджетными полномочиями, в том числе обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; обеспечение соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Правовых оснований для иных выводов у суда округа не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов, основаны на неправильном толковании норм права, по сути сводятся к переоценке доказательств и установленных судами обстоятельств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 июня 2023 года по делу N А33-6092/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 января 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
И.А. Курочкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд удовлетворил иск о взыскании субсидии в размере 40 659 700 рублей с муниципального образования за невыполнение условий договора о предоставлении субсидии, установив наличие убытков у истца. Администрация города не смогла доказать свою ненадлежащую роль в деле, и требования к краевому министерству были отклонены. Решение первой инстанции оставлено без изменения.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 мая 2024 г. N Ф02-1779/24 по делу N А33-6092/2022